Эффект бабочки

(Из автобиографической повести в миниатюрах «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не говорю»)


…Как-то я решила поиграть в бабочку. И пожить этим ощущением целый день.

И сразу обнаружилось, что вокруг меня много бабочек – и в картинках, и живых, и в виде украшения на шторы… Я люблю их разноцветные крылышки, и их танец по летним разнотравьям. Люблю образ бабочки, он очень многое для меня значит...

Образ из сна:

«…Солнышко разбудило меня, и я, расправив крылышки, вспорхнула с цветка. Я большая красивая бабочка, мои крылышки – как синее небо, а к краям они более фиолетовые. Я попила росы из серединки цветка, я попила нектара из другого… На крылышках моих – бисеринки пыльцы. Под лучами солнца эта пыль кажется алмазной, и я сверкаю, как драгоценное украшение. Я взлетаю и парю в потоке тёплого ветерка, трепеща крылышками. Ветер меняет направление, и я начинаю танцевать, отдаваясь этому всем своим существом. Меня окружает красота – последние цветы ранней осени, последние листья золотого листопада. Я любуюсь золотом, багрянцем и тёмной зеленью вечнозеленых елей. Меня овевают душистые ароматы полей и лугов, и ветер приносит запахи леса и реки. А небо тёплое, голубое, и я счастлива, это мгновение – целая вечность жизни бабочки…

Я целый день порхала по цветкам, упивалась красотами и необъятностями мира. До глубины души прониклась волшебством мгновений. Мне некуда было спешить. И каждый цветок радовался моим касаниям. И ветер играл со мной, и я играла с ветром, просто – танцевала…»

Как у Ле-цзы: «Тогда глаз был как ухо, а ухо было как нос, а нос был как рот, потому что они все были одним и тем же самым. Было состояние экстаза, форма растворилась, а кости и плоть полностью растаяли; я не знал, как тело держится вертикально и на что наступают стопы. Я отдался ветру, на восток и на запад, как листья дерева».

Я улыбаюсь, я счастлива, этот образ навевает чудесные воспоминания совсем уж раннего детства, луга и просторы Белоомута. Но есть в этих воспоминаниях и боль.

…Я подхожу к подоконнику, там что-то трепыхается в коробочке. Смотрю внимательнее… Сине-фиолетовая крупная и красивая бабочка пришпилена булавкой к карте. На карте – 6 Пик. И это выглядит устрашающе – бабочка за тельце приколота прямо посередине между пиковыми дорожками. Она ещё жива. Дёргается, содрогается, пытается освободиться…

Это возвращает меня к моменту операции на глазах, когда я сама чувствовала себя такой вот бабочкой на игле...

Этот жуткий образ, связавший воедино два разных момента, между которыми было два года – операцию на глазах и реальную бабочку на булавке, – преследовал меня потом всю мою жизнь.

И вот через много лет подруга присылает мне совершенно чудесную фотографию – практически та же бабочка, прилетевшая к ней в квартиру, и спокойно позировавшая на страницах книги. Свободная, лёгкая, ничем не сдерживаемая…

Воспринимаю этот знак – как личный…

Один образ от другого отделяет десятки лет. Целая жизнь. Бабочка на игле… Да, можно сказать, что я была – пришпилена. Условностями, ограничениями словами «надо», «должна».

Говорят, как-то однажды, великому мудрецу Чжуан-цзы приснилось, что он бабочка, счастливая бабочка, которая радуется, что достигла исполнения желаний, и которая не знает, что она Чжуан-цзы. Утром он проснулся и увидел, что он – Чжуан-цзы. И он никак не мог понять, снилось ли ему, что он бабочка, или же бабочке снится, что она Чжуан-цзы.

Сейчас я – расправляю крылья. Бабочка-феникс, Фея Феникс, свободная и – возрождающая себя саму.


Сентябрь 2014 г.

* «Эффект бабочки» — термин в естественных науках.


Рецензии