Муза-бомж
Между огромной кучей дел этого дня, которую я только что разгреб, и чуть меньшей кучей дел предстоящих, было свободное окошко размером почти в час, и я решил замедлить шаг, приземлиться на ближайшей к автобусной остановке скамейке скверика с каштанами, достать из нагрудного кармана пиджака сложенный вчетверо листок бумаги, расчехлить гелевую ручку и впервые за несколько месяцев пригласить заскучавшую по работе музу присесть рядом, или покружить около – мне уже вторую ночь снились стихи. Их строки я набросал во время утреннего кофе, перед работой, их – долгожданных - я желал доработать до полноценного произведения…
Только-только я сел на скамейку, как рядом вместо музы водрузился подросток-цыганенок, заговорщически став предлагать мне «совсем дешево» купить у него потертый планшетный компьютер. Мне не хотелось спугнуть музу, потому я не стал посылать его куда подальше, а, пытаясь разобрать каракули своего едва проснувшегося утреннего почерка, соврал, что мне не нужно, так как у меня уже есть такой же… Цыганенок так же тихо парировал заранее готовой фразой: «Тогда сыну возьми, возьми сыну, возьми, да…» Пришлось включить виртуальную стенку - перестать реагировать на его нудение под ухом и продолжить готовить рабочий плацдарм для музы…
То ли стенка сработала отлично, то ли цыганенок попался не самый наглый, только через несколько секунд я его уже не слышал. Он всё также что-то зудел, но зуд становился все тише и тише, а потом совсем утих.
Утихли и все остальные звуки. Машины, птицы, листья, прохожие, ветер тоже остались за стенкой. Слышно было лишь, как, тоненько попискивая, скользит по бумаге гелевая ручка…
Я ждал музу.
Сейчас читатель этих строк, вооруженный штампованными образами из мультиков и фильмов, представил крохотную женщину с крылышками, одетую в легкое неглиже или сшитый еще до нашей эры приталенный хитон древней танцовщицы, подлетающую к автору и что-то нашептывающую ему на ухо… Я же чисто символически называю «визитом» музы нашествие вдохновения. С меньшей символичностью, но чаще всего, предпосылками и предшественниками муз для меня становятся улыбки жены, листопады, всяческие погодные явления… В зависимости от настроения или задачи в этой роли на совесть пашут злость или грусть, радость или скорбь, то какие-то события, то что-то, похожее на рождающуюся где-то в голове мелодию… Иногда в ритме шагов, иногда под напором наваждений или эмоций, иногда, как сегодня, соскучившись по себе самому неделовому и романтичному, всё это превращается в этажи рифмованных строк…
Сегодня муза должна была прибыть ко мне как скорый поезд – точно по расписанию, она же в курсе, что я впервые за несколько месяцев отгородился виртуальной стенкой, расправил лист бумаги и хочу почти час быть ее прилежным писарем…
Мне не хотелось, чтобы муза оказалась цыганенком, и, улыбнувшись сам себе, прогнав прочь эту мысль, я посмотрел на скамейку, что была напротив и немного наискосок, и увидел, точнее, почувствовал там… точно такую же прозрачную виртуальную стену.
На скамейке неподалеку в полном отрешении от всего сидел лет шестидесяти седенький да сухонький мужичок-бомж, одетый в типичную для всех «ничьих людей нового тысячелетия» одежду: на нем были теплая крупноклетчатая рубаха с выцветшим от времени и протертым на сгибе воротником, поверх нее старенький малиновый джемперок и коричневый пиджачок без единой целой пуговицы, безразмерное черное адидасовское трико, разные по цвету шерстяные вязанные носки и тапочки. Мужичок согревал дыханием руки и чуть покачивался взад-вперед. Около него на скамейке лежала какая-то цветная рекламная газетенка из числа тех, что раздаются бесплатно в магазинах или разбрасываются как спам по почтовым ящикам. Поверх газеты – небольшая сумка-пакет с торчащей из него светлой пластиковой полторашкой из-под минералки.
Его раскачивание на несколько секунд прекратилось, когда наши глаза встретились. Ни малейшей эмоции не увидел я в его бесцветных зрачках. Продолжая смотреть в мою сторону, он скрестил руки на груди, пряча ладони под мышками, и снова стал едва заметно раскачиваться. Потом перевел взгляд на пакет с полторашкой, поежился раз, поежился еще, положил пакет на колени. Медленно развернув его, достал полторашку, в которой было что-то похожее на компот с ягодами вишни или малины, поставил рядом с собой. Снова немного покачался и так же неспешно достал из пакета половинку нарезного батона. Положил рядом с полторашкой…
Бомж никуда не спешил. Моя муза тоже не разбежалась. У этого мужичка на скамейке напротив хотя бы что-то менялось – постепенно скамейка превращалась в стол, газетка - в скатерть… Видимо, цыганенок музу мою таки спугнул, а потому у меня к приснившимся наброскам стиха ни прирастало ни слога, ни буквы.
На скамейке у бомжа уже появились и пара больших желтых осенних яблок, пластиковый стаканчик, карамелька… Но он не спешил обедать, вновь став согревать ладони дыханием, смотрел из-за своей прозрачной стенки – сквозь нее, сквозь меня, куда-то далеко-далеко…
Он не заметил (так мне казалось) через несколько минут подошедшего к его скамейке другого бомжа. Тот был помоложе – лет 35-и или 50-и, непонятно… Какая-то серая подростковая куртка-маломерка едва доходила ему до пояса. Старые, прожженные местами джинсы, такие же бывалые кроссовки на проволочках были одеты на босу ногу, на голове – лыжная «динамовская» шапочка… Он сначала молча стоял около. Потом присел на краешек, и сидел так же молча, тоже глядя куда-то в никуда…
Я превратился в зрителя этого немого кино (или спектакля) под открытым небом. Немая и медленная эта сцена начинала казаться сценой из какой-то совершенно параллельной жизни, где люди не нуждаются в словах и жестах. Судите сами.
Еще через некоторое время первый мужчина разломил надвое хлеб и положил одну его часть около второго и продолжил греть руки. Немного погодя пододвинул ему полторашку с компотом. Тот посидел молча сколько-то, обеими руками взял предложенный кусок батона, но сразу есть не стал. Он повернулся в сторону угощавшего и несколько раз глубоко вздохнул. В ответ на это первый протянул ему яблоко, покопался с пакете и достал оттуда еще один стаканчик, только уже цветной, и поставил рядом с соседом по лавке. Тот взял.
Помолчав еще минуты полторы-две они почти синхронно приступили к такому же молчаливому поеданию пищи. Кусали яблоки, заедали их хлебом и запивали компотом. Потом оба грели дыханием руки, растирали их и подставляли лица солнцу.
О чем они думали? О чем-то вспоминали? Каждый о своем? О чем говорили без слов? О том, что скоро октябрь и на улице похолодает, а сейчас еще можно погреться на скамейке, а сейчас даже холодный компот с холодным куском хлеба кажется теплым? Они думали о том, какой будет для них предстоящая зима, которую пророчат дюже холодной? Переживут ли они ее? Или уже ни о чем не думали, а просто слушали хруст яблока и то, как урчит в животе разливающийся холодный напиток? Может, каждый думал о том, что потерял в прежней – не бомжа – жизни? Почему так?.. Кто виноват? Что виновато?..
…На шоссе взвизгнули тормозами… Кто-то там ойкнул… Кто выругался матом… Сухой треск рассыпающихся фар… Снова мат… Я оглянулся на шум, на снующих возле двух иномарок ругающихся участников небольшой аварии… Там уже собирались зеваки, которых набежала целая куча… Моя виртуальная стенка как-то мигом растаяла.
Набежала туча, тень ее мурашками пробежала по скверу.
Повернувшись в сторону скамейки, где я несколько минут наблюдал за обедом бомжей, я вновь удивился их спокойствию. Они молча смотрели на небо – на эту самую тучу, следя за ее степенным движением. Первый при этом натягивал друг на друга полы пиджака без пуговиц, а второй одной рукой теребил свою "динамовку", другой что-то шарил в кармане куртки. То, что он искал там, оказалось деревянными фигурками шахматных коней – желтого и черного цвета. Он поставил их на газетку, немного посидел, медленно привстал, выпрямился и пошел куда-то по скверу.
Оставшийся на скамейке бомж какое-то время смотрел на шахматные фигуры. Потом так же медленно, как доставал, стал складывать все, что осталось, в пакет: стаканчики, пустую бутылку, газетку. Затем сгреб коней в ладони и… стал согревать их своим дыханием…
- Купи планшетник! Совсем дешево отдам. Купи-да… - Рядом со мной сидел уже другой цыганенок. Планшетник был всё тот же.
- У меня уже есть. Мне не надо…
- А ты сыну купи. Купи сыну… - "Пластинка" была заезжена до дыр.
- А ты.. А ты... смени пластинку и... купи мою гелевую ручку… Купи, да! Совсем дешево отдам…
Цыганенок сначала опешил. Затем улыбнулся во весь золотой рот, что-то по-цыгански пролепетал и пошлепал приставать с планшетником к стоящим возле остановки.
Я встал, посмотрел на часы. Прошло около 15 минут. Всего-то! Муза так и не прилетела. Или… Или сегодня в ее роли был?..
Н-да. Музы-бомжа у меня еще не было.
- Стоп, - сказал мне внутренний голос, - а ведь это тебя зацепило. Это – молчаливый медленный обед ли, завтрак ли двух бомжей… Чем зацепило? Параллельной жизнью! У нас тут иномарки бьются – и это драма с матюками. А у них – туча на небе, кони в ладони, яблоко с хлебом сегодня, яблоко с хлебом (дай Бог) завтра… А ведь тоже люди, тоже живут. Только уже молча и медленно, никуда не спеша. Не к кому им спешить. Некуда…
Когда на поясе заерзал в виброрежиме мобильник, я, быстро возвращаясь в круговерть предстоящих дел, пролистнул присланную от коллеги по работе эсэмэску и последний раз, уже удаляясь, бросил взгляд на старого бомжа. Тот все еще согревал деревянных коней дыханием. И без единой эмоции на лице смотрел мне вслед.
Свидетельство о публикации №214100201319