Библейский плен

  Когда тебя "уводят" Ветхий и Новый Заветы, можешь не сомневаться, что ты так и останешься их пленником.
  Завершив серию "Лакуны эпох", я была убеждена, что все пробелы, которые мне бросились в них, я, насколько позволяли мне возможности, исследовала, и теперь могу освободиться от "плена" Библии.
  Но, к своему удивлению, едва я поставила последнюю точку, как с досадой словила себя на том, что и - вот это не учла, и то пропустила, и о том забыла...
  Решила взять тайм-аут, не ограниченный какими-то сроками. Будут пропущенные темы волновать, значит, вернусь к ним. Нет - на "нет" и суда нет.
  Прошло довольно много времени. Я то забывала о них, то лениво думала:надо бы возвратиться к ним.
  Но, как известно, писать надо лишь тогда, когда не можешь не писать. И вот этот момент настал. По сути это возвращение и продолжение серии "Лакуны эпох", хотя и с новым названием.
  Итак, добровольно сдаюсь в "библейский плен" и отмечу, что у меня давно был интерес ко всему, что связано с матерью Христа, и, разумеется, к ней самой. И меньше всего, как это кому-то не покажется парадоксальным, к непорочному зачатию.
  Теперь, когда появилось столько возможностей "получить" ребенка, не вступая в интимные отношения с мужчиной, этот вопрос более не представляется мне каким-то особенно загадочным и вызывающим удивление и насмешки.
  Палестинские террористы, подолгу сидящие в израильских тюрьмах, несмотря на все тюремные строгости, ухитряются передавать свою сперму на волю для жен, которые потом рожают вполне здоровых детей.
  Совсем недавно жена террориста, приговоренного к пожизненному заключению, родила двойню (сыновей).
  Тоже своего рода "непорочное зачатие". А уж в случае с Марией сам Святой Дух в дело вступил. Так что и результат был соответствующий - Христос.
  Шутка шуткой, но если говорить всерьез,- мы, современное человечество, только начинаем раздвигать горизонты и познавать их, о которых раньше и помыслить не могли.
  Естественно, что то же непорочное зачатие вызывало у тех же советских людей, особенно неверующих, насмешки и анекдоты. В адрес женщины, которая неожиданно забеременела, не зная, от кого, говорили с ехидством:"Ну да, ветром надуло!".
  А, между тем, я помню, что лет десять назад, а, может, и больше читала в какой-то газете, кажется, в АИФ, о каком-то диком племени, женщины которого в известный им день садились обнаженными у реки, бурлящей от сильного ветра, и таким образом беременели.
  Вот вам и - ветром надуло! В прямом, что называется, смысле.
  Тогда, прочитав заметку об этом, я не склонна была поверить в реальность происходящего. А теперь - склонна. Мы не знаем, какие знания дали первым людям  пришельцы с небес, но явно те, до которых мы еще и сегодня не доросли. А те, которых мы считаем дикарями, которые живут, оторванные от нашей цивилизации, владеют ими, потому что законсервировали то, что получили на заре человечества.
  Это мы в их глазах дикари, потому что не знаем то, что для них естественно и само собой разумеющееся.
  Человечество до сих пор не знает, как зародилась жизнь на Земле. Чего же удивляться тому, что оно до недавнего ничего или мало что знало о разных способах рождения человеческого существа.
  А ведь когда-то человеческий младенец выходил сразу полуторагодовалым из яйца(почитайте Рериха), а взрослое человеческое существо было одновременно и мужчиной и женщиной.
  Нам это трудно представить, как до недавнего - и непорочное зачатие. Что же говорить о Иосифе, который вдруг узнал, что юная Мария  забеременела неизвестно от кого.  И поэтому, решив не навлекать позора ни на нее, ни на себя, "хотел тайно отпустить ее".
  Но Ангел Господень, естественно, сумел вразумить Иосифа и объяснить, какая ответственность теперь лежит на нем, "ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого".
  Тут уж поневоле встает вопрос:кто он, этот Иосиф, почему на него пала эта тяжелейшая ноша? В Евангелиях нет "биографии" Иосифа. Есть ряд эпизодов из его жизни:"разговор" с Ангелом, Вифлеем, рождение и крещение Младенца, бегство в Египет и возвращение в Назарет.
  За всем этим, однако, мы не слышим голоса Иосифа, его слов, его мнения. Он как бы есть и его как бы нет. Даже когда 12-летний Иисус остается в Иерусалиме и Иосиф с Марией возвращаются за ним, только Мария обращается к Сыну, хотя и говорит не только от своего имени, но и Иосифа:"И матерь Его сказала Ему:Чадо! что Ты сделал с нами? вот, отец Твой и Я с великой скорбью искали Тебя"(Лк, 2:48).
  Евангельский Иосиф "биографии" не имел или почти не имел, но богословы и литераторы, разумеется, сочинили ее. Почему-то утвердилось мнение, что Иосиф был старец, вдовец, имел взрослых детей.
  Он часто посещал Храм, и ему, как очень благочестивому человеку, была вручена  юная Мария, воспитанная при Храме.
  Почему нужно было "вручить" ее старику-вдовцу,-загадка, ведь наверняка благочестивые прихожане были и среди молодых людей. Скорее всего, первый сочинитель "биографии" Иосифа вложил в нее свое понимание того, каким должен был быть земной отец Христа и муж Его Матери.
  Отсутствие реальной информации о жизни Иосифа нередко заполняли небылицами и нелепыми фантазиями. Как-то доводилось читать книгу какого-то западного автора, который "сделал" Иосифа участником антиримского восстания, за что был распят на кресте, как и его Сын.
  Мифов и версий о жизни Иосифа множество, но, пожалуй, только Лью Уоллес приблизился к пониманию того, почему были обручены Иосиф и Мария, обратившись к традициям иудеев. Этот Уоллес сам был человек интересной судьбы,- губернатором и генералом северян во время гражданской войны в США.
  В 1880 году он опубликован роман "Бен-Гур" - о том,-если сказать коротко и схематично,- как приходили к христианской вере люди разных судеб и поколений.
  В романе есть сцена, когда Иосиф с Марией едут в Вифлеем и по дороге им встречается раби(раввин). Он восхищается красотой Марии и говорит Иосифу, которому на вид лет пятьдесят:"Какая у тебя дочка хорошенькая!". И повторяет это еще раз, на что Иосиф с досадой отвечает:"Да говорил же тебе, не дочь мне она!".
  Далее он поясняет, что Мария - дочь Иохима и Анны из Вифлеема, что они тоже в Назарете жили, но уже умерли. Марии и ее сестре Марианне досталось небольшое наследство от отца. Но чтобы получить его,- "ты же знаешь наши законы",- требуется, чтобы женщина вышла замуж за ближайшего в роду соплеменника, а то ничего не получишь. "Вот и стала она моей женой".
  На уточняющий вопрос раввина, а кем приходится Иосиф Марии, тот отвечает:"Дядей".
  И как тут не вспомнить сцену из Второзакония, когда к Моисею приходят пятеро девиц из колена Манассии, у которых умер отец, и требуют дать им свою долю наследства:отец же не виноват, что у него не было сыновей.
  Бог это требование признал справедливым и повелел Моисею удовлетворить его. Моисей, однако, выставил условие:замуж они должны выйти за представителей своего рода, чтобы уделы в нем и остались.
  Бойкие девицы согласились и вышли замуж за своих дядей.
  В общем, версия, высказанная Уоллесом, наиболее правдоподобная, она всё ставит на свои места:и "старость" Иосифа, и причину союза с Марией, но христианские богословы не могли принять ее. Семейство надо было оторвать от иудейских корней, особенно после того, как христианство стало официальной религией Римской империи.
  Так обыкновенный плотник превратился в Иосифа, отличавшегося особой святостью, ибо, по мнению богословов, человек, который воспитывал такого Сына, не мог и сам быть обычным.
  Судя по Евангелиям, Иосиф не дожил до того времени, когда Иисус стал проповедовать свое учение. Но о нем еще помнили. Когда Иисус стал читать в местной синагоге книгу Исайи, прихожане "дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили:не Иосифов ли это сын?"(Лк.,4:22).
  Если бы Иосиф был жив, он, разумеется, присутствовал бы в синагоге.
  В сущности, роль, отведенную ему, Иосиф исполнил. Он уберег Сына от расправы Ирода, вырастил и передал Ему свое плотницкое мастерство, которым Иисус зарабатывал на жизнь.
  При этом наверняка не был святым, а был самым обыкновенным человеком, что отнюдь не умаляет его, а, наоборот, возвышает. Но человек так устроен, что ему хочется видеть в другом, имеющего отношения к чему-то или к кому-то необычному, нечто иное, и поэтому  всегда находятся те, кто эту потребность удовлетворяет.
  И не случайно религия любого народа полна мифами и сказаниями о житиях святых, различных чудесах и необычных явлениях.
  Не стала исключением и христианская религия.

                Продолжение следует)
 


Рецензии