Несостоявшийся должник что делать, если банк испор

Несостоявшийся должник: что делать, если банк испортил кредитную историю?

Получить отказ в кредите от банка бывает так же обидно, как провалить собеседование или упустить выгодную покупку. Не случайно эксперты советуют прежде, чем претендовать на крупный потребительский кредит или ипотеку, выплатить несколько мелких займов, например, на покупку мебели или холодильника. Это поможет сформировать хорошую кредитную историю.

И еще более обидно, когда репутацию и кредитную историю клиенту испортил… банк. Совершенно незаслуженно и почти умышленно. Иной раз случаются и такие истории.

Гражданка Иванова (имя изменено) стала клиенкой некоего банка еще в 2006 году, взяв кредит, который успешно погасила досрочно и полностью, написала заявление о расторжении договора и аннулированию карты. Через три года на телефон стали приходить СМС из банка с напоминанием о необходимости внести очередной взнос. Удивленная гражданка обратилась на горячую линию банка и получила ответ, что беспокоиться не о чем – это всего лишь сбой программы.

Напоминания и телефонные звонки на некоторое время прекратились. Но сюрпризы не закончились: через полгода совершенно случайно клиентка выяснила, что счет в банке так и не закрыт, и написала заявление с просьбой разобраться. Заявление приняли, но ответом заявительницу так и не удостоили. Вместо ответа стали приходить СМС и раздаваться телефонные звонки с требованием… погасить задолженность по закрытому в 2009 году счету!

Длительные и утомительные разбирательства с отделом претензий банка привели  к тому, что банк вернул гражданке несколько сотен рублей переплаты и все же выдал справку об отсутствии задолженности. Справедливость восторжествовала.

Но в 2014 году гражданку Иванову ждал неприятный сюрприз: другой банк отказал ей в кредите на том основании, что кредит, взятый в 2006 году, якобы был погашен только в 2014, после многомесячной просрочки. Удивленная клиентка обратилась в Бюро кредитных историй и получила распечатку своей кредитной истории, где именно так и были описаны ее предыдущие злоключения.

Не так часто, но случается, добросовестные клиенты банков попадают в такую ситуацию по вине некомпетентных сотрудников банка или из-за обмана кредитных организаций, сетует адвокат Андрей Комиссаров (коллегия адвокатов «Комиссаров и партнеры»). Следует знать, что каждый заемщик вправе оспорить информацию о себе, которая содержится в Бюро кредитных историй, пройдя достаточно простую процедуру:
1. Необходимо сделать запрос на сайте Центробанка и узнать, в каком именно Кредитном бюро хранится ваша кредитная история.
2. Подать запрос в «свое» БКИ о предоставлении запроса по кредитной истории.
3. Написать заявление в БКИ об исправлении ошибочно внесенных данных или о внесении изменений в кредитную историю.

- В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 30.12.2004 N 218-ФЗ "О кредитных историях", БКИ в течение тридцати дней обязано провести проверку полученной от лица информации на предмет ее соответствия действительности, - объясняет Андрей Комиссаров, - С этой целью БКИ формирует запрос, который направляется в кредитное учреждение, предоставившее информацию. Если информация найдет подтверждение, в оспариваемую часть кредитной истории БКИ вносятся соответствующие коррективы. Если же банк уклоняется от подтверждения запрашиваемой информации или не подтверждает её, кредитная история останется без изменений. В случае отказа во внесении изменений, БКИ пришлет соответствующе уведомление, которое заявитель может обжаловать через суд.

Чтобы избежать длительного судебного процесса, лучше всего с самого начала приложить к заявлению копии максимального количества документов, подтверждающих правоту клиента. Обычно описанной выше процедуры должно быть достаточно для разрешения сложившейся ситуации. Самое главное, помнить, что любые переговоры, связанные с профессиональными субъектами рыночной деятельности, в т.ч. банками, необходимо вести в письменном виде.

Если же дело все же дойдет до суда, к процессу против БКИ можно привлечь банк и заявить к нему требования о взыскании морального вреда. Обоснованием обоснованности предъявляемых требований могут стать письменно подтвержденные отказы от других банков, со ссылкой на данные, полученные этими банками от БКИ.
Возможно подпортить репутацию банковского учреждения, можно также написать жалобу в Роспотребнадзор, который обязан провести проверку изложенных в жалобе обстоятельств.


Рецензии