Каменное солнце ОЛГ. Глава I

Шахта перестала интересовать Сергея. Прибыли приносила мало, проблем возникало много. Сергей думал только о деньгах, любил шестизначные цифры. Человеческий фактор давно выпал из поля зрения олигарха (ОЛГ). Люди были простой рабочей силой. Себя олигарх Сергей относил к избранным. Деньги открывали ему дорогу во многие кабинеты. Сергей привык покупать, но в последнее время с деньгами расставался неохотно и отчаянно торговался. Всё чаще его называли жмотом.
Просчитывая прибыль,  Сергей склонялся к мысли, что шахту надо продавать. Осень с долгими косыми дождями только добавляла печали и утверждала в правильности  мысли. Решение принято. Сегодня на совещании  он его озвучит.
Секретарь Лида приходила на работу  раньше генерального директора, поливала цветы в приёмной, раскладывала бумаги. Настроение шефа в последнее время сильно беспокоило девушку. Стал он раздражительным, всё его не устраивало, доброго слова в течение рабочего дня от  него не услышишь. Раньше он улыбался, благодарил за кофе и чай.  Теперь, срывался на крик:
- Долго мне ещё ждать?
Лида вскакивала, выполняла поручения  ОЛГ и стояла перед ним  вытянутой стрункой. Девушка была очень аккуратной и исполнительной. Такого работника должны ценить. Только не изменившийся Сергей. Однажды  Лида хотела  уйти с работы, даже заявление написала, но вспомнила о больной  матери. Приходилось терпеть самодурство и плохое настроение  шефа.
Пришёл Сергей и с порога буркнул:
- У меня сегодня важное совещание. Бумаги готовы?
- Да, я ещё вчера собрала необходимый пакет документов.
Дверь в кабинет шумно закрылась.
- Хорошего сегодня ждать не приходится, - подумала девушка.
Лида села за компьютер,  открыла почту. Во входящих было  двадцать  новых писем.
- Нас не забывают, - подумала  девушка.
Всё это надо было перечитать, некоторые письма объёмом в 50 – 80 страниц, и отправить  ответ.
- Пожалуй, это возможность не замечать истерик шефа.
Лида открыла несколько писем, два из них, наиболее важных, требующих вдумчивого чтения, распечатала. Принялась читать. Крик Сергея заставил отвлечься от этого занятия:
- Документы  ко мне в  кабинет, живо.
Девушка вскочила, взяла со стола большую чёрную папку и вошла в кабинет.
- Скоро придут  важные партнёры, приготовь чай и кофе.
Лида положила папку на стол и вышла из кабинета. Совещание было назначено на 10 часов, надо было побеспокоиться о кофе.  В  приёмной на подоконнике стоял фильтр. Лида налила воду в чайник, поставила на поднос печенье и конфеты, приготовила чашки. В кабинет генерального директора стали собираться заместители, начальники отделов, экономист. В 09.55  в приёмную  вошли партнёры, девушка открыла дверь в кабинет Сергея. Все чинно рассаживались за длинным столом. Лида принесла поднос с кофе и чаем, не забыв поинтересоваться о том, кому что подать. Перед каждым поставила чашку, на середину стола поставила вазы с печеньем и конфетами и  бесшумно удалилась из кабинета.
Вчера, собирая пакет документов для ОЛГ,  Лида осознала, что на шахте грядут перемены.
- Решил всё – таки продать, не выдержал. Может, это и к лучшему.
Совещание длилось долго, в кабинете шло жаркое обсуждение. По телефону  шеф распорядился, чтобы Лида предупредила диспетчера о спуске в шахту семи человек. В 11.15 дверь кабинета распахнулась, вышел Сергей в сопровождении шести человек. Вид у него был  довольный, по всему было видно, что совещание прошло по его сценарию. За ними дружной стайкой выпорхнуло шахтное начальство.
- Меня  не будет до 15.00, - предупредил ОЛГ Лиду.
Добыча угля велась на глубине 450 метров.  Сергей с покупателями (шахта, действительно, продавалась) экипировался, погрузился  в клеть, и  они опустились  в шахту. Современные технологии  пришли под землю,  уголь никто не рубит вручную, но шахтерская работа как была тяжелой, так и осталась. От того места, где они  опустились, еще нужно было ехать минут 40 на электропоезде куда-то вглубь. Вагонетка ползла по подземным коридорам,  Сергей рассказывал о модернизации шахты. Добрались. Пылища в шахте стояла столбом, было шумно. На штреке за электроаппаратурой работал подземный электрослесарь.  Команда покупателей двинулась вперёд, а Сергей решил подойти  к  электрослесарю, чтобы видели заботу  генерального директора о рабочих. Фишка такая, это только прибавит баллы в рейтинге Сергея.
Шахта опасна и непредсказуема. Только ОЛГ  подошёл к Александру, так звали электрослесаря, как раздался грохот.  Слесарь успел сориентироваться, схватил Сергея за руку и они прижались к  стене, так всегда делают шахтёры в случае обвала. Два человека оказались в каменном мешке.
На шахту прибыли спасатели. Шесть покупателей и четыре шахтёра, находившиеся в это время в лаве, были  подняты  на – гора. А должно быть 12 человек.
- Чёртова дюжина, - пошутил один из спасателей.
Среди спасённых не оказалось директора и электрослесаря. Группа продолжила поиск.
Чудом выжившие, зажатые в каменном мешке, два человека думали о том, как им выжить.
Чтобы не думать о тяжести своего положения постоянно, мужчины говорили.
- Я на шахте работаю пятнадцать лет, с того момента, как учителям переслали платить зарплату. У меня жена учитель истории  и две маленькие дочери тогда были, кормить надо. Шахтёрам  под зарплату давали муку, перловую крупу, ветчину из бизона и сельдь атлантическую пластами, можно выжить. Поменял профессию. В школе преподавал русский язык и литературу. Любовь к чтению хороших книг у меня сохранилась на всю жизнь.  Приду домой после работы, покушаю, беру с полки книгу и обо всём забываю. Нынче  молодёжь почти не читает, а я  книги  выписывал  из «Книжной  лавки», привозил из отпуска. Хорошую домашнюю библиотеку собрал. Кому теперь нужны книги? Иду однажды рано утром на работу, а в подъезде на подоконнике целая библиотека лежит. Здесь тебе и собрание сочинений А. П. Чехова, сборники стихов Сергея Есенина и ещё много чего. Кто – то бережно собирал, а потом просто выбросил. Есть   электронные  библиотеки, где можно что угодно найти и прочитать с компьютера, а я вот книгу в руках люблю подержать.
Сергей вначале не поддерживал беседу. Ему было себя так жалко. Почему, именно сейчас, когда он решился на продажу шахты, он оказался в завале. Организм напоминал, что пришло время обеда. Есть очень хотелось, кишки своим урчанием  напоминали об этом.
У Александра с собой был тормозок, который утром собрала жена. Работал  Александр в «дикую» смену, так называют её шахтёры, потому как начинается она в пять часов утра, когда все ещё спят. Маша,  с того самого момента как муж перешёл работать на шахту, вставала вместе с мужем, кормила его завтраком и собирала бутерброды на работу (тормозок). Потом сама собиралась на работу в школу.
Дети выросли. Старшая дочь Александра и Марии была замужем, родила деду с бабой внучку.
- Везёт нам на девчонок, - шутила Маша.
Младшая дочь жила пока с родителями, но встречалась с парнем, того и гляди, что скоро свадьба.
Всё было бы хорошо, Александр дорабатывал последние дни до подземного стажа и собирался на пенсию, и тут этот завал… Почему так случилось?
В такие критические минуты важно не поддаваться панике, а собраться и осмыслить ситуацию. Только так можно спастись.
Александр достал тормозок, отломал от него треть и разделил на две равные части. Поделился с Сергеем. Не известно, как долго ещё придётся сидеть, надо сохранить запас еды.
- Знаешь, наш директор совсем обнаглел: мало ему того,  что люди на него работают, а он деньги лопатой гребёт, так он шахту решил продать, - продолжил рассказ Александр. А народ всегда с опаской относится к новому руководству. Придёт  очередной крахабор, который будет набивать свои карманы. Старый директор  уже нахапался, может о людях бы вспомнил. А так – беспросвет…
Сергей, услышав такое, не стал сознаваться, что он и есть тот самый олигарх, который продаёт шахту. Потому решил сменить тему.
- А у меня детей нет, одна жена. После института занимались вдвоём карьерой, детей было недосуг заводить. А теперь вот  думаю,  что случись  со мной что, так было бы кому обо мне пожалеть.
- Это ты зря конечно, дети они приносят  в семью радость и счастье. Вот и смысл жизни человека в том состоит, чтобы после себя потомство  оставить. Раньше женились, не думали о трудностях, рожали детей. Сегодня сначала думают о карьере, а потом, если желание появится, то ребёнка заведут. Сколько семей бездетных… Жена работает в школе, говорит, что детей в классах всё меньше. Когда я был школьником, у нас в классе было 40 учеников и все стали успешными людьми. Нет среди моих одноклассников ни  одного разгильдяя. А ты ведь ещё молод, сколько тебе лет?
- Не такой уж я и молодой, мне 38 лет, - ответил Сергей.
- Ты ещё совсем юноша, – пошутил Александр. Подумай над тем, что я тебе сказал.
Заканчивался первый день в завале. Было холодно, в шахте температура достигает +5 градусов. После долгих переживаний хотелось спать. Так наши пленники, скрючившись, чтоб было теплее, уснули спина к спине.
Сергей проснулся раньше обычного. Холодно. По утрам он любил понежиться в постели до 7 утра.  Часы на запястье показывали  5часов 30 минут.
Александр уже не спал, он осторожно встал и разминал  затёкшие мышцы.
- Долго ли ещё продлится заточение? – Вот о чём он думал.
Заметил шевеление в углу, посмотрел на Сергея.
- Доброе утро, напарник. Теперь мы с тобой в одной связке. Дай, Бог, нам выжить. Хотелось бы вторую дочурку замуж выдать. Светка у меня такая егоза, всё ей надо, везде спешит. Сейчас учится на последнем курсе в медицинском колледже, будет  фельдшером. Может,  там наверху нам помощь будет оказывать, - не весело пошутил Александр.
- Не хотелось бы испытать такое удовольствие. Я не о том, что твоя дочь как специалист меня не устраивает, а к тому говорю, что до тяжёлого состояния пусть не доходит. Наверняка, команда спасателей  нас ищет.
- Собственно, я тоже так думаю, но ты видел,  какая глыба обвалилась. Сложно будет до  нас добраться. Сколько случаев разных на шахте повидал, хорошо без летальных исходов, но многие друзья после травмы получили регресс и в забой не вернулись. Меня же привалило перед самым выходом на пенсию.
- Я, думаю, что моя жена многих на ноги поставила, - ответил Сергей.
С женой Сергею повезло. Богатство Ольгу не развратило. Видимо, воспитание, которое она получила в своей семье,  закрепилось в ней и укоренилось нам всю оставшуюся жизнь.  Не любила она вращаться среди гламурных дам, о чём с ними  говорить? Лучше почитать хорошую книгу. В институте Оля целыми днями просиживала в библиотеке. Там они с Сергеем и познакомились . Писали конспекты по политэкономии.  Ходили в кинотеатр и на дискотеку. Сергей сочинял стихи, а Ольга бережно переписывала их в свой дневник. Тогда  у них были совсем другие отношения: тёплые, нежные.  Студенческий  городок, где жили Ольга с Сергеем, примыкал к университету.  Не надо толпиться в транспорте, бежать от остановки в полусонной толпе. Утром встал, пожарил яичницу, и вперёд в  университет. Простые вещи приводили Ольгу в восторг. Ей  большой сноп гладиолусов был дороже колечка с бриллиантом, а красивое стихотворение было просто верхом совершенства.
После свадьбы они жили в разных комнатах  и ходили друг к другу в гости.  По окончании университета получили распределение на Север. Так открылась новая страница их семейной жизни. Дали молодой семье комнату в общежитии. Даже такие скромные хоромы вызывали у молодожёнов радость. Сергея приняли на работу мастером, а Оля работала в бухгалтерии.
Пришло  время перестройки и безденежья. О детях  думать забыли. Решили, что переживут лихие времена, и тогда  всё решат. Оказалось всё не так  как думали. Дожили до приватизации, в народе её прозвали прихватизация.  Вот здесь и раскрутились.  Государственные предприятия продавались за бесценок, уходили с молотка. Кто похитрее, да пошустрее, тот и прихватил себе лакомые куски. А простой народ нищал, да голодал. Ругали Чубайса, который  уверял, что приватизация  принесёт благо, ругали Лёшу Голубкова, рекламировавшего «МММ – инвест». Люди поверили в этот обман, и у них забрали ваучеры, с которыми ушли надежды,  и пришла обречённость.  Зазвенели деньги в кармане Сергея, на ваучеры он купил акции шахты, потом вложил в акции все деньги, которые к этому моменту заработали с женой. Да и стал получать дивиденды от  прибыли предприятия. Постепенно смог выкупить контрольный пакет акций и стал хозяином шахты. Самое удивительное, что новоявленные миллионеры обогащались за счёт полезных ископаемых и предприятий, которые одинаково принадлежат всем  людям России. Ничего не производили, наследство не получали, а просто взяли и бессовестно  ограбили народ.
Пришёл достаток к ОЛГ, не осталось времени на семью. Отдыхали Ольга с Сергеем врозь. Жена предпочитала отдых у родственников, любила возиться с племянниками, сама о детях уже не помышляла, ей стукнуло 37 лет.
Сергей отдыхал за границей, с шиком. А что? Он может себе позволить всё, о чём мечтает. Только счастье за деньги олигарх купить не мог. А раньше казалось, что между деньгами и счастьем знак равенства. Ан нет.
Между супругами наступило охлаждение. Будто что – то сломалось. Чинить сломавшуюся вещь не пытались. Сергей  предполагал, что скоро разведётся. Ольга, вопреки сложившимся обстоятельствам,  жалела Сергея и во многом оправдывала. Просто удивительное самопожертвование.
И вот теперь, сидя в каменном мешке, Сергей понял,  прочувствовал, насколько виноват перед женой. Он надеялся сейчас только на неё. Друзьям и женщинам он нужен был как  денежный магнат. Все они искали выгоду. Только Ольга понимала его и принимала таким, как он есть. Вот кто его не предаст и не продаст. Из раздумий Сергея вывел голос Александра.
- Я недавно с Машей ходил за грибами.  День был солнечный, а грибов в этом году море. Походили часа полтора, набрали две корзины подосиновиков, подберёзовиков было совсем мало.  Мы нашли чудесную полянку, видно было по – всему, что это место любят.  Там был столик и скамейка. Достали бутерброды, термос с горячим кофе. Солнечные лучи прошивали зелёную листву,  воздух звенел чистотой и ароматами. Бутерброды были необыкновенно вкусные.  Посидели, передохнули и отправились на станцию. Скоро пришёл поезд. Грибники ввалились в вагон. Коробы, корзины, рюкзаки, их было очень много.
- Счастливый, а я вот не помню,  когда грибы собирал. Вижу  грибы во время обеда в ресторане и просто обожаю жюльен.
- Откуда деньги у людей на обеды в ресторане? Я вот  такие  заведения посещаю только по большим праздникам.
Сергей опять – таки не стал открываться, наблюдая раздражение Александра.
Шёл шестой день пребывания под Землёй. Еды не было, воду выпили, выпили коньяк из  серебряной фляжки Сергея. Пили воду, которая сочилась из пластов. Не смущала грязь, потому как пить очень хотелось. Надежды на освобождение таяли  с каждым днём.  Всё это время наши «заключённые» стучали по вентиляционной трубе в надежде быть услышанными.
На седьмой день Сергей решил сознаться. Терять было нечего. Холод донимал, пробирал до костей. От бессилия и холода хотелось  спать. Сергей решился.
- Послушай, друг, я многое здесь понял, не могу скрывать, Я тот самый олигарх.
- Вот это поворот. Столько дней просидеть вместе, и не распознать человека. Если бы это было раньше, я бы мог тебе и морду набить, а при  сегодняшнем раскладе, даже интересно тебя послушать. Времени у нас хоть отбавляй. Вот, к примеру, зачем тебе столько денег?  Сколько у тебя их, кстати.
- У меня 3 миллиарда долларов. Куда это теперь всё.
- Нашёл о чём сокрушаться. Найдутся желающие погреть руки. Ты же вот не постеснялся прикарманить народное. Вы, олигархи,  заводите собак,  приглашаете им на дом парикмахера, делаете маникюр, одежду с бриллиантами покупаете, а люди голодают… Да и зачем тебе столько?  Давай проведём простой расчёт: умножим на 38 и переведём в рубли, поделим сумму на 365 дней в году и получится, что ты мог бы в течение 80 лет тратить каждый день по 500 тысяч рублей. Детей у тебя нет, куда столько?!
- Ты же знаешь «Денег лишних не бывает». Деньги дают свободу выбора.
- Ну и где теперь твои деньги? Почему ты сидишь под землёй, а не в ресторане? Вот ты  богач, но беднее тебя  сейчас нет никого. За деньги не купишь здоровье и счастье. Да, собственно, и деньги – простые бумажки, придуманные человеком для торговли и собственного удобства. Ты  же стал слугой денег. Что ты видел за все эти годы? Жене ты счастья не принёс, бедных не поддержал, людей вот вместе с шахтой решил продать… Вот Бог тебя и наказал. Игра пошла не твоим правилам. Ты, видимо, думал жить вечно.
- Не хочу оправдываться, но мне эти деньги не просто так достались, я работал, переживал за производство…
- Видишь, ты за производство переживал, а людей тебе не жалко?!
- Так я же зарплату плачу вовремя.
- А помочь человеку в беде слабо? Сколько людей на шахте травмировало, что – то об участии с твоей стороны ничего не слышал. Пропащий ты человек, Сергей. Жалко мне тебя. Солнце у тебя каменное, а камень тот бриллиант.
- У тебя как в сказке, знать у меня и сердце каменное.
- Вот  ты сам и сказал то, о чём я промолчал.
А что же там, наверху? На Ольгу напирали покупатели, они уже давно записали Сергея  в покойники. Предлагали Ольге устроить быстрое  вступление в наследство. Конечно, их главной целью была покупка шахты, можно было купить дешевле, Ольга при сложившихся обстоятельствах не  торговалась бы.
За время поиска  Сергея и Александра, Маша подружилась с Ольгой. Легко ли поверить в смерть любимого человека, да ещё не видя трупа? И Маша не верила, она чувствовала, что её муж жив. Просила Ольгу не прекращать  поиск, не отказываться от  бригады спасателей.
- Их найдут, я верю, я чувствую. Если тебе Сергей ещё дорог, поверь мне.
Маша говорила так убедительно, что нельзя  было не поверить. Поиск продолжался. На восьмой день услышали стук Александра.  Спасатели работали не покладая рук, Ольга обещала вознаграждение. Завал был разобран, заложники  получили долгожданную свободу.
На – гора Сергея и Александра несли на носилках, идти самостоятельно они не могли.
После случившегося, Сергей отказался от  продажи шахты.  Занялся благотворительностью,  создал фонд помощи бедным. В семью вернулось счастье, родился долгожданный ребёнок.
(Историю мне рассказал Копасов Валентин Каземирович и попросил описать, что я и сделала)


Рецензии