Папаша Кураж. Первый опыт

Отрывок из пьесы "ПАПАША КУРАЖ и ЕГО ДЕТИ"
http://www.proza.ru/2014/10/05/403

Красное солнышко август отпело.
Тихий мой двор занавесил туман.
Вмиг пожелтело... Засентябрело…
Что ж ты наделала, как ты посмела?!

Первая глава
Действующие лица:
Кураж - парень из посёлка Култук
Маман - мать Куража
Ильга - дочь шамана
Эльдар - шаман с острова Ольхон

1 ДЕЙСТВИЕ

Домик на окраине посёлка Култук на южном берегу Байкала.
Слышно Трансибирку.

Маман: Куда это ты собрался? Зачем ружье взял?
Кураж: В тайгу вестимо. Может рябчики попадутся, а то давно мяса не ели. А если дичи не будет, то курицу соседскую подстрелю или лазурита насобираю и обменяю у туристов на консервы .
Маман: Знаем мы твои ходки, напьёшься с туристами водки и будешь по тайге болтаться, стишки сочинять и туристкам песни петь, типа того: "Турист туристку повёл в лес за редиской! Подозрительно!"
Кураж: Не маман, я им другие песни пою: "Всё пересуды, да перекаты послать бы их по адресу..." и сбегаю с ними в лесок.
Маман: А не боишься, что их дружки поймают и слегка попинают.
Кураж: Нас не догонишь, а догонишь не возмёшь. Пусть побробуют и вмиг окажутся за решёткой. У меня товарищи в слюдянской милиции, я их с туристками познакомлю.
Маман: Доиграешься, свои тебе козью морду сделают. Поди когда вернёшься, опять побежишь на улицу наших девок в кустах зажимать.
Кураж: Да они сами ко мне липнут, никак не могу отвязаться и потому ухожу от них в тайгу к туристкам.
Маман: Своими стихами и песнями всем девицам голову задурил. Соседи на тебя жаловались, что мол куражишься над ними!
Кураж: Да я давно им песен не пою, всё это пройденный этап.
Маман: Вот направят они тебя по этапу или заставят платить за грехи.
Кураж: Да какие там грехи, одни лишь девичьи слёзы.
Маман: Жениться тебе надо, детей завести и хозяйством заняться. Вон забор совсем завалился и дров на зиму надо наколоть.
Кураж: Вернусь из тайги, поколю, а забор сейчас подопру. Всего и делов то!
Маман: Когда вернёшься?
Кураж: Прогуляюсь на два-три дня, вверх по речке Слюдянке.
Маман: К дяде зайди, пирожков передай. Да не жадничай, чай и тебе хватит.

2 ДЕЙСТВИЕ

Берег речки Слюдянки. Горит костёр, около него, меж двух деревьев походный балаган - большой кусок брезента, накинутый на три жерди, одна поперёк привязана к деревьям, а две с одной стороны привязаны к ней, а с другой на землю.
Дочь шамана Ильга варит похлёбку.

Кураж: (подходит) Здорово таёжники!
Ильга: (помешивая варево) Здравствуй коли не шутишь. Чего пялишься, не задерживайся.
Кураж: Что ж ты такая неласковая? Может я на твою красоту загляделся.
Ильга: На котелок ты загляделся, сейчас позову отца, он быстро возьмёт тебя за шиворот на выворот и направит на путь истинный. Много тут всяких туристов шляется. Всю тайгу испоганили.
Кураж: Да я их и сам не люблю, всю дичь распугали. Да ты не бойся, я местный с Байкала, да и дед на половину бурят с Хамар-Дабана. Но тебя не знаю, откуда такая красавица?
Ильга: Мы с Ольхона, сейчас подойдёт отец, он с тобой разберётся какой ты местный.
Кураж: (присаживается) А чего к нам на Слюдянку пожаловали.
Ильга: Да хотели пособирать немного лазурита для сувениров, но на этот раз после взрывов добытчиков мало хороших осколков от лазуритовой жилы осталось. В основном белесые.
Кураж: Да это я лучшие образцы собрал, если меня покормишь и приласкаешь, то я с тобой поделюсь.
Ильга: (замахивается поварёшкой) Я так тебя приласкаю, что век помнить будешь.
Кураж: Я ж с серьёзными намерениями. Очень мне бурятки нравятся, чувствую родную кровь.
Ильга: Ну если серьёзно, то покормлю. Показывай свои камушки.
Кураж: Давай лучше стихи почитаю:
«Слушай!
Наши сошлись дороги,
оба мы одиноки,
с судьбой разберёмся сами.
Давай поженимся, лошадь!
Будем рожать, хорошая,
лошадушек, малых крошек».
И лошадь прядёт ушами."
Ильга: Ещё не взнуздал, а уже погоняешь. Девкам в своём посёлке вешай лапшу на уши.
Кураж: (читая вкрадчиво, приближаясь сзади)
 "Не зови меня домой,
ввечеру не жди, родимая.
Улетаю в край иной,
заплываю в небо дивное
вместе с девой молодой,
с юной, чувственной красой.
Мир земной нам в радость дан,
а грехи – не меряны!"
Ильга: Совсем смутил меня окаянный, аж сердце забилось! Ой, папа идёт.
Эльдар: Нельзя на полчаса оставить, как вокруг тебя какие-то козлики скачут.
Ильга: Говорит, что он серьёзный, стихи мне читал, жениться предлагал. Мешок лазурита обещал подарить.
Кураж: (в сторону) Только успел слово сказать, а уже в ласковые сети попал.
Эльдар: (усмехаясь) Ну показывай свои камушки. Хорошо беру их и дочь готов в жёны отдать, но только не здесь, а в святилище на Ольхоне у Шаман-камня. Ждать будем год, но если обманешь, то никогда не успокоишься, будешь бегать за бабами по свету, а счастья не будет. Клянись! (бросает какие-то травы и пыль лазурита в костёр, поднимается зелёный дым)
Кураж: (как завороженный) Клянусь!
Эльдар: Теперь можешь обнять невесту, но не увлекайся! (грозит пальцем)
Кураж: (бессовестно хватает, сидящую на корточках у костра Ильгу, за груди, поднимает и разворачивает к себе лицом).
Целуй в губы, раз папаша разрешил.
Ильга: (отпихивается острыми локтями и  коленками, попадет между ног)
Сразу и целуй? Я вообще ещё ни с кем не целовалась, отстань!
Кураж: Но зато сразу куда надо коленом попала, как удар молнии!
Эльдар: (ухмыляясь) Тебе с ней не справиться. У нас на Ольхоне ещё никто её не смог обуздать! Я за неё спокоен. Отойдите от костра, а то котелок опрокинете.
Кураж: (отпускает девушку) Мне такие девчонки очень нравится, но не буду я ей руки заламывать. Пусть сама целует, но договор дороже денег, т.е. лазурита.
Ильга: (растрёпанная и возбуждённая) Не буду в губы целовать при посторонних.
Эльдар:(перебирает камешки) Это кто тут посторонний? Ладно идите посидите у речки, может остынете.

3 ДЕЙСТВИЕ

Берег Слюдянки, вдалеке за деревьями мерцает костёр.

Ильга: (беспечно болтая ногами, сидя на стволе поваленной берёзы)
Как здесь хорошо, спокойно и я почти успокоилась.
Кураж: Ты своими коленками так меня возбудила мой ствол, что до сих пор не могу успокиться!
Ильга: (косясь на оттопыренные брюки) Пока он не упадёт, ко мне не прикасайся!
 Кураж: Пожалуй окунусь, если мой ствол опустится, то ты  поцелуешь. Смотри внимательно:
Сейчас он упадёт перед тобой,
Как перед царицей молодой!

Кураж неожиданно прямо перед Ингой быстро раздевается, снимает сапоги, носки, куртку, майку, брюки, трусы и предстаёт перед ней во всей красе. Инга завороженно смотрит на его ствол и ждёт когда тот начнёт падать. Кураж входит в воду и зовёт её убедиться, что он уже опускается.

Кураж: Иди ко мне, а то и не увидишь под водой, как он будет опускаться.
Ильга: Увижу как твой сучок согнётся передо мной, когда выйдешь.
Кураж: (медленно выходит из воды и подходит почти вплотную к сидящей девушке) Вот видишь ты добилась своего, он опустился, стал мягким, можешь потрогать и поцеловать.
Ильга: (насмешливо) Как он быстро съёжился, так скоро пройдёт и твоя любовь. Когда оденешься поцелую в губы, теперь ты не опасен.
Кураж: (разозлился и привлёк голову Инги к своим чреслам)
Напрасно ты думаешь меня опять обмануть, целуй сейчас!
Ильга: (отпихивается руками от согнувшегося было ствола, но в её руках он начинает твердеть и подниматься, она продолжает его неумело тискать и отводить в сторону, струя белого густого молока вылетает из ствола и обливает руки, лицо и халат)
Что ты наделал! Как я вернусь у отцу?
Кураж: Ничего страшного, снимай халат и умойся. Сам тебя поцелую, теперь уж точно я не опасен.
Ильга: Отвернись и отойди за кусты. Я знаю всё равно ты будешь подсматривать, как за девками в своём посёлке. Чёрт с тобой смотри, я тебя тоже видела голым.

Обнажённая Ильга заходит в быструю  речку по пояс и замывает халат. Её груди в лунном свете белеют как две фарфоровые чашки. Кураж подходит сзади,  накрывает чаши своими лапами и ласкает их круговыми движениями. Боясь утопить халат девушка не сопротивляется и он запускает руку ей между ног и прижимает свой ствол к её попке, который опять поднимается.

Кураж: (вкрадчиво) Ты ж меня не только видела, но и трогала, сгибала мой ствол, а теперь моя очередь тебя сгибать.
Ильга: Это ты сам суёшь его куда попало и я лишь отбивалась.
Кураж: А не надо было отбиваться. Поцеловала бы меня прямо у костра и всё бы закончилось, но ты меня сама заманила пойти на речку и теперь я не смогу от тебя оторваться. Не бойся мы посадим с тобой новое дерево и отец всё простит.

Возбуждённая и обессиленная Ильга уже не сопротивляется. Вместе выходят на берег, вешают халат на ветку. Соблазнитель подхватывает её на руки и несёт на моховую постель под большой сосной, кладёт на спину, раздвигает ей ноги и вставляет свой ствол.

Хотела лаской задержать, но не смогла.
Теперь прощай. Не помни зла.
Не поминай… Рассвет бескрыл.
Не помню зла. Я всё забыл.
Могла помочь… я всё простил.
Как я люблю тебя… любил.

4 ДЕЙСТВИЕ

Юрта шамана в посёлке Хужир на острове Ольхон.
Дочь шамана склонила голову и держит ребёнка на коленях.

Эльдар: Недолго же ты погуляла. Хватило одной ночи на Слюдянке.
Ильга: Судьба моя такая горькая: либо одна ночь любви, либо всю жизнь в стойбище старого шамана. Но ты же сам меня отдал за мешок лазурита.
Эльдар: Ну что ты болтаешь. Я только разрешил ему тебя обнять, а ты сразу отдалась первому встречному-поперечному. Словно неопытная козочка горному козлу.
Ильга: Зато теперь у тебя внук растёт и он твой потомок, а не старого шамана.
Эльдар: Я его тоже шаманом сделаю. Только твой Кураж этому делу мешает: либо он сам должен стать шаманом и передать это почётное звание моему внуку, либо я должен выбросить слабое звено и принести его жертву нашему дракону, сбросив в Воронку Байкала.
Ильга: Где же ты найдёшь его, он меня забыл, наверно гуляет по иркутским кабакам.
Эльдар: Всё я про него узнал. Его прадед поляк сбежал с царской каторги и спрятался в стойбище шамана на Хамар-Дабане. У него родился сын, который нанялся на строительство Транссибирки и поселился в Култуке, но в революцию куда-то исчез. Бабка вышла замуж за богатого нэпмана, но его разорила советская власть и он пропал с золотишком. Её дочь с мужем прожили всю жизнь в маленьком домике и родили сына, которого в Култуке прозвали Куражом, за то, что он с малых лет за девками бегал, а потом куражился.
Ильга: Ну и зачем мне такой муж, лучше я буду с отцом жить и сына растить.
Эльдар: Это правильно, но ритуал должен быть соблюдён и потому я нашим людям в Иркутске дал задание найти Куража, напоить, связать и сюда принести. Да вон его несут!
Ильга: Что вы ним с делали? Он живой?
Эльдар: Да чего ним будет, уж вторые сутки не просыхает. Сыт, пьян и нос в табаке. (выплёскивает кружку воды в лицо).
Ильга: Да он весь мокрый, как будто всю дорогу девичьими слезами умывался.
Кураж: (очухался) Где я?
Эльдар: Ты в стойбище на Ольхоне. Давно ждем. Заплутался ты в Иркутске и забыл, что обещал приехать к нам в гости. Пора клятву исполнить.
Ильга: Ты обещал меня за муж взять. У нас с тобой сын растёт.
Кураж: (окончательно протрезвев) Обещать не значит жениться! Откуда у меня сын и вас я не помню. Да и мой ли это сын.
Эльдар: Да ты мне клятву давал на Слюдянке, что женишься на моей дочери!
Ильга: Вспомни, как мне стихи про лошадок читал, а потом предложил поиграть в них в лесочке.
Кураж: Что-то припоминаю про лесок, но я же лазуритом расплатился. Клятву не помню, какое то наваждение шаманское было.
Эльдар: Было не было, это уже неважно. Всё вспомнишь на том свете. Неужели ты думаешь, что я за мешок лазурита под тебя свою дочь подложил. За это оскорбление ты живым с Ольхона не уйдёшь: либо сменщиком моим станешь,т.е. шаманом как прапрадед, либо придётся тебя в жертву хозяину Байкала великому духу Хан Хутэ-баабаю или отдать на съедение дракону Шаман-камня. Выбирай!
Ильга: Зачем же так жестоко. Я ему всё прощаю. Он же отец твоего внука.
Кураж: Нет жениться я не буду и на Ольхоне не останусь, уж лучше я себя принесу добровольно в жертву Байкалу, как Садко.
Эльдар: Можешь не геройствовать, сбросим в воронку как грешника и поминай как звали. Довольно ты над девушками покуражился.
Ильга: Перед жертвой посмотри на сына, может опомнишься и на Земле останешься.
Кураж: Нет насильно мил не будешь. Прощай Ильга. Но жертва должна быть добровольная и потому развяжите меня.
Эльдар: Развяжем тебя перед тем как отправить к духам Байкала и сбросить в Большую Воронку. Молись!
Ильга: Прощай моя любовь! Я бы вместе с тобой бросилась в Байкал, но должна твоего сына вырастить.
Кураж: Прощай Ильга, не поминай лихом! Напиши матери, расскажи сыну как я погиб.

Кураж с шаманом на лодке. Ильга на берегу.

Эльдар: А как же обязательно расскажем. Вот и Воронка показалась. Духи Байкала ждут тебя! (разрезает верёвки)
Кураж выскальзывает из объятий шамана и просит спасти его туристов, на
проплывающем мимо катере. Шаман сталкивает его воду и Кураж круг за кругом
приближается к центру воронки. Неожиданно быстроходный катер направляется
к утопающему и туристы вытаскивают Куража из вод Байкала. Катер удаляется
в сторону бухты Бабушка.
Ильга: (на берегу) Прощай, никому больше не обещай...ай...ай...

Сомкнулись  пустые воды Байкала и дракон Ольхона опять остался голодным.
Межсезонье. Нерадость. Ненастье.
Не зима, а предвестье её.
Нелюбовь. Оскудение страсти.
Вот и кончились наши напасти,
острогрудое счастье моё.
 
Ты теперь на везенье не сетуй,
не пеняй, что у нас не сбылось,
не раскидывай ловчие сети,
не венчай с расставанием злость, –
поединки не кончатся эти,
продолжается праздник на свете.
Да и жизнь продолжается…
Врозь.

Проходят дни и годы. Только что была весна и снова осень. Ильгу жизнь без дюбви каждую осень сгибает  всё больше и больше. Сын вырос и уже шаманит с девками. Только Эльдар не стареет, лежит на боку у костра и смотрит в чёрное магическое зеркало из обсидиана. Время от времени в нём появляется Кураж с бабами и тогда он берёт бубен и ьеличькй лапкой звучит

Следующие 5-6 глав посвящены жёнам, любовницам и детям Куража.
Русский Декамерон о приключениях Куража на грани тысячелетий.

стихи из


Рецензии