Молитва дочери полковника
Рассказ
Влада Ладная
Многоуважаемый Господь Бог!
Нет, не так.
Милый Боженька!
Благодарю тебя за то, что мне всегда так сверхъестественно везло. Я, например тебе не кто-нибудь, а дочь полковника запаса. На танцульках никогда не скучала. На экзамене из 30 билетов безошибочно вытаскивала тот единственный, который учила. Два раза в лотерею выигрывала. По десять рублей. Карбонат дома не переводился.
Всё, всё у меня замечательно. Почему же, когда все мне завидовали, мне так хотелось, чтобы меня кто-нибудь пожалел?
Я вдруг принялась распространять про себя слащавые мелодраматические сплетни, про возлюбленного, погибшего при выполнении воинского долга, про клятву верности на его могиле. При этом я всем совала в нос «столетний фамильный перстень», «залог любви», купленный по дешёвке в галантерее напротив. И если одалживала кому-нибудь из знакомых книгу почитать, непременно вкладывала в неё, как бы забывала, пожелтевшее прощальное письмо к покойному возлюбленному. Почерк у меня безобразный, так я для друзей специально фабриковала такие письма на машинке.
И, кстати, мои любознательные знакомые ни разу такое письмо не оставили непрочитанным.
Ну, ладно, ну, хорошо, всё это было шито белыми нитками. Я даже подчёркивала в меру сил, что всё это липа.
Но это же не претензия на правду была, а призыв о помощи. Никто же не станет выделывать такое от хорошей жизни.
А друзья благовоспитанно делали вид, что не слышат этого бреда. В письма-то чужие не стеснялись подглядывать, а спросить меня напрямую, зачем это я дурака валяю – а мне ведь только этого нужно было – это им было неловко, неделикатно, видите ли.
И эта их холодная благовоспитанность вдруг обернулась для меня страшным ударом. Как если бы в моей жизни действительно произошло нечто ужасное, а се вокруг осмеяли меня, не найдя даже слов сочувствия.
Ты не поверишь, Господи, из-за этого я даже пыталась покончить с собой. Я не инсценировала самоубийства. И смерть, действительно, приходила ко мне. И я хорошо её рассмотрела: её поджатые губы, её постное лицо старой девы, её немыслимое сомбреро из столовой клеёнки, какое впору толь ко огородному пугалу.
А меня нечаянно спасли. И моя интересная бледность вкупе с моим вдруг воцарившимся молчанием, и моя драматическая судьба, - о, какой это произвело, наконец, фурор!
Публика-то, оказывается, вопреки показному скептицизму одержима страстью к мелодраме. Только в этой игре свои правила. Что бы мне раньше-то догадаться тот же сюжет излагать не с надрывом, а как бы нехотя, как бы стискивая от с трудом сдерживаемой боли зубы.
Этот простенький приём снискал аплодисменты великому множеству мошенников и всё ещё пользуется популярностью у нашей падкой до нехитрого обмана интеллигенции. Без соблюдения этого правила не котируется самое искреннее и беспощадное горе. Так полюбился моим современникам образ мужественного, но сдержанного борца, что показной стала даже сдержанность.
Мне поверили. Ну, да, неправдоподобно, смешно и пошло. Но не могла же она – то есть я – с собой из-за ничего, из-за фантазии пытаться покончить. Значит, что-то было.
Ах, эта трогательная уверенность, что трагедией может быть только событие. Иногда отсутствие его – худшая трагедия.
Они поверили мне. И теперь преследовали любопытствующее-сочувственными взглядами, в которых сочувствие – лишь недорогая плата за возможность удовлетворить любопытство. С какой уморительной серьёзностью они отнеслись к тому, что ещё вчера осмеивали.
Вот когда я позлорадствовала, отплатила им за всё. Сочувствие взяла, а удовлетворять любопытство и не подумала.
Слушай, а ничего, что я с тобой так запросто, по-приятельски? Но знаешь, пусть нормальные перед тобой расшаркиваются, а к нам, юродивым, ты всегда был неравнодушен. Мне можно.
А ещё я очень любила с подругой войти в электричку и изображать иностранок. Мы разговаривали с помощью бессмысленного набора слов. Примерно так это выглядело:
-Кемери, калантен дюбарри бессаутачо жепарди сенюэн кольраби и неанке. Декальден хуррани баси нуани келлер.
И нам уступали в электричке места.
При этом и я, и подружка в совершенстве владели английским и французским. Папаши не зря репетиторам платили.
Но мы и наедине, между собой разговаривали так, как будто бессмысленный набор слов мог больше выразить, чем любой нормальный человеческий язык:
-Буссардель коломбо колпинель жоандо гермети кахари.
И друг другу верили. Это была единственная правда, которую мне пришлось слышать в своей жизни. Ну, что делать, если даже себе я не верю. И чем больше стараюсь себя убедить в своей искренности, чем проникновеннее доказываю себе, какая я чистенькая, - смотри, какая я совестливая! –тем сильнее хочется гаркнуть, как третьеразрядному режиссёру, подражающему корифеям в провинциальном театре: «Не верю!»
Я и тебе не верю, Господи. Ты уж не обижайся. То есть, может, ты и есть. Только это ничего не меняет.
Слишком уж ты правильный. Реально же только неправильное.
Я не чувствую себя живой, когда любуюсь классическим произведением искусства; когда смотрю на безупречно сервированный стол - не чувствую аппетита; когда вижу красивую женщину, со вкусом одетую и накрашенную, - она мне представляется иллюстрацией из журнала мод. Пышнотелые садовые цветы кажутся мне пластмассовыми. Так безупречно не бывает в этой жизни.
О, Господи! Я чувствую, что живу, когда смотрю на увядшую пожухлую траву, на цветы, которые чаще называют сорняками, когда вдыхаю запах немытого тела, когда мужчины распускают руки и матерятся спохмелья, когда разговариваю о погоде и ценах с какой-нибудь распустёхой, когда у нечёсаных женщин щёки слишком густо намазаны, туфли стоптаны, голоса прокурены, а губы потрескались. Я люблю всё, что не вычитано, не вымечтано и не увидено в кино.
Что же было дальше, дай Бог памяти… А, да. Катастрофа. Катастрофа, которой не было. И которой я не перенесла. Сломалась.
Постепенно опускалась всё ниже и ниже. Растеряла всех друзей. Тех самых, любознательных. Разбежались вконец озадаченные поклонники. Родители вгорячах меня прокляли, когда я ушла из министерства, куда папаша меня воткнул.
Я ушла сначала в киноконцертный зал. Потом в библиотеку. Теперь вот вахтёром в элитном, правда, доме. В 32 года и с красным университетским дипломом.
Из газет я теперь читаю только программу телепередач, а из книг – только детективы. По телеку же смотрю только мультики и прогноз погоды. Они там, в метеоцентре, хоть и врут как сивые мерина, но всё же это наименее лживая передача из всех возможных на нашем телевидении.
Стойко держусь за своё одиночество. Не люблю заговаривать в очередях, никогда не поддерживаю разговор в транспорте, не выношу вечеринок, пикников и застолий, а больше всего людей душа нараспашку. Панически боюсь привлечь к себе чьё-то внимание и поэтому неизменно ношу стандартные серые платья и выражение лица типа «Я не нуждаюсь в случайных знакомых», переходящее в «Оставьте меня, наконец, в покое!» Даже если на моей знакомой окажется платье броской расцветки, я постыжусь выйти с ней на улицу.
А иногда бывает страшное. Меня мутит от беспричинной злобы и ненависти, и я чуть не кричу в лица незнакомым прохожим: «Убирайтесь все вон!» Я теряю последние краски с лица. Начинаю бояться чужих детей.
Но менять ничего не хочу.
Пусть беспросветное отчаянье останется моим единственным утешением.
Ты что, заскучал, Господи? Ну, потерпи ещё минутку.
Больше всего на свете я боюсь, что меня выволокут из этого состояния ничтожества, в котором мне так плохо.
Незаметность, ничтожность и неправильность – вот рецепт истинного счастья. Дарю.
На прощанье один только вопрос: нас тебе подарили?
Ведь это не ты нас создал, верно? Тебе нас просто подарили. Как обычно дарят подарки, дорогостоящие и ни на что не годные. Лишь бы отдариться, а уж дарёному коню в зубы не смотрят. Какое-то искушение святого Антония, все эти куклы с ресницами-ластами, вазы с китайской джонкой, похожей на упыря с перепончатыми крыльями, и восточная туфля с угрожающе загнутым носком, как шитый золотом атомный авианосец.
Тебе нас подарили? И ты почесал в затылке и забросил нас подальше на антресоли, где мы и пылимся до того часу, когда придёт твой черёд отдариваться кому-нибудь ещё.
Да ладно. Я ведь не попрекаю. Успокойся. Да и не понял ты. Я же не во французских духах себе отказала и не в карбонате.
Я отказала себе в судьбе.
По натуре я не аскет, я бы радовалась жизни, ей-ей, если бы идею жизнерадостности не скомпрометировали разожравшиеся борова и спекулянты словом.
Это из-за них я стыжусь даже пригубить этой жизни. Я не решаюсь хоть что-то совершить в этой жизни из боязни оскоромиться. Кажется, в средней школе это называли феноменом «лишних людей».
Я свою жизнь не прожила. Как будто не рождалась. Не осуществилась. Не могу сейчас вспомнить ни единого своего жеста, который бы узнала и сказала бы: «Моё!» Не было меня, как и той страшной катастрофы, что я не пережила и не выдержала моя страна. Мы обе погибли от боли, которой не было.
И знаешь что? Я, конечно, сверхъестественно везучий человек. Это мы уже выяснили. Но ты за бери меня отсюда. Так дети канючат в больнице: «Ма-ам, забери меня отсюда, мне здесь плохо».
Милый Боженька, забери меня отсюда, из этого мира, плохо мне, плохо, миленький, несмотря на моё везенье.
И когда я приду к тебе одна, без провожатых и влиятельных родичей, без талантов и грима, без судьбы, а, значит, и без грехов, не чистенькая без них, а нищая, нищая и слепая, я попробую зато просто посмотреть своими слепыми глазами тебе прямо в глаза. И мне это, пожалуй, удастся. А вот тебе удастся ли не опустить глаза под моим невидящим взглядом?
Бедный Боженька, за всю грязь мне ведь не с кого спросить, кроме тебя.
Преданная тебе…
Нет.
С уважением…
Нет.
Целую. Твоя пропащая дщерь.
P.S. Намби гуру клавия будетраттен гизоалла мбене.
Свидетельство о публикации №214100101545
Сергей Носиков 13.11.2016 22:23 Заявить о нарушении