Думка... о стихах с улыбкой

Думка ...о стихах (с улыбкой)

  Как пишутся стихи?...да кто их знает...так вот, вдруг, повеет каким-то ароматом, звуки в воздухе непонятно зовущие витать начинают, сам воздух сгущается, сгущается и ...из ниоткуда, и пока в никуда, слова зазвучат в мелодии строки. На вышивку бусинками похоже, когда и замысел еще не четок, а уже цвета мелькают перед глазами, складываются в цветы невиданные, поют голосами птиц неслыханными. Ощупываешь пальцами бусинки слов, пробуешь на звонкость, на согласованность отзвуков, а они манят и цветом, а как ароматом повеет - вот оно! нашлось!... Но это для меня так происходит, а у другого - другое.
  Если же серьёзно говорить, то по-настоящему вот так, как А. С. Пушкин в эпиграмме своей высказал:
"О чём, прозаик, ты хлопочешь?
Давай мне мысль, какую хочешь:
Её с конца я завострю,
Летучей рифмой оперю,
Взложу на тетиву тугую,
Послушный лук согну в дугу,
А там пошлю наудалую,
И горе нашему врагу!"

  Вспомним комедию А. С. Грибоедова "Горе от ума". Помните, как увлекательно она читается, как звучит слово интонационно в речи каждого персонажа? Словом, всего лишь письменным словом, переданы оттенки человеческих голосов, модуляции человеческих голосов вписаны в строфы.
Вот слащавый тон Молчалина:"В мои лета не должно сметь своё суждение иметь". А вот всего лишь! реплика лакея:"В карете барыня-с, и гневаться изволит."

  Любую сказку А. С. Пушкина взять...какой бесподобно простой, музыкально-певческий язык. Здесь замолчу, о Пушкине "высоким слогом" и бесконечно можно говорить.

  Я лично люблю и Бальмонта, с его редкой музыкальностью стиха, неповторимого и вычурного подчас, играющего словами.
  А Маяковский! Он - лирик, несмотря на свою громогласность. И только его лирический герой мог в голодные годы нести любимой морковку.

  В заключение вслушаемся в два маленьких отрывка из сказок А. С. Пушкина, написанных одним стихотворным размером (4-хстопный хорей), но таких различных по ритмике звучания.
"Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят."
***
"Перед ним его два сына,
Без шеломов и без лат,
Оба мёртвые лежат,
Меч вонзивши друг во друга.
Бродят кони их средь луга,
По притоптанной траве,
По кровавой мураве..."

  Стихотворный размер один, а ритм - различный. Ритм ведёт стих, толкует содержание. В первом отрывке - торжество, упоение движением, жизнь. И во втором - дрёма тягучая, тяжесть смертная.

У вдохновенья есть своя отвага,
Своё бесстрашье, даже удальство.
Без этого поэзия - бумага
И мастерство тончайшее мертво - С. Маршак

Вдохновляйтесь и дерзайте, друзья!
Только смелым покоряется высота...


Рецензии
Да, Ольга, основа стихотворения - это ритм.
Наверное, это космический ритм, ибо он глубинно притягателен для нас.
Помню, Высоцкий говорил, что для начала определяет ритм будущего стиха. И пошло...
На ритм, как на каркас, настраивается текст. Он может иметь смысл, а может быть шизофренически-бессмысленным. Действует и то, и то.

Владимир Радимиров   23.12.2014 12:59     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.