Суп из кармана

Как мы небрежны в детстве и невнимательны к своим родителям. Нам кажется незначительными их воспоминания  и надоедливыми - их наставления.  Проходят годы, приходит понимание ценности  и того и другого, но уже ничего не вернуть.

 Мама моя попала на Кавказ перед самой войной. Она завербовалась на строительство аэродрома возле Кутаиси. Но началась война, и она, в свои 17 лет, пошла добровольцем в армию, и стала артиллеристом ; наводчиком и слухачом. У неё ; уникальный слух, а в артиллерии это очень ценилось. Локаторов  было немного  и они имели узкую направленность, а слухач «слышал всё небо» и о приближении  фашистских самолётов слухачи узнавали первыми. В помощь слухачам выдавали «боевое орудие» - слуховые трубы, похожие на рупоры.

О военной поре и о разных эпизодах и случаях мама рассказывала много, но я немного запомнила. Почему-то моё воображение поразил такой бытовой факт.
Девичья артиллерия исправно охраняла Грузию и всю окрестную территорию. Немцы злились и в конце концов пошли на хитрость. Разузнав время приёма пищи в этом подразделении, они начинали налёт точно по расписанию. Только поставят девушки на стол дымящиеся миски с фасолевым супом (а чаще всего в те не очень сытые времена их  кормили фасолью, которой богата Грузия), только возьмутся за ложки, как звучит тревого: «Воздух!» ;  все срывались с мест и бежали к пушкам.
 
Отгремят орудийные залпы. Возвращаются зенитчицы к холодным мискам. Так продолжалось долго. Меняли время приёма пищи, но немцы как-то опять «были в курсе». А есть хотелось всегда. Особенно в холодные зимние дни. Оторваться от еды было мучительно. «И вот, ; рассказывала мама, ; убегая из столовой по тревоге, мы мгновенно выливали суп в карман шинели, жидкость стекала, а в кармане оставалась горячая фасоль. И в удобную минуту, мы доставали её и ели. Ничего не знаю вкуснее той фасоли».

Мама всегда готовила вкусные грузинские блюда, и особенно ей удавался суп из фасоли.


Рецензии