Забыть страх

          «Я свободен, словно птица в небесах,
          Я свободен, я забыл, что значит страх»

– звучит в когда-то сногсшибательной (да и сейчас многих трогающей) песне Валерона Некипелова и Сержа Маврина.
         
А я-то свободен? Если честно и объективно признаться – нет. Можно ли быть свободным в этой жизни? Если опять же честно перед самим собой – нельзя.
         
Можно, конечно, польстить своей самости, потешить своё чуйство собственной важности иллюзией свободы выбора. Типа, всё, что я делаю, делаю добровольно, потому что я сам этого захотел, сам это выбрал – значит, я свободен! Да, я – такой!
         
Результат от этого – приятно. Как приятна … любая иллюзия. По-настоящему, по-простому может быть свободным только полный, неприкаянный дурак. Освобождаясь от одних правил, обстоятельств, людей всегда попадаешь в зависимость от других правил, обстоятельств, людей.
         
Может получить какую-то степень свободы тот, кому удалось отъехать от здравомыслия, сформированного социумом. Сформированного специально для того, чтобы держать в узде своих членов, – скакунов, тягловых лошадок, ослов и проч. Кому удалось отъехать от подчинения обстоятельствам внешней жизни, от служения своему неуёмному эгоизму, требующему продвигаться к богатству, власти или еще каким «достижениям». И начать как-то продвигаться внутри себя.
         
При продвижении внутри себя постепенно приходит понимание, что это не ты живёшь жизнь, а жизнь живёт тебя. Что вся называемая тобой жизнь – это всего лишь место для учёбы и работы. Место для учёбы, тренинг, дрессировка – в любом случае.
         
Учась и работая ради достижения богатства, власти, удовольствий ты отдаёшь себя для того, чтобы всё это получить. А получив, понимаешь, что всё это – не твоё. Всё то, чего ты можешь лишиться – уже не твоё. У тебя, конечно, пока что-то есть. Но если ты не в силах предотвратить происходящее с ним – значит оно тебе не принадлежит. Тебя просто «развели» и «кинули». В лучшем случае сделали арендатором.
         
При продвижении внутри себя постепенно меняется картина мира, ориентиры и список ценностей.

«Надо мною тишина, небо полное дождя,
Дождь проходит сквозь меня,
Но боли больше нет…» – не для красоты эти слова. 
В них глубокий смысл:
«…Свободным стану я от зла и от добра,
Моя душа была на лезвии ножа».
         
Отъехать от того, чем ты сейчас живёшь – и ты свободен? Но это значит … аннулировать своё «я», свою ЛИЧНОСТЬ со всеми её достоинствами и достояниями?! А что останется?!
         
А останется СУЩНОСТЬ. Сущее останется, то, что не гниёт и не разлагается.
         
Можно уже вдохновиться и кричать от восторга, что что-то останется? Увы, – ещё как-то  рано… совсем рано. Потому что личность будет при каждой возможности травить и душить совсем ещё больную, слабую и тихую сущность. Используя безотказного помощничка – «здравомыслие». Которое истошно возопит в истерике, призывая вернуться в стройные ряды «нормальных людей», шагающих в ногу с искренней уверенностью в том, что в них имеется какое-то «я».
         
На стороне личности навалится со всей своей мощью и безжалостностью социум и будет тебя трамбовать до «нормального» уровня. Нормальный уровень – это когда ты как все и все как все.
         
Социуму нужно формировать личности, безоговорочно подчиняющиеся регулировочным механизмам, принятым нормам и правилам. Для чего он структурирует сознание, то есть выпрямляет извилины в нужном направлении.
         
Первым делом человечка пугают. Сделать это очень просто несколькими внушенными фразами. Напугавшись, он сам хватается за веревочки, предусмотрительно спущенные «для спасения», типа «гарантированное будущее», «забота государства», «социальное обеспечение»...
         
Вытащить сам себя из этого анабиоза человек не сможет. Он сможет только почувствовать, что «как-то все не так, все не так, как надо». Откуда такое чувство? Может быть, навеяно оттуда, где все так, как надо?
         
На этом этапе нужен бы наставник, учитель, опора из едино…отщепенцев от социума, а не единомышленников. Все великие идеи и духовные практики, да чего там – все мировые религии были порождены теми, из кого по каким-то неведомым причинам не получился «социально адаптированный», то есть управляемый обществом продукт. Это – не призыв в секту, Боже упаси. Лучше – да хотя бы к «шизанутым» волонтерам, у которых – своё «мы», без санкционированного здравомыслия.
         
Большинство человеков-личностей регулируются самыми простыми, но самыми мощными жизненными потребностями в питании и продолжении рода и управляются иллюзиями и страхами.
         
Есть те, кто занимает высокое положение в социуме. Чем выше положение, тем больше разрешений на пользование благами и удовольствиями, и, казалось бы, больше свободы. Но по факту это ещё более жёсткий зажим, который душит душу.
         
Есть те, кому изначально такая «богемность» не светит, а очень хочется всего халявного… Извольте – для них имеется криминальный социум со своими нормами и правилами. Он тоже выглядит «фартовым» как наибольшая свобода от общества. Но внутри него свободой совсем не пахнет, там надо жить по понятиям, а выйти из него не просто.   
         
Только те, кто просек иллюзорность и конечную пустоту так называемой жизни – наружной жизни, может при жизни получить потребность в другой жизни (вот такой получился каламбурчик!).
         
Обмануть себя нетрудно… даже совсем легко… даже напрягаться не надо… А вот дойти до себя, когда тебе все мешает и все мешают… Трудно двигаться к себе, потому что чем ближе ты к себе, тем меньше у тебя остаётся иллюзий относительно себя.
         
Во всех религиях и духовных школах говорится, что Бог находится внутри тебя. То есть нельзя Его найти, не познакомившись с самим собой. Заметим: не с личностью, внешним человеком, «наклонённым» жить и думать по правилам, а с внутренним человеком, своей сущностью. Без этого всё будет имитацией, даже можно обозвать более обидным словом, – симулякром.
         
Для обозначения внешнего человека есть хорошее слово «персона», более подходящее, чем слово «личность».
         
Интересно, что и капиталисты, и коммунисты провозглашали один лозунг: «Человек – творец (или хозяин) своей жизни». Однако в реальности он или раб, или управляющий. О том, что ты творец или хозяин, можно думать, будучи сытым и сидящим в уютном месте. До тех пор, пока тебя оттуда не выкинут. Никому того испытать не желаю, но с'est la vie.
         
Не по своей воле ты рождаешься. Не по своей воле ты живёшь. Не по своей воле ты умираешь. Свобода воли только в том, к чему стремиться. Да и то, если это – истинно твоё стремление, а не «чтоб не хуже чем у других».
Твоя личность, которая претендует на роль хозяина (хотя по сути является рабом социума), неутомимо подсовывает всякие интерпретации происходящих с тобой событий, чтобы повысить самооценку.
         
Кроме самооценки, «человека социального» ничего не интересует. Тут ты вправе подпрыгнуть: как это не интересует?! Многое меня интересует! Но если пойти до конца по всей «цепочке» каждого такого интереса, то упрешься в ту же самооценку. Оценка другими – это тоже только элемент для самооценки.
         
Однако, куда это мы «приплыли»? Жить-то тогда зачем?
         
Да затем, чтобы понять: внутренняя жизнь без реализации во внешней – это только мечтания. Но мечтания тоже входят во внутреннюю жизнь, входят вместе с формируемыми обществом мотивирующими иллюзиями, которые есть незаменимый инструмент этого общества. Без них жизнь стала бы сплошной, усугубляющей себя саму депрессией.
         
Вот и повод для оптимизма: внешняя жизнь может стать реализацией внутренней! И если считать внешнюю жизнь не как сугубо личную историю члена семьи, коллектива или сообщности, а как аспект реализующего себя, воплощающегося духа, – то эта жизнь и будет жизнью воплощающегося духа.

«Надо мною тишина, небо полное огня,
Свет проходит сквозь меня,
И я свободен вновь.
Я свободен от любви,
От вражды и от молвы,
От предсказанной судьбы
И от земных оков, от зла и от добра.
В моей душе нет больше
Места для тебя».
         
Вместо «места для тебя» хорошо бы: «места для меня». В моей душе нет больше места для меня с моим «я». Освобождено место для духа. Вот тогда – свобода.
 
Степени несвободы:
1) ограниченное восприятие, имеем 5 органов весьма ограниченного диапазона;
2) диктат тела, физиологии;
3) управляемость подсознанием и зависимость от связанной с ним эмоциональной сферы;
4) зависимость от желаний, «механизмов» и процессов их реализации;
5) управляемость со стороны собственных ментальных установок и стереотипов;
6) безусловная подверженность управляющему влиянию социума;
7) грубое вмешательство «форс-мажорных факторов (войны, катастрофы и др.).
         
И всё это без учёта всех прочих, не столь явных влияний, таких, как космических тел, других полей и излучений, и прочая …
         
Личность, «человек социальный» не может даже свободно верить. А может только доверять кому-то ей известному, чему-то ей услышанному. Вера есть тотальное чувство, вернее – тотальное переживание. А личность не обладает свойством тотальности, она всегда обособленная частность. На тотальность способна только сущность.
         
Вера – она сама по себе сила и даёт силу. Без переживания того, что это ещё и сила, вера суетна и при любой неудаче допускает сомнения, которые перекрывают доступ к источнику силы. С верой не требуется никаких теоретических или идеологических установок. Просто пережил, ощутил эту силу – и всё. Разуверить тебя уже не получится ничему и никому.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.