День Победы - 69

Утро 9 мая 2014 года. В помещении проходной Черноморского судостроительного завода уже в половине восьмого было тесно. И не потому, что ветеранов войны, черноморцев так уж много. Их - горсточка, а остальные – сопровождающие, организующие и сочувствующие лица.

Вот и ко мне, всего лишь "сочувствующей", подбежал мальчик с букетом гвоздик, протянул цветок. С сожалением отказываюсь, прошу у него прощения:"Я не ветеран". Своими сединами ввела я его в заблуждение, но я не видела войны, я тогда ещё не жила.

Здесь же, в проходной вместе с черноморцами фронтовиками стоят и ветераны труда ЧСЗ, и Герои социалистического  труда, и почётные судостроители. Эти люди были когда-то славой  и гордостью нашего завода, всей Украинской ССР, всего Советского Союза - это высшая знать трудового народа, ювелиры-мастера своего дела. Они когда-то были достойным примером для молодежи - «делать жизнь с кого».

Трое из 25-ти прославленных Героев - Петр Борисов, Иван Винник, Михаил Малый - их портреты-барельефы запечатлены… тут я хотела написать, по-привычке, слово «навечно», но...  Не написала.
Так вот, их портреты пока что ещё находятся на третьей стеле огромного мемориального комплекса, который отображает историю завода.  На этой стеле - мирная трудовая, послевоенная жизнь, Герои труда, герои-корабли - крейсеры-авианосцы,  научные суда и плавучие центры дальней космической связи, сухогрузы, контейнеровозы, сухогрузы, траулеры. 

Мемориал - это круглая площадь в окружении когда-то шикарных, высоких тополей. Стела напротив той, что рассказывала о трудовых буднях послевоенного времени,посвящещена  истории совсем давней. Между ними - по окружности - главная стела-памятник тем, кто отдал свою жизнь, защищая страну от фашистов в Великой Отечественной войне.

Раньше здесь всегда горел вечный огонь. На огромном мраморном полукольце - были закреплены медные буквы - множество столбцов с имёнами черноморцев, отдавших свою жизнь за Родину и, как говорили раньше, до 1991 года, за светлое будущее, за нашу счастливую мирную жизнь.
В этой, сегодняшней жизни, имена героев войны стёрты не только из памяти людей. Стёрты с памятника. Выломаны, украдены даже буквы. Цветной металл сдали на металлолом. Вечный огонь давно погас.

На площади этого мемориала проходили раньше все торжественные мероприятия. Сюда и направились все, кто пришёл на родной завод поклониться памяти павших, отметить День Великой Победы, которая была «одна на всех».

Пройдя центральную проходную, медленно движемся по главной аллее. Видно: к празднику готовились. Всё чисто, побелено, подведены бордюры. Большой сквер у проходной уже утопает в зелени. А вот и знакомый бассейн-фонтан в форме Крымского полуострова. Ровный строй высоких серебристых елей, которые я помню ещё «подростками». Стена с «портретами» самых знаменитых наших судов и кораблей. Шествие невольно замедляется. Старые черноморцы смотрят на дела своих рук - дела давно минувших лет. Так стоят на кладбище, читая надписи и вспоминая дорогих людей.

На митинге Генеральный директор В.Н Калашников поздравил ветеранов с праздником и, помолчав немного, вдруг дрогнувшим голосом попросил у ветеранов войны прощения за то, что не смогли сберечь завоеванное ими, и за то, что сегодняшний праздник они встречают не в мирное время. «Я надеюсь, что разум и воля народа возобладают, и на нашей земле опять установится мир», - сказал он.

День Победы - это, как оказалось, и день рождения одного из старейших ветеранов Великой Отечественной войны, черноморца Константина Калоборденко. Поздравления. Цветы. Объятия.

Он уже очень стар. Голос его дрожит. На глазах - слёзы. «Война меня застала во Владивостоке, где я служил на Тихоокеанском флоте», - так начал он свой рассказ о военной поре.
Через всю страну, через всю войну прошел этот моряк на восток, а весной 1945 года железнодорожный эшелон доставил его из Польши обратно - на Дальний Восток. Здесь он «встретил» День Победы и ещё несколько месяцев воевал с Японией.

О, сколько таких судеб, таких рассказов, таких военных и мирных подвигов отображалось на страницах нашей заводской газеты «Трибуна рабочего». После развала СССР началось разграбление и уничтожение нашего гиганта судостроения. Уже в «незалежной» Украине весь архив нашей редакции, все подшивки газет за многие, многие годы исчезли. Хроника 80-летней истории завода, написанная журналистами «по горячим следам» потеряна. Когда я узнала об этом, сердце разрывалось от боли. Но эта моя боль  не нашла отклика  у нынешних владельцев завода (вернее, того, что от него осталось), хотя они сочувственно вздыхали.

В моём небольшом личном архиве сохранились газеты с моими публикациями. Я перепечатала все статьи и информации, которые наиболее ярко воспроизводили последние десятилетия жизни завода, распределила их по рубрикам, по темам, и получилась довольно толстая рукопись. Книгу я назвала, предварительно,  «ЧСЗ – история газетной строкой». Я предложила её родному предприятию.Как говорится в известном мультике, - "безвозмездно". Но прошло несколько лет. Денег на её издание как не было, так всё и нет.

Когда уже шли от мемориала к столовой, где ветеранам предложили «фронтовые сто грамм» и прекрасный праздничный стол, рядом со мной оказалась знакомая  женщина - маляр 41 цеха. Когда-то я писала о ней: «боевой опытный мастер своего дела». Тогда было такое движение – наставничество. Рабочие, много лет проработавшие по своей специальности, брали под опёку молодых.  Вот и она стала бригадиром молодёжной бригады, созданной из выпускниц ПТУ, и быстро вывела их в передовики социалистического соревнования. Вместе со своими девушками она вот здесь, на этой площади-мемориале получала награду, в честь неё играли туш и гремели аплодисменты.

А сейчас она плакала: «Я помню завод после войны, после бомбёжек. Пришла сюда девчонкой. Но тогда, разбомблённый, он не производил такого унылого впечатления. И потом он за короткое время восстал из руин. А сейчас - как будто Мамай прошёл. Огромные цеха стоят пустые, разорённые, с разбитыми окнами, на стенах и на крыше растут большие двадцатилетние уже деревья,  Сердце замирает. Ведь всё родное. Эти стены я сама красила... Разруха! А ведь войны не было. Или была?!» - она вопросительно посмотрела на меня.

С тяжёлым сердцем я покидала родной завод.
 
«Этот праздник со слезами на глазах»...
Не было праздника. Были только слёзы.


Рецензии
Понимаю и разделяю вашу боль. Историю надо знать и помнить. Так же как надо помнить о людях, беззаветно трудившихся на благо нашей великой страны. И не столь важно - воевали они или восстанавливали порушенные во время войны заводы или судоверфи. Важно другое: все они были настоящими патриотами нашей Отчизны, не щадящих для блага Родины ни своих жизней, ни своих сил…

Думаю, что вам, Людмила, следует продолжить цикл воспоминаний о том непростом времени - рано или поздно это будет востребовано. (Как пророчески заметил Михаил Булгаков: «Рукописи не горят».) Может быть, это и неблагодарный труд - описывать давно минувшие события и чувства простых людей той эпохи, но это наша история, это наши люди. И потому нам есть, что описывать, и есть, чем гордиться…

У меня тоже есть публикации на близкие темы:

«Праздник со слезами на глазах...» Nostalgie - http://www.proza.ru/2012/12/09/274
«Легендарные сто грамм». Гл. из Саги о русской водке - http://www.proza.ru/2012/06/09/578

И еще. Судя по публикации на сервере «Проза.ру», у вас возникли технические проблемы: вместо знака «тире» появляются «кракозябы» - (;). Избавиться от этого просто: нужно в самом тексте публикации (в «Ворде») заменить знаки короткого или длинного тире на знак дефиса. (Знак дефиса и знак тире расположены на одной и той же клавише. Однако знак дефис всегда проходит без заморочек.)

С уважением и пожеланиями успехов,
Виктор Аннинский

Виктор Аннинский 2   01.10.2014 20:05     Заявить о нарушении
Спасибо за подсказку. Я заметила это не сразу, что-то убрала, что-то, видимо, пропустила. Теперь буду знать...
Рада найти единомышленника.

Людмила Хасхачих   01.10.2014 20:01   Заявить о нарушении
Терпения, удачи и всех благ!

Виктор Аннинский 2   01.10.2014 20:07   Заявить о нарушении