К юбилею Лермонтова и немного о его родственнике и

В выставочном зале Ставропольского краевого отделения Союза художников к Дню города  открылась выставка «Путь измеренный душой» в честь 200-летия Лермонтова. Эта тема стала основной в представленной экспозиции, где были показаны 100 живописных полотен, графических и акварельных работ  художников из Ставрополя и других городов и районных центров края. Произведения  заслуженных мастеров соседствуют с наиболее интересными поисками  молодых авторов. Среди авторов картин -  заслуженный художник России А.Е.Соколенко, Г.А.Киракозов, В.А.Шегедин, Ю.В.Смотров, В.И.Солодкий, В.Я.Грибачев, Н.Г.Авсаджанов и многие других. С работами  признанных мастеров соседствуют и произведения молодых художников, выполненные в разных традициях – реализма, импрессионизма, авангарда, жанрах, техниках.
 В каждом зале – портреты М.Лермонтова. Вот огромный портрет Виктора Иванова в красно-черных тонах «На пороге вечности», где поэт поднимает дуэльный пистолет. В такой манере писали портреты революционеров и большевиков в середине ХХ века. В следующем зале поясной портрет Лермонтова в синем мундире с гусиным пером в руке, принадлежащий кисти Федора Долгополова, - если б не надпись, в этом курносом офицере, похожем на ставропольского казака, трудно было бы узнать великого поэта. Пятигорский художник Юрий Перков в «Элегии серебряных скал» также изобразил поясной портрет Лермонтова, на этот раз в красном мундире. Тут поэт моложе, с игрушечным лицом и свитком в руке, на фоне кавказских гор и балерины в татарской треугольной шапке. Над танцовщицей навис в полете грозный орел, из крыльев которого сыплются перья, прямо на поэта, (этот орел, определенно вызывает ассоциацию с тем, который по легенде клевал печень прикованного к кавказской скале Прометея). Полотно написано в манере «интернетной» глянцевой живописи, так обычно изображают фантастические сцены с драконами и полуобнаженными воительницами и героями. В самом большом зале портрет Лермонтова, написанный художником-фронтовиком Владимиром Шегединым. В полутемной избе, под киотом у окна, за которым скачут всадники (то ли возвращаются из вылазки, то ли едут сражаться)  поэт полулежит на лавке, облокотившись на стол с пером в руке, его остановившийся взгляд  (видимо, полный вдохновения) направлен в угол комнаты, поверх спящего на полу рядового.  Далее Лермонтов представлен в разделе графики, на цветном карандашном рисунке Леонида Черного «Ашуг». Тут поэт нарисован на коне с обнаженной саблей на фоне кавказских гор и крепости, откуда спустился конный отряд… Розоватая рубашка, очевидно, должна напомнить, что поэт – романтик. На втором рисунке того же автора, Лермонтов сидит перед саклей кавказцев, где хозяин с соседями радушно его угощает. И последний графический портрет поэта, сделанный тушью и пером Евгением Синчиновым в 1986 году, из цикла «Маскарад». На рисунке из театральной ширмы поэт высовывает со шляпой волшебника, куда сыплются маскарадные маски.
Вокруг каждого портрета Лермонтова группируются пейзажи и виды ставропольских улочек, домов, где как предполагается  бывал поэт. Так, известный художник В.Грибачев изобразил  на картине «Кавказ. Прогулки с Эмилией» конную романтическую прогулку с амазонкой на фоне гор и облаков. Тут же 2 работы Е.Серовой «Камни, которые слышали поэта», на которых наши современники стоят у входа в Провал и в знаменитый грот в Пятигорске.  Хороши в золотистых тонах картины Ек.Цысарь  «Улицы старого города» и «Бал в пятигорском гроте Дианы»,  В. Солодкина «Дом коменданта», Л.Котовой «Замок Эльзы» (тот самый сгоревший недавно в Ставрополе знаменитый «Дом с привидениями»), сохранился только на картине и дом на ул. Дзержинского, который уже успели снести и в котором возможно бывал поэт. Очень украшают вернисаж пейзажи кавказских гор, натюрморты с историческими предметами. Есть и натурные зарисовки наших художников, вернувшихся с международных пленэров, и сюжеты нашей повседневной городской жизни, и портреты наших современников. Представлены на выставке и иллюстрации - к повести «Тамань», триптих «Бородино», к пьесе «Маскарад».
На открытии экспозиции как всегда присутствовали глава Союза художников Ставрополья Сергей Паршин, его известные коллеги-художники, пришёл и известный ставропольский скульптор Николай Санжаров, автор памятника Лермонтову, созданного к 180-летию поэта. Вот уже 20 лет как он неотделим от Театральный сквера Ставрополя. У ног стремительно «идущего по аллее» поэта любят фотографироваться не только туристы и гости краевого центра, но и сами жители. Тут местные поэты, барды и любители поэзии исполняют песни, стихи, проводят литературные встречи. Был на выставке еще один интереснейший человек – Владимир Соколов-Лермонтов. Естественно, его пригласили и как коллегу, и как дальнего потомка поэта. Надо сказать, что родство это связано с генеалогическими историями не только рода Лермонтовых. Чтобы разобраться пришлось заглянуть в родословное древо Лермонтовых. Как известно, у самого М.Лермонтова не осталось прямых потомков, его линия  - Измайловская – после его гибели прекратилась. Владимир Соколов-Лермонтов является продолжателем другой ветви рода Лермонтовых по материнской линии – Колотиловской, которая восходит к внуку родоначальника, того самого шотландца Георга Лермонта, который в составе польского гарнизона перешел на сторону московского царя в 1613 году. Продолжателем рода стал внук этого Георга - Юрий (Евтихий) Лермонт, от которого и пошли все линии: Колотиловская, от старшего сына Матвея, Измайловская - от среднего Петра (к которой принадлежал поэт), и Острожниковская и Кузнецовская – от дочери Марфы. То есть родными братьями Владимира Соколова и М.Лермонтова были пра-пра-прадеды. Каким статусом наделить степень родства в нынешнем столетии уже сложно, но тут ведь главное, что это – настоящий родственник поэта. И хотя со своими родственниками по линии отца М.Лермонтов почти не общался, они все гордятся им и свято чтят его память. Сам же В.Соколов является Лермонтовым по линии матери Ирины - дочери полковника Владимира Лермонтова (и Марии фон Лауниц-Трубецкой), правнука того самого Матвея, родоначальника Колотиловской линии. Нельзя не сказать и о другой линии В.Соколова-Лермонтова, трагической и славной.  Его дедом по линии бабушки был градоначальник Петербурга генерал Владимир фон Лауниц, близкий друг и единомышленник Столыпина, застреленный террористами-бомбистами во время освящения церкви. Его супруга, урожденная княжна Трубецкая, погибла в Харьковском централе в 1923-24 гг. (это было страшнейшее место в те годы, живыми из пыточных камер не выходили), были арестованы и дети. Старший сын Владимир, приговоренный в 1918 г. Лубянским трибуналом по обвинению в монархическом заговоре, бесследно исчез в советских концлагерях. Дочь Мария, в замужестве Лермонтова, вместе с семьей была выслана на строительство Беломорканала. На многие десятилетия под запрет большевиков попало любое упоминание фамилии Лауниц. Так что Владимир Соколов-Лермонтов может по праву гордиться родством не только с поэтом, но и с Лауницами.  Такие вот скрещения судеб бывают в одном человеке. Ну а работу выставка продолжит до 15 октября, все желающие успеют ее посмотреть.


Рецензии