Их судьбы соединила любовь к музыке
Музыка второй половины ХIХ «составит в будущей истории искусства период, который грядущие поколения назовут шумановским... Музыка Шумана открывает нам целый мир новых музыкальных форм, которых ещё не коснулись его великие прешественники»
П.И.Чайковский
Трудно сказать, что именно заставило Роберта Шумана всецело посвятить себя музыке. Музыкальные способности, впрочем, как и литературные, проявились у мальчика рано. С семи лет он начал брать уроки фортепианной игры, импровизировал, сочинял небольшие пьесы. С 13 лет Роберт с успехом выступал как пианист на гимназических вечерах. Но в семье книгоиздателя в Цвиккау, где родился бубущий композитор 8 июня 1810 года, полагали, что достойным занятием, гарантирующим успешное будущее, является юриспруденция. И Роберт поле окончания гимназии изучает право сначала в Лейпцигском, а затем в Гейдельбергском университетах.
Но юноша продолжает заниматься музыкой. Однажды ему довелось в одной из светских гостиных услышать фортепианную игру маленькой Клары. Он был поражён виртуозным исполнением и узнал, что девочку обучает её отец, известный лейпцигский фортепианный педагог Фридрих Вик. Вскоре Шуман становится его учеником и даже в течение длительного времени живёт в доме Вика. Одновременно под руководством композитора и дирижёра Генриха Дорна он изучает теорию композиции.
В 1830 году (Роберту 20 лет) он слушал во Франкфурте-на-Майне игру Н. Паганини. Впечатление было столь сильным, что он решил всецело посвятить себя музыке. Шуман убеждает в этом свою мать (отца уже нет в живых), которая даёт согласие. Наверное многим известно, что Шуман мечтал об исполнительской карьере. Он сам разработал приспособление, которое должно было способствовать улучшению качества и виртуозности игры. Но он потерпел фиаско: то ли несовершенство приспособления, то ли слишком интенсивные и продолжительные занятия с его помощью за фортепиано, но он нанёс непоправимый вред своей правой руке – были растянуты сухожилия.
Медицина не смогла ему помочь. Рука навсегда утратила силу и гибкость. О карьере пианиста пришлось забыть. Но для талантливого музыканта осталось немало других возможностей: композиторская деятельность, дирижёрский пульт, преподавние в консерватории по классу фортепиано и композиции, работа в качестве музыкального критика и многое другое.
Шуман был организатором и в течение десяти лет (1834-1844) активным сотрудником лейпцигского музыкального издания «Новый музыкальный журнал». Главными задачами журнала Шуман считал пропаганду наследия музыкальных классиков, поддержку новой романтической школы в европейской музыке. 1840 год явился переломным в жизни и творчестве композитора. В этот год он, наконец, женился на известной пианистке Кларе Вик. 12 сентября в Шенефельде близ Лейпцига состоялось скромное венчвние. Зато роскошным был свадебный подарок жениха – музыкальный цикл из 26 песен под названием «Мирты».
...Но к брачному венцу молодые проделали долгий тернистый путь. Впрочем, расскажем сначала побольше о Кларе. Девочка стала заниматься музыкой под руководством своего отца с пяти лет. Прекрасный педагог в обычной жизни оказался своевольным деспотом. Режим дня у Клары отличался железной дисциплиной. Обнаружив музыкальные способности у дочери, Фридрих Вик заставлял её не менее трёх часов в день проводить у фортепиано; затем шли уроки пения, скрипка, занятия композицией. После занятий продолжительные прогулки с отцом.
Одни биографы говорят, что Клара в детстве другого образования, помимо музыкального, не получила. Лишь полтора года посещала она школьные занятия. Даже в 15 лет с трудом читала и писала. С другой стороны, утверждают, что отец считал необходимым для концертной деятельности будущей пианистки знание иностранных языков – английского и французского. Работа, чувство долга – вот что находило признание со стороны отца.
Немилосердная суровость определила её жизнь. Клара безропотно подчинялась. Она росла без матери (родители развелись, когда девочке было четыре года). Однажды она увидела, как отец грубо избил её младшего братика, когда он не точно выполнил задание. Безмолвно сидела она у фортепиано и играла, играла, играла. Красивая девочка с большими печальными глазами, с неизбывной тоской по матери.
Уже в 9 лет она выступала с сольными концертами во многих городах Европы. Практически отец был её импрессарио и не желал терять это положение. Однажды она играла для Гёте – поэт был в восторге и подарил юной пианистке свою книгу с дарственной надписью. B Париже её игру услышал великий скрипач Паганини и предложил выступить в совместном концерте.
Её называли «чудо-девочкой». Во время её выступлений у театральных касс дрались за билетами поклонники. Критики вовсю восхваляли юную исполнительницу. К 18 годам пол-Европы лежало у её ног. Когда она играла в Вене, её концерты посещал кайзер. Не только в Вене, но также Берлине, Париже и Праге её сопровождали бурные аплодисменты. Она известна ещё под именем Клара Вик. Пианистка играет без показного блеска. Но ей присущи поэтическое вдохновение, глубокое понимание музыки. И, конечно, она любит музыку!
А ещё она с детских лет влюблена в Роберта Шумана, ученика её отца. Молодой музыкант на 9 лет старше Клары. Он привязывается к юной пианистке, которая уже выступала в престижном концертном зале Лейпцига Гевандхаус. Таланты 18-летнего Роберта ещё не столь очевидны. Клара очень скоро влюбляется в красивого, эмоционального, эрудированного юношу. Он снисходителен к детской влюблённости. Когда Клара становится старше, он тоже страстно влюбляется в эту красивую темноволосую девушку с большими печальными глазами. И просит руки Клары у её отца.
Фридрих Вик взбешён. Как он скажет позже, самой страшной ошибкой с его стороны было то, что Клара и Роберт часами, днями, месяцами проводили вдоём у клавира. И хоть Клара очень рано почувствовала гениальность Шумана, он ещё мало известен как музыкант.
Фридрих Вик исходит злостью. Он делает всё, чтобы разрушить их отношения. Он повсюду распространяет о Шумане всё дурное – тот пьяница, распутник, бесхарактерный, непрактичный в жизни и прежде всего – он беден. Разве для такого никчемного бездельника и шалопая он так много труда вложил в свою дочь? Может быть Фридрих Вик вообще не хотел замужества Клары? Что тогда будет с её музыкальной карьерой? С доходами от концертов, которыми всегда заведовал отец?
За Кларой устанавливают настоящую слежку. Она не только не должна встречаться Робертом. Подвергаются обыску её шкафы, столы, шкатулки, одежда, постель и даже нижнее бельё – нет ли писем или любовных записок от Шумана. И в конце концов отец почти на два года увозит её из города. Гневное письмо Вика, угрозы пристрелить – Шуман впадает в депрессию. Оставил ли он Клару? Полтора года длится молчание. Наконец, вновь возобновилась переписка, влюблённые обращаются на Вы. Но уже в одном из первых писем Клара пишет: «У меня всё внутри шепчет Вам: «Навеки».
Отношения с будущим зятем дошли до суда: несовершеннолетнюю Клару не могли обвенчать без согласия родителей, и пришлось обратиться к помощи правосудия. Отец затянул разбирательство на год, в суде обвинял Шумана во всевозможных грехах. В города, где проходили концерты Клары (сбежавшей в 20 лет к матери), достопочтенный папаша рассылал анонимные письма с требованием не давать ей хорошего инструмента, чтобы она не «испортила его». Клара даже не могла получить от отца личных вещей. Тем не менее суд вынес постановление в пользу влюблённых: они получили разрешение вступить в брак без отцовского благословления. Вик понёс наказание за клевету на Шумана...
Биографы часто задаются вопросом: была ли счастлива эта влюблённая пара мечтательных романтиков? В первые несколько лет брака, они, наверное, были счастливы. В течение немногим более года Шуман создал свыше 130 песен и среди них крупные циклы «Любовь и жизнь женщины», «Любовь поэта» на стихи Г.Гейне, состоящие из 16 песен («Если б цветы угадали», «Слышу ли песни звуки», «Я не сержусь», «Я утром в саду встречаю», «Во сне я горько плакал»). В год бракосочетания Шуман получил от Лейпцигского университета почётное звание доктора философских наук.
Роберт много работает, создаёт симфонические и камерные произведения. Рождение первого ребёнка окрыляет его, тем более что в Гевандхаусе с успехом исполнена его оратория «Рай и Пери». И даже отец Клары отец Клары, убедившись, что зять достиг всеобщего признания м славы, решил заключить с ним мир. Он пишет Роберту: «Дорогой Шуман! Теперь мы не должны быть далеки друг от друга. Вы теперь тоже отец, к чему объяснения?.. С радостью ждёт Вас Ваш отец Фридрих Вик». Рождение первых детей Клара называла «Божьим благословением», но появление на свет детей в последующие годы было всё более и более тяжёлым. За 16 лет, проведённых в браке, в семье Шуманов появилось восемь детей (один мальчик умер в возрасте одного года).
Огромную семью необходимо содержать, детям тебуется уход, соответствующее воспитание и образование – всё это требует больших затрат. И хотя Шумана уже хорошо знают в среде меломанов, его признают гением и Мендельсон, и Лист, Берлиоз, и Паганини, и его дом становится местом, где собирается литературная и музыкальная элита, приверженная романтизму в искусстве, он хорошо известен как музыкальный критик, открывающий гениальых музыкантов, Шуман ревнует к успеху жены.
Как бы ему не хотелось сделать из Клары маленькую уютную жёнушку, которая, по его понятиям, должна заниматься детьми , кухней, хозяйством, забыть о всякой общественной деятельности, в первую очередь концертной, ему это не удалось. В первую очередь по финансовым соображениям. За два месяца Клара зарабатывала столько же денег, сколько муж получал за год.
Он злился, что его дом, с лёгкой руки Мендельсона, называли «домом несравненной Клары». Игрой Клары всегда восхищался Лист: «Её талант восхитил меня. Законченное техническое мастерство, глубина и правдивость чувства и всегда благородное самообладание – вот что её главным образом отличает». Сама же Клара ценила искусство мужа более всего, и несмотря на огромные, часто неженские, нагрузки, она стремилась освободить мужа от будничных «земных» забот. Шумана, когда он работал, выводил из себя каждый посторонний звук. Сочиняя музыку, он требовал полнейшей тишины. Поэтому инструмент Клары стоял в самой отдалённой комнате, двери которой всё же пришлось обить толстым войлоком. И всё равно играть ей можно было только в отсутствие мужа.
Большой "ребёнок" Шуман писал:«Я часто думаю о том, что мешаю Кларе репетировать, так как она не хочет мешать мне сочинять музыку. Ей иной раз не хватает времени для того, чтобы превратить механическое совершенство её игры в непогрешимость, а в этом виноват я, но я ничего не могу сделать. Клара понимает, что я должен заботливо относиться к моему таланту и что я нахожусь в расцвете сил и молодости».
Шуман, преданный романтизму, испробовал себя во всех музыкальных жанрах, кроме балета. Симфония, опера, оратория, но главная сфера – его фортепианное и камерно-вокальное наследие. Его концерт для фортепиано с оркестром и фортепианный квинтет тоже представляют собой настоящие шедевры, и им мало в чём уступает ряд других камерных композиций фортепианного наследия. Его симфонические этюды полны лиризма и фантазии.
Он работает очень много, а Клара постоянно включает в в свои выступления произведения «некоего Шумана», активно пропагандируя творчество мужа. Но он далеко не всеми однозначно понят, успех небольшой. Это отражается на его здоровье, склонному к перепадам настроения, меланхолии, депрессии. И поэтому вновь и вновь приходилось Кларе, часто беременной, оставлять детей на слуг, посылать их к родственникам или в различные пансионы и отправляться в зарубежные турне.
Роберт сопровождает супругу. Их восторженно принимают в России, в Голландии. Собственно говоря, вторая половина сороковых-начало пятидесятых годов – это время упрочения славы Шумана. Прага, Берлин, Щвейцария и Бельгия узнают творчество композитора. В какой-то мере это поднимает тонус Шумана и улучшает состояние здоровья.
Но всё же с конца 40-х годов постепенно обостряется болезнь композитора. Его мучает ревматизм, он страдает от головных болей, его преследуют галлюцинации – Роберта «преследуют» столы, кто-нибудь из великих композиторов « диктует» ему музыкальные темы из своих могил. Не помогает лечение на водах. Впрочем приступы болезни перемежаются с подъёмами творческой активности: он ещё способен сочинять.
Шуману дают место музыкального директора оркестра в Дюссельдорфе, платят королевское жалованье, предоставляют роскошный дом и с нетерпением ждут, когда он завершит новую симфонию, станет у дирижёрского пульта. Но Шуман, мучимый шумами в голове (эта постоянно повторяющаяся нота «до»), совершенно себя не контролирует. Его жена Клара, тогда мать пятерых детей, беременная шестым ребёнком, хозяйка дома, сиделка и психоаналитик при больном супруге, вынуждена ещё встать за дирижёрский пульт вопреки предубеждениям музыкантов против женщин-дирижёров.
Как человек искусства, Шуман воспринимает очень глубоко частые творческие кризисы; в то же время Клара является успешной исполнительницей и композитором. 27 февраля 1854 года в Розенмонтаг Роберт совершает попытку самоубийства. В халате и домашних туфлях он незаметно выскользнул из дома и под проливным дождём побежал к мосту через Рейн. Добежав до середины моста, бросился в ледяную воду. Перед прыжком в реку бросил в воду своё обручальное кольцо. Позже дома нашли листок бумаги с текстом: «Дорогая Клара, я брошу своё кольцо в Рейн, сделай и ты также, оба кольца соединятся там». Рыбаки в лодке спасли Шумана, хотя он пытался ещё раз повторить прыжок в воду.
Роберт понимает своё болезненное состояние: «Ах, Клара, я не достоин твоей любви. Я знаю, что болен и хочу, чтобы меня положили в психиатрическую больницу»...Частная психиатрическая клиника в Энденихе под Бонном. Комфортная двухкомнатная палата, пианино, прогулки. Но запрет на посещение ближайших родственников. Даже Клары. В течение 2,5 лет супруги не видятся. Операция не помогает Шуману, Клара получает сообщение: «Если хотите увидеть мужа живым, немедленно приезжайте».
Иоганн Брамс, композитор и друг семьи, кстати, единственный кому позволено было посещать больного, потрясён свиданием супругов: Шуман лежал с закрытыми глазами, жена стояла перед ним на коленях. Он её узнал, хотел обнять, но не смог поднять руку. Затем Роберт впал в забытье. 29 июля 1856 года в возрасте 46 лет Шуман умер.
В эти тяжкие дни и годы болезни композитора и после его кончины семье много помогал молодой талантливый композитор Иоганн Брамс, о котором Шуман говорил как о новом гении немецкой музыки. И Роберт, и Клара восторженно приветствовали молодого гения. Он восхищался творчеством Шумана, преклонялся перед Кларой. И хотя с Робертом его связывали дружба, к Кларе он проникся чувством большой любви.
В Кларе он увидел те качества, которые его так привлекали в женщине. Она была надёжным другом, преданной женой, заботливой матерью семерых детей, могла дать правильны совет в музыке, поскольку была сама первоклассным музыкантом и, наконец, она была просто очаровательной женщиной. Но Клара при всей симпатии к Иоганну ни в период болезни мужа, ни после его кончины не позволяет Брамсу зайти в их отношениях дальше принятых приличий. На всю жизнь они остались друзьями.
Она часто исполняла музыку Брамса в своих выступлениях. Он же провожал её в последний путь в 1896году. Клара похоронена рядом с мужем на Старом кладбище Бонна. Замечательный памятник – муза в облике Клары у могилы мужа. Концертная, а также композиторская и педагогическая деятельность Клары продолжались свыше 60 лет. Практически всю оставшуюся жизнь она посвятила детям, внукам и, конечно, пропаганде творчества своего мужа. И если сегодня, в год 200-летнего юбилея Шумана, его музыку называют бессмертной, она входит в сокровищницу немецкого и мирового музыкального искусства, то немалая заслуга в этом принадлежит Кларе Шуман. Тина СКОН
Свидетельство о публикации №214100201181