Работодатель

   Всё, постперестроечное время, я переходил с одного предприятия на другое, нигде не задерживаясь подолгу.
   В старые социалистические времена за такое прыгание назвали бы "летуном".
   А сейчас это неизбежно. Фирмы появляются и исчезают, как грибы. Куда в такой ситуации деваться?
   Только придёшь на "бизнес", только войдёшь в курс работ, только начнёшь отстраивать систему, и тут бац! – Готовенько. Какую-нибудь хреновину "бызнесмэн" обязательно отмочит. Какой-нибудь глупостью завалит гешефт.
   Я, грешным делом, задумываться начал – Может быть я что-то не то делаю?
   Потом огляделся-присмотрелся – нет. Это везде так.
   Традиция такая. Называется – "Бизнес по-русски".

   Подключился к одному знакомому.
   Он пришёл в гости, попивал водочку, расписывал акварельные перспективы, называл астрономические суммы, козырял связями.
   Я слушал внимательно, поддакивал, кивал, но иллюзий не строил. Он у меня уже не первый такой.
   Работа заключалась в выполнении строительных подрядов.
   В те, жуткие, но интересные времена, всё начальство и бандитство начало строить себе "коттеджи". С приходом Горбачева, а потом и Ельцина, появилась возможность безнаказанно украсть. Вот и попёрли роскошные особняки. С колоннами и статуями. Полнейшая безвкусица и помпезность.
   Но строить их ведь кто-то должен. А у меня руки не из задницы выросли. Строительное дело я знаю. Могу сам и фундамент грамотно залить, и кирпич класть, и внутреннюю отделку захреначить.
   
   Задачу передо мной поставили такую – собрать строительную бригаду (лучше две-три) и контролировать процесс. Мой "Хозяин" берёт на себя обеспечение заказами и материалами. Поскольку у него предполагаемые "связи".
   Обговорили порядок распределения доходов. Началась работа.

   Я сколотил две бригады. Получил объекты и документацию, завёз материал. Ребята работают хорошо, иногда и я включаюсь в процесс.
   Люблю это дело. Душа у меня в нём участвует.
   Как сказал один подсобник – Лысый, у тебя кирпичи в руках порхают как бабочки.

   А вот с "шефом" незаладилось.
   Надо материал подвозить - его нет. Ладно, хорошо. Нашёл бетонные блоки, нашёл седёлку, нашел кран, заплатил из своего кармана, привёз. Работа идёт дальше.
   Раз… Другой…
   Потом надоело. Ну, действительно – сколько можно?
   Встречаюсь с "начальником", так, мол, и так.
   - Ты, - говорю, - задаток получил? Где деньги на стройку? Почему я свои сбережения луплю в твою фирму? Мы так не договаривались.
   Он мне начинает втюхивать философию про капитал.
   - Ты пойми, это рынок! Деньги должны работать. У меня не только твои объекты. Ты пока перебейся уж как-нибудь, а я с тобой рассчитаюсь сполна. Ещё и премию хорошую подброшу.
   - Ну ладно.

   Потом деньги у меня кончились.
   Приезжаю к нему домой – спит. Двенадцать часов дня – он отдыхает! С бодуна!
   Растолкал его – Вася, надо кран, надо поддоны с кирпичом грузить, надо деньги.
   Он так возмутился! Мол, ты что кран не можешь найти?
   - Да я-то его найду, как два пальца об асфальт. А чем я крановщику буду платить?
   - Пообещай ему, что позже расплатимся.
   - Так вот ты ему и пообещай. Я не буду брать на себя твои обязательства. Пошевели хоть немного задницей. Вставай - поехали.
   - Да никуда я не поеду! Почему я должен делать твою работу!
   И тут я понял, куда ушла предоплата за строительство объектов…

   Пришёл утром на планёрку, объяснил ребятам ситуацию. Деньги надо как-то выцарапывать, иначе останемся без зарплаты.
   Дело в том, что все мои подчинённые это мои знакомые. А некоторые – друзья. И я не могу их подвести.
   Да даже если бы рабочие были и посторонними людьми, всё равно...
   Совесть надо иметь.
   
   Пошёл я к тому мужику, который сделал заказ. Оказалось – давний мой знакомый. Пересекались мы с ним много раз и были в хороших отношениях. Переговорили. Дотолковались так – предоплаты Васе больше не давать. А когда мы закончим работу, и он придёт за расчётом, предварительно позвонить мне.

   Так и получилось. Выходит Вася от заказчика с деньгами, а две бригады уже ждут…
   Вытрясли мы из него всё. Причём мне он ещё и должен остался.
   Как он орал! Как возмущался!
   - Я вам работу даю! Мне половина положена!
   Какая, в задницу, половина? Я договаривался на определённую сумму зарплаты работникам. И себе.
   Мне бабки, потраченные на материал, транспорт и прочее, надо тоже вернуть. Кроме того, я, поневоле, взял на себя некоторые его обязанности, за которые хотелось бы получить компенсацию.
   Предприниматель хренов. Расплатись сначала с народом, а остаток – твой. Как говорится – вот тебе рубль, ни в чём себе не отказывай.
   Короче – вытрясли из него всё. А что он может сделать. Двенадцать мужиков.
   Потом я зарегистрировал свою контору и мы, больше двух лет, тем же составом возводили "барские" хоромы по всей области.
   Заработали прилично.

   Потом как-то с Васей встретились, на вокзале. Посидели, поговорили.
   Он укорил – Ты меня предал!
   - В чём же я тебя предал?
   - Ты не имел права так поступать.
   - А как я должен был поступить? Оставить тебе всю сумму, которую ты бы пустил на ветер?
   - Я бы тебе всё вернул.
   - Ай, Вася, не городи ерунды. Нихрена бы ты не вернул. Ты сам это прекрасно знаешь.
   - Лысый, ты пойми – это рынок. Это не социализм. Понимаешь? Ты отстал от жизни.
   - По-твоему рынок, это когда кто-то кого-то обманывает?
   - Конечно! На рынке два дурака – один продаёт, другой покупает. Кто кого!
   - Ну и на что ты тогда обижаешься? На то, что я оказался не дураком? Или на то, что я не стал соучастником в твоих махинациях?
   Не сложился разговор, короче.

   Чуть позже этот Вася засунул-таки голову в задницу. Не знаю, что уж там он отмочил, но квартиру у него забрали. Детей, жену и мать-старуху выбросили на улицу.
   Сам он куда-то исчез. Ребята рассказывали – видели его в соседней области. Спился.
   А ведь до перестройки был абсолютно нормальным человеком. Тружеником, трезвенником, только по праздникам рюмочку-другую.
   Откуда что взялось, ума не приложу. Мгновенно мужик скатился.

   Да и не только Вася. Многих хороших людей перестройка сломала.
   А может быть они и не были хорошими…


Рецензии
Опечаточка у Вас: кирпич лучше не ложить, а класть. Но внутреннюю отделку можно и захреначить.

С уважением, Галина

Нико Галина   26.11.2014 21:20     Заявить о нарушении
Спасибо, учёл. Исправил.

Волков Юрий   27.11.2014 20:19   Заявить о нарушении