14 соната Бетховена

-Так, а теперь … Генриетта сыграет нам вот эту сонату. – сказала наша учительница музыки.

С правого ряда поднялась девушка, высокая и стройная, словно флейта. Она легкой поступью, словно готовилась танцевать под Чайковского, подошла к старинному музыкальному инструменту. В классе мы не раз шутили, что этому фортепиано уже, наверное, сто лет, а оно по-прежнему верно служит своим юным ученикам, которые отчаянно пытаются извлечь из него прекрасную мелодию! К чести Генри, играла она отлично, и стоило ее тонким пальчикам дотронутся до клавиш, как всю комнату наполнила прекрасная мелодия. Все тут же замолчали, наслаждаясь музыкой, в которой мы без труда распознали 14 сонату Бетховена. Говорят, что написал он ее для своей возлюбленной ученицы, Джульетты Гвиччарди и она когда-то тоже любила Бетховена. Хотя, любила ли? Или это просто была игра, а может обычное влечение? Так или иначе, но она вдохновила Людвига, который, к слову, хотел на ней жениться, на создание этого шедевра. Увы, конец их любовной истории печальный. В марте 1802 года соната № 14 — с посвящением Джульетте — была опубликована в Бонне, хотя с первых месяцев 1802 года Джульетта оказывала явное предпочтение композитору Венцелю Галенбергу и, в итоге, вышла за него замуж.

Когда Генриетта закончила играть, учительница начала расспрашивать нас о чем-то. Вроде, она спрашивала, из каких частей состоит соната, где девушка допустила ошибку и т.д. Но меня это мало интересовало, ведь меня куда более занимал вопрос, что именно хотел выразить Бетховен в своей сонате. Думаю, что когда он ее писал, он не думал о том, какой популярной она затем станет. Мне кажется, что эта его соната – записанные, посредством нот, его чувства. Так какое мне дело до того, из чего сложена эта соната?! Ведь куда важнее, что вложено в нее. Думаю, это и хотел передать великий композитор – свою любовь, свое горе, свои муки и свои переживания. Разве всё это можно прочесть в нотах? Разве это не должны мы прочувствовать в словах музыкального друга, который и через двести лет готов рассказать нам историю одной любви.

-Беатрис! – обратилась ко мне учительница.

-Да!

-Расскажи нам об этом произведении.

-Соната имеет подзаголовок «в духе фантазии»: Бетховен хотел подчеркнуть то, что её форма отличается от классической сонатной формы. Соната состоит из трех частей…



Жаль только, что не все способны услышать эту историю и проникнуться ее сутью.


Рецензии