Иван Емец - И каждый день иду на бой...

В этом кабинете бывали сражения нередко с превосходящими силами. Займут круговую оборону приглашенные на координационный совет правоохранительных органов района – массированный огонь критики нипочем.  Тогда маневр нужен: точный расчет, основанный на доскональном знании проблемы и местных условий.
Факты и еще раз факты.
 
И знание людей. Не отвлеченно, в общих чертах. А каждого, пусть не до душевных тайн, но стиль руководства, методы, отношение к подчиненным – обязательно, и еще результат деятельности.

- Неужто мы хуже всех? – стоял на своем главный зоотехник совхоза «Заречный» С. Алибаев.

Ему вторили главные специалисты совхозов «Котовский», «Кантемировец». А в том же «Заречном» пало в прошлом году 150 голов крупного рогатого скота, 469 свиней, в «Кантемировце» соответственно – 190 и 581. Не наведен порядок и на фермах Котовского совхоза, запущен учет, есть хищения скота, низка трудовая дисциплина. Бесхозяйственность, она вроде топи. Вроде идем – не замечаем,  так еще и приговаривают, чего навалились-то, ведь идем. Почему именно таким дорогостоящим путем? Короче, мол, менее хлопотно. Зато – гибельно, не  преувеличение.

Позиция обороняющихся известна: трудимся ведь!
Но как?
Тем более в преддверии рынка.

Жарким был разговор на заседании в кабинете прокурора Красноармейского района Кокчетавской области Ивана Яковлевича Емеца. Доказали, что поправлять надо положение немедленно, а не искать крайних. Потому что всегда обсуждению предшествует глубокая следовательская работа – рейды со специалистами РАПО, выезды на места и работников милиции, и прокуратуры, и суда. Без согласований, чтобы обойтись без показухи.

Правда, не всех тогда убедили.
 
Через несколько недель в Заречном совхозе крупный падеж: около восьмидесяти телят погибли в огне. Такой костер, обугливающий экономику хозяйства.
Дело взял к производству следователь РОВД, старший лейтенант милиции            Д. Умралин.
На место пожарища выехал И. Емец.
Такое правило у него: самому быть там, где требуется вмешательство, как говорится, компетентных органов.

- Не подумайте, что у нас в районе все гладко, - несколько раз оговорился в нашей беседе Иван Яковлевич. – Есть упущения, немалые…

Ответственность не всем по плечу, а он не может иначе. Не делит ее на Петра Петровича, на Семена Семеновича…

Тревожит преступность среди несовершеннолетних, особенно неблагополучная обстановка в СПТУ №15. И эта проблема  выносится на заседание координационного совета, где председательствующим – он, прокурор И. Емец. Приглашаются руководители школьных коллективов, СПТУ №15, педагоги. И снова – принципиальный, обстоятельный разговор.

А еще – соблюдение жилищного законодательства, работа отделения профилактики РОВД по предупреждению преступлений… Самое актуальное то, что затрагивает интересы многих граждан, что откладывать на завтра никак нельзя, - все это становится предметом обсуждения на совете.

Кто-то не без резона заметит: «Телята все сгорели». Да, координационный совет правоохранительных органов – не панацея от всех бед, но одна из эффективных форм профилактики правонарушений, борьбы с бесхозяйственностью, засевшей, надо признаться, и глубоко - в самих нас, и широко – от столицы до самых до окраин. Эффективная, если – без формализма, без оглядки на другие инстанции. В доказательство несколько цифр: в 1989 году в районе было совершено 160 преступлений, в 1990 г. – 147. на семь случаев сократились тяжкие преступления за те же сроки, или на 31,5 процента от общего числа. Снижается рецидивность, сократились преступления, совершенные в состоянии алкогольного опьянения. Согласитесь, на фоне всеобщего роста правонарушений в стране, республике,  такие показатели впечатляют.

Для сведения: в Красноармейском районе советник юстиции И. Я. Емец работает с июня 1989 года…

1

Звонок телефона.
- Иван Яковлевич, беспокоит Умралин из РОВД. На перекрестке улиц Пролетарской и переулка Киевский – столкновение   автомобилей. КамАЗ и «Москвич» выехали одновременно на желтый свет светофора, двое погибших. Шофер на КамАЗе скрылся…

Так началось дело №5251 по обвинению Ю. Авдеева. Свидетелей происшествия не оказалось.  Те, кто могли что-то прояснить, скончались на месте. Показания самого Авдеева ставили следствие в тупик. В дело вшито письменное указание прокурора. «Для дальнейшего расследования…»

Указание – руководство к действию.

Несколько экспертиз, в том числе одна республиканская, наконец-то позволяют воссоздать картину преступления. Виновный в гибели людей осужден народным судом на длительный срок лишения свободы.

Нет, это не просто аккуратно подшитые листы пронумерованных дел, хотя бы потому, что остановлены суровые мгновения людской жизни? Для одних – последние, трагические; для других – судорожного излома судьбы, после которого нелегкая дорога к прощению, к общественному пониманию, к самому себе, еще не омраченному падением.

Насколько такое возможно?
Пухлые папки становятся своеобразными свидетельствами, рассказывающими о бедах сегодняшнего дня.

Все дела на той или иной стадии расследования ложатся на стол прокурора. На языке служебных инструкций звучит так: прокурорский надзор над уголовным производством. А в жизни он должен быть не только единомышленником тех, кто борется за правопорядок в обществе, но и наставником, порой жестко, с принципиальных позиций оценивающим деятельность сотрудников следственных органов.
 
Капитан милиции Б. Бакенов решил по-доброму расстаться с агрономом Новоивановского отделения, что в совхозе «Победа». По собственной инициативе последний замахнулся продать машину зерна из совхозных закромов в Красноармейск. Пока шел торг, у покупателя не оказалось сразу под рукой нужной суммы, его задержали с поличным.

Прокурор возбудил необоснованно прекращенное уголовное дело, поручил следствие другому оперативному работнику.
Иван Яковлевич искренне переживает, когда не удается предотвратить тяжкие последствия, считая, что профилактика в прокурорской работе важнейший аспект. Не поддержали в вышестоящих инстанциях его протест, когда он квалифицировал приговор по делу А. Слободяна как неадекватный содеянному. Два года исправительных работ с удержанием 20 процентов заработной платы – за злостное хулиганство и оказание сопротивления работникам милиции. Хулиган не заставил себя долго ждать. Убийство, совершенное Слободяном, распутывал Ю. Чакин, следователь местной прокуратуры.

…Он обожал ее, она любила…
Впрочем, это осталось ее секретом.
В ходе предварительного следствия юная подруга Слободяна не раз меняла свои показания, заявляла, что ее изнасиловали двое мужчин. Они знали друг друга. Недавно осужденный пытался утвердить свои права. Кулаки не раз использовались в качестве веских аргументов. Облегчения не было, странные отношения продолжались. «Не  сторожит муж, - не усторожит отец», - цитата их «Опавших листьев» В. Розанова. Обстановка за время его отсутствия разительно изменилась. Июльским вечером Слободян отправился на поиски одного из обидчиков, захватив обрез охотничьего ружья. Около 22 часов произошла встреча.

- Разобраться надо, что и по чем. Окончательно, - сказал он, дыша перегаром в лицо неприятеля.

В лесопосадке, в трех километрах от села Виноградовки, грянул выстрел. Потерпевший упал, раненный в живот, размазывая кровь по густой траве. Слободян дрожащей рукой вогнал в ствол второй патрон. Приставил дуло к затылку теряющего сознание. Выстрел раздробил голову…
На последней странице  обвинительного заключения преступник выведет корявые буквы: «..ни хотел убивать».

И. Емец вновь направил протест по приговору районного суда: убийца осужден только к семи годам лишения свободы. Прокурор не сторонник «гуманизации» законов, которая приводит к еще более злостным преступлениям.
Как обычно, следователю оказывал помощь в ходе расследования. Зайдет в его кабинет.

- Как дела, Юрий Борисович? – спросит после традиционного приветствия. И острый, принципиальный взгляд карих глаз через толстые стекла очков, густые волосы зачесаны назад, волевой подбородок,  – сам весь внимание. Это располагает к откровенности, деловому контакту.
- А знаешь, мне ведь тоже в самом начале приходилось расследовать убийство, совершенное охотничьим ружьем…

II
Лошадь всхрапывала, чувствуя близость воды. Лесная чаща, когда одна ель другой жмет лапу.  И дорога просекой, с залысинами колеи.

- Здесь, вон за поворотом, - ручей, - сказал безразличным голосом старший  из странников, покачиваясь в такт движению тряской телеги. – Отсюда рукой подать до лесопункта.

Наконец-то у ручья. Журчит прозрачный поток, с упругой силой лаская стебли зеленых растений. С морды лошади срываются серебристые брызги, когда она встряхивает с наслаждением головой. Откуда-то с гор, из самых земных тайников, мчится чистота, даря тихую мелодию, свежесть и отдохновение.

- Еще и по тайге придется помотаться, - предполагает другой, стирая ладонью с лица прохладную влагу и щурясь на высокое летнее солнце.

Иван Емец только слушает их, своих коллег. Он самый, как говорится, зеленый, хотя недавно, в 1962 году, окончил юридический факультет Томского государственного университета. Впрочем, уже неплохо знает  специфику работы в этом регионе, по распределению попал в Горно-Алтайскую автономную область. Родители-то из крестьян, из села Андреевки Рузаевского района, что в Кокчетавской области. Он выбрал свой путь для многих неожиданно, на свой страх и риск.
 
Через несколько часов он с оперуполномоченным милиции, что  предугадал развитие событий, как в воду глядел,  ломились через кустарники, заросшие бурьяном овраги, преследуя преступника.

- Стой! – хрипло вскрикивал изредка оперуполномоченный, хватая открытым ртом густой воздух, как будто застревающий в легких.
Как испуганная птица, шарахнулось эхо среди деревьев от выстрела. Оба упали, а сердца как-будто еще продолжали бежать из груди. Поняли, что дальше торопиться не надо. Здесь все решится. Как по команде, оба сдернули предохранители с боевого оружия…

Когда они приехали на лесопункт Турочакского леспромхоза, им сообщили, что Катыргина с ружьем видели неподалеку на делянке. Недавно. Следователь прокуратуры и оперуполномоченный  поспешили туда, а криминалист начал «колдовать» над трупом мужчины, накануне застреленного из охотничьего ружья. В ту пору следственно-розыскные мероприятия,  экспертиза преимущественно производились на месте.

Несколько месяцев назад Катыргин освободился из тюрьмы, в леспромхоз устроился подработать. Но пьянствовал, в кураже и нажал курок. Оборвалась жизнь человека. За так, от обиды и злобы на себя и окружающих.
И сейчас уходил, как зверь, от погони.
Скорее инстинктивно.
Только когда почти залпом ударили в ответ два выстрела из пистолетов, обмяк вмиг: куда ты? К медведю в берлогу?

Отбросив ружье в сторону, вышел из-за деревьев. Обросший, щетинистый, затравленный блеск запавших глаз, слюна запеклась на губах:
- Не убивайте!
- По себе не суди, - услышал в ответ.

В ту пору у И. Емеца в производстве были по 10-15 дел в месяц. Выезжал в самые отдаленные поселки, не раз ночевал у костра. Однако доказывать свою правоту, призвав всю твердость характера, пришлось при расследовании, казалось бы, самого заурядного дела – по обвинению расхитителей на местном маслозаводе.
Среди обвиняемых, а потом и осужденных оказалась… жена начальника РОВД.
Следователь прокуратуры устоял, хотя и угрозы были, и психологическое давление, и… камни в окна его фотолаборатории, где он часто засиживался допоздна. Такая была школа становления профессионала высокого класса.

Там же, на Алтае, познакомился со своей суженой. Выпускницей медучилища. С тех пор – не разлей вода. Алина Леонидовна его надежный тыл: что бы ни случилось, всегда поддержит, одобрит. Жизнь есть жизнь, мало ли что.
Молодыми переехали в Казахстан, на родину супруга. Воспитали сына, шофер, дочь учится в девятом классе.
 
Для сведение: 36 лет – таков трудовой стаж И. Емеца, из них 28 он работает в органах прокуратуры. Неоднократно поощрялся прокурорами области, республики, отмечен почетной грамотой Генерального прокурора СССР.


***
…У Ивана Яковлевич рабочий день начинается на час-полтора раньше обычного. Телефон нем, нет случайных посетителей. Сосредоточенность  требуется дл изучения уголовных и гражданских дел, для подготовки исков за недопоставку товаров предприятиями. Прокурорское решение должно быть всегда обоснованным, веским. Ему, надо признаться, это удается. Два срока по пять лет И. Емец отработал прокурором в Куйбышевском районе, столько же – в Келлеровском, и вот – в Красноармейском.
Шутит:
- Не привыкать, хотя, пожалуй, не случайно говорится, что несколько переездов равны пожару.

К заявлениям граждан прокурор особенно внимателен, того и требует от других. Их широта разительна, часто идут к прокурору со своей неизбывной болью. Обратилась к нему М. Казиева со своей скорбью. Муж умер в Большеизюмовской участковой больнице. От аппендицита. Прокурор возбудил уголовное дело. Авторитетная медкомиссия  подтвердила: врач допустила преступную халатность. Она была осуждена районным судом…
- Так же врачица работает, где и раньше, - сообщила недавно вдова. – Почему?
Разбирайся, прокурор!
Может, потому что коллектив больницы взял нерадивого специалиста под защиту? Теперь на прокурора надежда, что восстановит справедливость.

Идут к нему люди и как к народному депутату районного Совета. Да и сам он никогда не сторонится встреч.
Любой его выезд в совхоз ли, на предприятие ли – это откровенный разговор с теми, кому нужна его помощь, совет, консультация.

- В совхоз «Терновский» надо, - говорит Иван  Яковлевич, накручивая диск телефона. – Познакомиться с обстановкой не помешает. Правда, на попутке.
- Так вы безлошадный, что ли? - удивляюсь.
- Есть тягловое средство, - смеется он в ответ. – Только «сбруя» нынче в цене, не найдешь запчастей на «Ниву». Да и не только я один такой. У председателя районного суда вообще нет служебного автомобиля. Как выездной координационный совет проводить – загвоздка. А выездные заседания суда? Обходимся, впрочем.
 
Сомнений нет. Не в таких передрягах бывал этот спокойный, волевой человек. Так что о машине со смешком, но разве это уровень: попутка – для прокурора?
Завтрашний день для него начнется раньше многих, потому что служба Отечеству – это, по существу, обычные будни, только прожитые на пределе возможностей, как подсказывает чувство долга.

Очерк впервые опубликован
в Кокчетавской областной газете «Степной маяк»,
№66 от 9 апреля 1991 года.
Северный Казахстан.


Рецензии