Ч. 61 С надеждой вернуться домой

Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2014/09/29/1706

Три невезучие богини

Часть 61. С надеждой вернуться домой

Демезон был итальянцем. Имя и отчество ему быстренько переделали в русские, и, естественно, он стал Ивановичем. Любопытно было бы посмотреть на отечественную историю, если бы из неё убрать имена всех иностранцев, которые трудились и служили в Российской империи, а вместе с их именами исключить и то, что они сделали для страны, в которой жили.

Когда я читал научно-историческую литературу о Демезоне и Виткевиче, то меня забавляло, что некоторые авторы, увлекаясь, писали: «Он думал, он представлял себе…». Невозможно знать даже то, что думает ваша жена, когда вы сидите рядом с ней за завтраком, а уж, тем более, что думал исторический персонаж в девятнадцатом веке.

Демезона решили отправить официальным представителем военного губернатора, но скрыть его настоящие имя и профессию. Перовский и Генс пришли к выводу, что для Петра Ивановича безопасней будет отправиться в Бухару под видом татарского муллы по имени Мирза Джафар. Возможно, такой персонаж существовал и в самом деле.

Поручение было крайне опасным, наверняка имелись более опытные и солидные чиновники, но решили рискнуть молодыми Демезоном и Виткевичем. Правда, как потом выяснилось, весь этот маскарад Демезона бухарцы раскусили и заглаза посмеивались над ним. Следует иметь в виду, что бухарские купцы не раз бывали в Оренбурге и многих русских знали в лицо.

28-го октября ст.ст 1833 года Перовский подписал приказ об отправлении с дипломатическим поручением в Бухару Петра Ивановича Демезона. А 30-го октября он выехал в Орск, где ему предстояло присоединиться к последнему осеннему купеческому каравану в Бухару.

В Орске Демезон познакомился с караван-баши, владельцем каравана, Ниязом Мухаммедом. Пётр Иванович потом охарактеризовал его так: «Сей старец, (ему больше 65 лет) нрава малодушного, эгоистичного и злого, был всеми презираем. Но свое место он занимал благодаря содействию кушбеги, с которым имел дела, и страх перед первым министром хана заткнул рот всем, кто хотел бороться с Нияз Мухаммедом».

Караван был довольно большим – четыреста телег, на каждой из которых можно было везти до шестнадцати пудов товаров. Поздняя осень – не самое лучшее время года для пересечения степи и пустыни. Холод и ветры усиливались с каждым днём. Перовский мог бы, и подождать с отправкой Демезона до весны, но генералу не терпелось поскорее получить результаты разведки. Да и что значила жизнь какого-то Демезона, когда царём была поставлена великая цель!

А вот, как Пётр Иванович сам оценивал свои перспективы: «Со своей стороны, я тоже был далек от того, чтобы строить иллюзии относительно своего положения. Я отправился в путь один и в облике мусульманина, окруженный киргизами, бухарцами, ногайцами (татарами), которым хотелось за мной последить и разгадать истинную цель моей миссии. Мне очень помогли накопленные мною знания об их языке и обычаях, об их нравах, религиозных обрядах.

 Но я знал обманчивый и подозрительный нрав бухарцев и коварство их правительства, во власти которого я мог себя считать. Я не имел возможности составить заранее какой-либо план своего поведения, поскольку все в большой степени зависело от случайностей и обстоятельств. Я представлял себе разного рода трудности, какие мне нужно было преодолеть, чтобы успешно выполнить поручение и достичь цели своего путешествия, продолжительность коего я не мог предвидеть заранее, и во время которого малейшая неосторожность могла меня погубить.

 Я думал о печальном конце европейцев, ставших жертвами варварского фанатизма и жестокости обитателей этой части Азии, по какой мне предстояло ехать. Картины их смерти рисовались в моем воображении, и в то же время надежда не оставляла в душе места страху».

10-го октября ст.ст. караван тронулся в путь. Проводником был киргиз Альмат. Судя по тому, что довелось испытать в пути Демезону, он достаточно реально представлял ожидавшие его трудности. Первые три человека умерли уже через две недели. 

В пути они узнали от встреченного киргиза о том, что у Сырдарьи произошла стычка между хивинцами и киргизами. Хивинцам пришлось бежать, бросив свой обоз, и теперь в киргизских аулах боялись мести хивинского хана. Бухарские купцы боялись всех, потому что кто их только не грабил! Но жажда денег заставляла рисковать.

Продолжение http://www.proza.ru/2014/10/05/1895

На рисунке: Пётр Иванович Демезон


Рецензии
Бухарские купцы бывали и не только в Оренбурге, но и в Москве, Твери, Петербурге. Они не раз делали богатые подношения князьям Бибиковым, как прямым потомкам чингизидов, да и М.И.Кутузову. Поэтому бухарские купцы и знали Россию хорошо.
С теплом. Виктор

Виктор Афсари   28.01.2020 20:56     Заявить о нарушении
Вы совершенно правы, Виктор.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   28.01.2020 21:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.