Картошка

Этот учебный год снова начался с помощи колхозам в уборке картошки.
Картошка! Это чудесное слово означало, что еще почти целый месяц не будет утомительных уроков, когда ты не можешь дождаться звонка и как узник смотришь за окно, где солнышко светит почти по-летнему и осень играет всеми красками! А главное, что и домашние задания тоже пока подождут!

Наташка с утра была немного хмурой, потому что утро сегодня тоже хмурилось низкими серыми тучами. Но подходя к школе, она уже издали услышала разноголосый гомон, увидела множество ребят в разноцветных курточках, группками стоящих у школы.  Наиболее неугомонные уже затеяли догонялки, бегая и прячась за спинами стоящих, и от этой суеты, всегда сопровождавшей ожидание автобусов, настроение у Наташки сразу же поднялось. К своим одноклассникам она подходила уже с улыбкой.

Школьный двор был полон народу, но ребята все подходили и подходили. У каждого с собой было ведро и пакет с чем-нибудь съестным, чтобы перекусить в перерыве между работой. Устав стоять, многие уселись прямо на ведра, образовав круг. Наташка тоже присела рядом, девчонки немного подвинулись, чтобы она оказалась в кругу.

Впрочем, ждать долго не пришлось. Вскоре к воротам школы начали подъезжать автобусы. И учителя, до этого стоявшие отдельным кружком, потянулись к своим классам, чтобы командовать посадкой. Усаживались в автобусы плотно, чтобы делать поменьше рейсов. На сиденьях, предназначенных обычно для двух пассажиров, ребята свободно убирались втроем, а когда все сиденья были заняты, часть ребят разместились в проходе, использовав снова вместо сидений свои ведра. Когда автобусы были заполнены до отказа и учителя убедились, что никто не остался «за бортом», двери закрылись и все поехали.

Путь до места работы был для Наташки, да и для остальных школьников удовольствием. Автобус слегка потряхивало на ухабах, ребята при этом то подскакивали, то валились друг на дружку, отчего они вскрикивали, взвизгивали и заливались смехом. Особенно сильно валились те, кто сидел в проходе, ведра качались куда сильнее, чем сиденья автобуса, и те, кто сидел на них, поочередке хватались то за одних соседей, то за других.
 
Чаще всего в проходе сидели неразлучные дружки Вовка и Лешка. Они специально заходили в автобус последними, и все уже привыкли к тому, что в дороге они будут притворно сетовать на то, что дорога такая неровная, жаловаться, что они отбили себе все бока и отпускать множество других шуточек, над которыми все остальные смеялись от души.

Путь предстоял неблизкий: сегодня ребят везли в колхоз чуть не на край района, и, насмеявшись вдоволь, девчонки решили попеть песни. Петь Наташкины одноклассницы умели и любили, песен знали много. Стоило кому-то вспомнить название любой популярной песни, остальные уже затягивали ее. С удовольствием подпевала им и классная руководительница Людмила Николаевна. Она тоже любила петь и, вероятно, благодаря своему музыкальному классу, знала большинство современных песен. Да и мальчишки, поначалу просто послушав, вскоре подхватили знакомые слова.

На неровностях дороги, когда всех встряхивало, ровная мелодия песни превращалась в уханье, и это всех смешило. Просмеявшись, продолжали песню, пока она не прерывалась снова на очередной кочке.  Всем  было очень весело! Даже водитель смеялся. Наташка видела его веселое лицо через зеркальце, висящее над ним.

Когда петь просто так надоело, затеяли игру: вспомнить и напеть как можно больше песен на заданную тему. Играли то мальчики против девочек, то один ряд автобуса, против второго.

Так за играми, песнями и смехом незаметно добрались до места. Ребята высыпали из автобуса горохом. Следом подъезжали другие автобусы, тоже выпуская из своего нутра гомонящих мальчишек и девчонок.

Перед Наташкой расстилалось большое поле, по которому совсем недавно прошлась картофелекопалка, расчертив все поле ровными полосами, в черноте которых где гуще, где пореже, белели картофелины. Полосы начинались у той кромки, где высадили школьников, а конец их лежал довольно далеко вдали. Это был уже не первый день уборки, и все равно перед началом работы Наташка всегда удивлялась: «Как это можно убрать такое большое поле?»

Но учителя уже расставляли свои классы по рядам, и вот уже трактор, в кузов которого будет набираться картошка, поехал чуть впереди по картофельному ряду, и застучали первые картофелины по ведрам, и чуть примолкли ребячьи голоса, потому что все растянулись по ряду, да и болтать, работая внаклонку, не очень сподручно.

Первые ведра, наполненные картошкой, казались с непривычки особенно тяжелыми. Людмила Николаевна говорила девочкам:

- Не набирайте ведро до верху, носите неполные.

И если видела, что какая-то из девчонок не послушалась и насыпала в большое ведро картошку с горкой, сама подхватывала ведро и несла его к трактору. Людмила Николаевна была женщиной лет сорока, невысокой,  подтянутой,  и работала она всегда вместе со своим классом, не позволяя себе стоять над ними как надсмотрщик. Она успевала собирать картошку в ведра, разрывая попутно сапогом комья земли, чтобы проверить, не закопалась ли какая картофелина, не спряталась ли, и посматривать за каждым, как кто работает.  Увидав заполняющееся ведро, Людмила Николаевна могла подойти, помочь дособирать и потом сама уносила ведро на трактор. При этом она заодно проверяла, как работают ребята, принимающие ведра на тракторе.

Наташка восхищалась своей «классной» и не понимала, как некоторые ребята могут работать спустя рукава, когда видят перед собой такой пример.
Впрочем, Людмила Николаевна не только подавала пример, но и своим подопечным расслабляться не давала. Если кому и удавалось посидеть, сложа руки, то длилось это недолго. Бдительный взгляд «классной» быстро обнаруживал лентяя, и если тот не начинал немедленно работать, это могло обернуться для него тем, что Людмила Николаевна брала его под личную опеку. Она вставала рядом и начинала собирать картошку, все время контролируя проштрафившегося. Тому ничего не оставалось, как деятельно включиться в процесс уборки.

Работа кипела. Убирая очередной участок картофельного ряда и переходя на следующий, ребята продвигались все дальше и дальше по полю. Какие-то классы на время вырывались вперед, но это подстегивало остальных и они тоже начинали работать быстрее, стараясь догнать, не оказаться в отстающих. Это соревнование делало работу веселее, да и работалось так легче: когда двигаешься в общей массе людей, то и дело перебрасываешься шутками, смеешься, и работа словно делается сама собой, ведра так и мелькают, и усталости совсем не чувствуешь.

Вот уже ближайший трактор, доверху наполненный картошкой, поехал с поля, и ведра теперь пришлось носить к другому трактору, который ехал через десяток рядов от Наташкиного класса. В кузове этого трактора работали мальчишки-старшеклассники. Наташка и ее подруги смущались, подавая им ведра: как-никак взрослые уже мальчики, смотрят строго на младших девчушек, не шутят с ними, как с одноклассницами. Но зато наклоняются за ведрами так низко, что едва не вываливаются из кузова: заботятся, чтобы девочкам не приходилось высоко поднимать тяжести.

Наташке не приходило в голову, что эти мальчики могут ими, малолетками, интересоваться, что с ними можно пококетничать, «построить глазки». А вот две ее одноклассницы, Ольга и Ленка, вовсю пользовались случаем проверить свои чары на старшеклассниках. Они весело щебетали что-то, стоя рядом с трактором, улыбались и не торопились уходить, хотя ведра их были уже пустыми. Наташка с любопытством посмотрела в их сторону: смелые какие! Наташка бы ни за что не смогла рта открыть и заговорить первой с незнакомым мальчиком, а тем более старшеклассником. Она бы засмущалась, покраснела и не нашла что сказать, даже если бы такой мальчик сам с ней заговорил о чем-то. Но Ленка с Ольгой были красивыми и хорошо знали, какое впечатление производят на мальчиков. В их классе все мальчишки старались чем-то заслужить благосклонность подружек, а на дискотеках ссорились между собой из-за возможности первым пригласить на танец.

От этих мыслей Наташку отвлекла подружка Иринка, проходившая мимо:

- Пойдем уже, наши скоро закончат свои ряды собирать.

И они припустили бегом к своему ряду. Там уже и впрямь работа подходила к концу. Людмила Николаевна теперь помогала отставшим, и тех, кто заканчивал свой ряд, звала на помощь другим. Кто-то пытался отказаться от дополнительной работы:

- Мы свое собрали, а они проленились, вот и отстают. Пусть сами собирают!
Но Людмила Николаевна не принимала возражений:

- Чем рассуждать, собрали по ведерку и закончили все вместе. В другой раз и вам поможем, если будете отставать.

И ребята, хоть и ворча, все-таки начинали помогать. Впрочем, сильно отстающих не было, так что уже через пять минут все ряды были очищены от картошки. Людмила Николаевна ссыпала картошку из наполовину заполненных ведер вместе и отправляла к трактору мальчишек. А девочки тем временем расположились на полянке неподалеку, уселись кружочком на своих ведрах.
Погода разыгралась, солнышко рассеяло тучи и играло в золотистых листьях березок. Стало тепло, и ребята расстегнули куртки, а кое-кто и вообще снял. Наташка, закинув голову, смотрела в голубое небо и ей казалось, что она куда-то плывет. Над скромными осенними цветами порхали поздние бабочки, слышно было приглушенное жужжание пролетавшей мухи. Как хорошо! Наташка закрыла глаза и повернула лицо к солнышку.

Подошли мальчишки, тоже подсели в общий круг. Все стали доставать из сумок свои неприхотливые обеды: вареные яйца, огурцы и помидоры, печенье. Продукты у всех были одинаковые, овощи со своих огородов. Разве что печенюшки у одного были такие, а у другого другие. Менялись, угощали друг друга, весело беседовали за едой.

Рядом вдоль кромки поля так же расположились и другие классы. Все отдыхали, пока тракторы уехали разгружаться. Посидев и перекусив, мальчишки затеяли игры в догонялки, «колдунчики», девочки, разбившись на пары, пошли прогуляться вдоль поля. Неподалеку уже начинался лесок, а между кромкой леса и картофельным полем густо рос кустарник.

Вдруг Иринка наклонилась к Наташкиному уху и зашептала:

- Смотри, вон наши мальчишки ушли за кусты курить!

Наташка посмотрела в ту сторону, куда показала Иринка и действительно заметила там группу мальчишек. По знакомым курточкам она узнала среди них двух Сашек. Они были одними из лучших учеников класса, и вообще положительными мальчиками, поэтому Наташка усомнилась:

- Да ну, смотри там Сашки, они что, тоже по-твоему курить пошли?

- А ты не знала, что они курят? Я сама видела, что у них в карманах сигареты!
Наташке отчего-то стало грустно. Один из Лешек нравился ей, и узнать, что он курит, было неприятно. Она отвернулась и стала смотреть на играющих, но тут Иринка толкнула ее в бок:

- Смотри, Наташ, смотри!

Наташка обернулась снова и увидела, что мальчишки вышли из-за кустов, но следом за мальчишками оттуда показались и две девочки. Это были Ленка с Ольгой.

- Неужели тоже курили? – сгорала от любопытства Иринка.

Наташке тоже стало интересно, и она потихоньку продолжала наблюдать за приближающейся компанией. Когда девчонки подошли уже довольно близко, они остановились и одна другой что-то переложила в карман.

- Пачка сигарет! – тут же углядела Иринка, - Значит точно курили!

Наташка была потрясена. О том, что некоторые мальчики начали потихоньку покуривать, она знала, но чтобы девочки! Такого она никак не ожидала! Даже про старшеклассниц она не слышала ничего подобного, а тут – одноклассницы!
А вот Иринка, казалось, ничуть не была удивлена. Наоборот, она торжествовала, что  застукала классных «королев» за таким неблаговидным занятием. Впрочем, «королевы» как будто и не особенно скрывались. Правда, Людмилы Николаевны да и других учителей поблизости не было, они отошли к другому концу поля и не могли видеть курильщиков, но зато другие ребята и видели, и догадывались, куда и зачем отлучались Ленка с Ольгой. Но на лицах подруг не было и тени смущения, а скорее наоборот, слегка прикрытое торжество. Они видимо казались себе очень взрослыми и особенными, не чета своим простушкам-одноклассницам.

Наташке же было почему-то стыдно, как будто она подглядела за чем-то очень и очень неприличным и из-за этого и сама стала причастна к неблаговидному поступку.

Тем временем к играющим мальчишкам присоединились и девочки. Они начали играть во «второй лишний». Наташка потянула Иринку к ним. Некоторое время девчонки и мальчишки бегали друг за дружкой, убегающие то и дело вставали перед игроками в кругу, нужно было вовремя среагировать, сорваться с места, если твое место в кругу заняли. Зазевавшегося тут же «ляпал» водящий и менялся с ним ролями. Веселая беготня отогнала неприятные мысли.
Уморившись, ребята присели отдохнуть. Кто-то предложил:

- Вот бы картошечки попечь!

Идея всем понравилась, и даже подошедшая Людмила Николаевна не возражала:
- Только скоро перерыв закончится, и нужно будет снова работать. Мы не сможем все печь картошку. Но можно оставить нескольких ребят присматривать за костром и за картошкой, если вы не против.

Ребята не возражали, и даже спора о том, кого оставить, не возникло. Решили сделать два костра, запечь на всех два ведра картошки, поэтому оставили двух девочек и двух мальчиков.

Из мальчиков остались дружки-шутники Вовка с Лешкой. Людмила Николаевна поручила им организовать два костра и поддерживать их, а девочкам – добывать ветки для костра. Но тут Наташка заявила, что разжечь костер и смотреть за ним и девочки смогут, так что пусть мальчишки тоже носят ветки.

- Ты что же, сама справишься с костром? – насмешливо спросил Вовка.

- Не хуже тебя, только спичек у меня нет, – отозвалась Наташка.

- Ну, спички мы вам оставим, и даже поможем зажечь костер, пока есть время,- сказала Людмила Николаевна, - Значит, из девочек останутся Наташа с Ириной, только чур, будьте аккуратны с огнем: костер разжигайте не в лесу, а на открытом месте, постоянно кто-то один пусть смотрит за костром, пока другой ходит за топливом. И большой огонь не разводите.

Ребята заверили, что все будет в порядке. Тут же, пока было время, все занялись приготовлениями: кто-то побежал к лесу за ветками, кто-то пошел с ведрами набрать картошки. Вскоре два костра уже горели на большой поляне, рядом с ними высились две кучи веток и стояли два ведра с картошкой.

- Смотрите, пеките хорошо, чтобы не сгорела, - напутствовали выбранных пекарей одноклассники.

- Да девчонки не смогут испечь, у них картошка сырая будет, так что придется вам только нашу картошку есть! - расхвастались Лешка и Вовка.

- Посмотрим! – ответила Иринка, - Может еще вам нашу картошку придется просить!

А вскоре урчание подъехавших тракторов прервало отдых. Учителя снова расставляли школьников на ряды.
Разморенные перерывом, ребята начинали работу неохотно. Вроде только что бегали, не зная усталости, а как нагибаться за картошкой – сразу почувствовались все ранее собранные и поднятые ведра. Но постепенно работа снова набрала свой темп, снова началось соревнование с соседними рядами и зазвучали шутки и смешки.

Пекари тем временем занимались порученным делом. Мальчишки разгребли немного костер и, не пожалев ведра, перевернули его кверху дном на освобожденное место и обложили со всех сторон горящими ветками.

- Теперь у нас картошка точно не сгорит, а запечется вся прямо в ведре! – хвастливо заявил Лешка.
 
- Давай и мы так сделаем, - шепнула Иринка Наташке. Но Наташке было жалко ведра – закоптится ведь, потом и одежду всю перепачкаешь сажей. Да и не пекла она никогда картошку в ведрах.

- Нет, я буду печь, как всегда пекла, в углях. Нужно только побольше углей. Давай будем еще ветки по очереди носить.

И девочки стали таскать из леса ветки. Впрочем, и мальчишкам приходилось поддерживать костер, так что они бегали не меньше. Но не забывали поддеть девчонок:

- У нас-то уже печется, а вы еще даже не закладывали свою картошку!

- Наташ, ну правда ведь, не успеем испечь! – снова начала тревожиться Иринка.

- Ну ладно, достаточно углей, - решила Наташка и стала разгребать свой костер. Они старательно уложили ровным слоем картошку из своего ведра на горячую землю, немного присыпанную алыми угольками, потом так же старательно зашвыряли ее толстым слоем углей, а сверху снова положили сухих веток. Костер продолжал гореть.

Мальчишки уже не ехидничали, видимо действия девочек на них произвели впечатление.

А остальные ребята между тем продолжали работу. Вроде только-только были у начала ряда, а одним рывком выдвинулись вперед. Постоянно передвигаются мальчишки и девчонки вдоль ряда: тот, кто собирал картошку позади всех, вот уже все собрал и перебежал вперед. Кажется даже, что после перерыва работа идет быстрее. Да это и неудивительно: впереди видна цель – окончание работы. Сначала дружно стремились дойти до середины ряда, а вот уже середина позади, и как будто откуда-то еще сил добавилось: быстрее-быстрее, уже показался другой конец поля!

Ребята работали, как заведенные: картофелины сыпались в ведро, только ведро наполнилось – чуть не бегом к трактору, обратно с пустым ведром - уж точно бегом! И вот уже конец ряда! И снова помочь тем, кто приотстал, и все! На сегодня работа закончилась!


Ребята из других классов пошли за оставленными на краю поля курточками и сумками, а Наташкины одноклассники устремились прямиком к кострам.
Наташка с Иринкой к этому времени уже успели проверить свою картошку. Она испеклась, хорошо протыкалась острой веточкой, и девочки отгребли догорающий костер в сторону, оставив горку картошки на прокаленной земле, чтобы не остыла.

Мальчишки тоже уже тушили костер, но ведро еще не переворачивали и картошку не доставали. Подошедшие ребята тут же перевернули ведро сами и хотели уже попробовать картошку, но Людмила Николаевна, которая тоже пришла, сказала, что есть будем на другом конце поля, куда придут автобусы. А сейчас нужно как следует затушить костры.

Все стали помогать тушить. Воды не было, поэтому затаптывали угли ногами и засыпали их землей. Когда все было потушено, собрали печеную картошку в ведро и пошли на другой конец.

Там ребята расположились снова большим кругом, из сумок достали соль, у кого-то оставался хлеб. Ведра с картошкой поставили в центр, и каждый взял по теплой картофелине. Картошка из ведра девочек была «с угольком» - хоть один бочок да был черненький. У мальчишек картошка не почернела, и поначалу они хвалились этим. Но вот один из мальчишек, первым откусивший от горячей картофелины скривился:

- Да она не пропеклась!

Тут и второй, третий, попробовавшие картошку, испеченную Вовкой и Лешкой, воскликнули, что и у них картошка наполовину сырая. Вовка возмутился:

- Да ничего и не сырая! Вот я тоже из нашего ведра взял, она хорошо пропеклась!

Некоторые поддержали Вовку: они тоже взяли картофелину из ведра мальчишек, и она  была вполне пропеченой.

Людмила Николаевна рассудила спорщиков:

- Так бывает, с одного края картошке не хватило жару, вот она и хуже пропеклась.

- Но мы пекли в ведре! – воскликнул Лешка. – Она должна была там вся пропечься!

- В ведре? Ну, тогда не пропеклась та, что была в серединке ведра. Времени не хватило, чтобы испечься  всей. Вы раньше пекли картошку вот так, в ведре?

Тут Лешка и Вовка признались, что сами не пекли. Их убедили так сделать другие мальчишки, уверявшие, что картошка в ведре получается - просто класс! И не сгорает к тому же.

- Ну что ж, - успокоила их Людмила Николаевна, - картошка и действительно получилась неплохая, хотя и не вся. Но у нас еще целое ведро картошки, приготовленной Наташей и Ириной. Хватит на всех, правда девочки?
Подружки закивали. За свою картошку они были спокойны, никто не забраковал ни одной картофелины из их ведра. В душе они торжествовали, но Лешка с Вовкой выглядели настолько расстроенными, что девочки не стали припоминать им их давешнего хвастовства и самоуверенных слов, что у девчонок ничего не получится.

Все с аппетитом ели, когда подошли автобусы. Ребята собрали свои сумки, куртки, пакеты с солью и хлебом, подхватили ведра и пошли рассаживаться.
Автобусы тронулись, а ребята продолжили свою трапезу. Передавали друг дружке еще теплые картофелины, соль. А когда все наелись, то поначалу просто ехали, разглядывая золотой осенний пейзаж за окнами. На сытый желудок петь и играть не хотелось, сказывалась и усталость трудового дня – некоторые задремали под мерное покачивание автобуса.

Наташка сидела у окошка и смотрела на проплывающие мимо картины. Деревья еще радовали глаз разноцветьем своей листвы, и земля под ними была укрыта яркими коврами из листьев: багряными – под рябинами, ярко желтыми – под березами, золотисто коричневыми под тополями, а под яблонями ковер вообще пестрел смесью зеленого, желтого и коричневого – просто глаз не оторвать! Новые листья медленно планировали вниз, добавляя свежих красок. Сквозь деревья виднелись поля: некоторые уже убранные, темные, другие просвечивали яркой зеленью, это взошли озимые. Над всей этой красотой ярко голубело очистившееся от облаков небо, и воздух был прозрачным, как бывает только в сентябре.

Наташка любила эту пору года, не уставала любоваться на ее необыкновенную красоту. И ей было радостно от того, что сегодняшний день получился таким интересным и удачным, и впереди есть еще свободных полдня: можно и погулять, и позаниматься любимыми делами. А назавтра снова ждет поездка на картошку, дружная и веселая работа на свежем воздухе, и Наташке казалось, что ничего на свете не может быть лучше этого.


Рецензии
Заставила вспомнить детство. Ой, как давно это было. Кажется, что в прошлой жизни. Отлично написано!!! С теплом. Алена.

Алена Данченко   09.10.2014 23:14     Заявить о нарушении
Алёна, извини, я закрутилась и не ответила сразу же.
Спасибо большое за добрые слова! Ты никогда не обойдешь встречным вниманием. Да и просто вниманием :)
Мне кажется, что не хватает этой совместной работы по сбору урожаев нынешним школьникам. Но сейчас ведь не те времена - нельзя эксплуатировать детский труд! А это не просто труд, а еще и удовольствие, и воспитание личности.
Всего тебе наилучшего и творческих успехов!

Носкова Елена   21.10.2014 09:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.