М. Ю. Лермонтов в Коломне

«Лермонтов в Коломне? Ерунда», — скажет читатель, мало-мальски знакомый с биографией поэта, — «Ни в одном из жизнеописаний Лермонтова нет ни одного упоминания о Коломне». И он будет прав.

И всё же весьма вероятно, что поэт в Коломне был, хотя бы проездом.

Осень 1835 года. Корнет Лермонтов, окончивший в 1834 г. Школу кавалерийских юнкеров и гвардейских подпрапорщиков (так называлось тогда учебное заведение, готовившее офицеров для гвардейских полков, позже преобразованное в Николаевское кавалерийское училище, при котором был открыт первый музей поэта) и служивший в Лейб-гвардии Гусарском полку, расквартированном в Царском Селе, собирается в свой первый офицерский отпуск.

Бабушка поэта Елизавета Алексеевна, жившая в это время в Тарханах, пишет ему 18 октября 1835 г. в Санкт-Петербург, что «…хотя Тарханы и Пензенской губернии, но на Пензу ехать слишком (так в оригинале – А.С.) двести вёрст крюку, то из Москвы должно ехать на Рязань, на Козлов (ныне Мичуринск – А.С.), а из Тамбова на Кирсанов и Чембар (современный г. Белинский – А.С.)…». Также она сообщает внуку, что выслала за ним долгушу, которая будет дожидаться его в Москве у родственников. Таким образом, добравшись из Петербурга до Москвы, далее в Тарханы молодой офицер мог ехать в своём экипаже, меняя на станциях лишь лошадей.

Однако в отпуск он смог выехать лишь зимой. По дороге он заехал в Москву.

Пробыв в Москве несколько дней, Лермонтов выехал в Тарханы в 3 часа утра 27-го декабря и прибыл в Тарханы в канун нового 1836 г. Неизвестно точно, какой дорогой он ехал, но, вполне вероятно, что он последовал совету бабушки. А так как дорога на Рязань проходит через Бронницы и Коломну, то можно предположить, что уже днём 27 декабря 1835 г. поэт был в Коломне.

Каким же увидел он древний город? Вероятно, мы сможем представить его впечатления, прочитав письмо В.Г. Белинского к своим знакомым А.К. и Е.Н. Ивановым, которое он озаглавил «Журнал моей поездки в Москву и пребывание в оной». Белинский, земляк Лермонтова, уроженец уездного города Чембара (село Тарханы входило в Чембарский уезд и расположено километрах в 30 от него), проехал этим путём в 1829 году, только в обратном направлении – из Чембара в Москву.

Вот какие впечатления остались у него от проезда через Коломну: «…Наконец, мы выехали (из Рязани – А.С.) и через день или два приехали в Коломну (уездный город Московской губернии).

Коломна хуже Рязани, но лучше Пензы, и вся состоит из двух и трёхэтажных домов. В ней живёт по большей части купечество. Мы только проезжали через этот город. Он имеет порядочную крепость, но услужливые господа французы разорили оную, и теперь она находится в самом жалком положении».

Говоря о разорении Коломенского кремля французами, Белинский ошибся. Французская армия в 1812 году не дошла до Коломны и, следовательно, «услужливые господа французы» не могли разорить его. Вероятнее всего, кремлёвские башни и стены ветшали от времени, а может, и сами жители города использовали кирпич кремлёвских строений для своих нужд.

Впрочем, возможно, что Лермонтов, проезжая через Коломну, в отличие от совершающего свою первую дальнюю поездку Белинского, вовсе не обратил внимания на город, на его «двух и трёхэтажные дома» и «порядочную», хотя и разорённую крепость. Дело в том, что ехал он очень расстроенным происшествием, случившимся с ним в Москве (позже, в письме к своему другу Святославу Раевскому из Тархан он напишет: «Москва преподло со мной поступила…»).

Может быть, имелась в виду возможная встреча с В.А. Бахметевой – Варенькой Лопухиной. Семейство Бахметевых в это время как раз было в Москве. Такая встреча могла быть для него тягостной. Но ведь он уже пережил её замужество. Переживания, воспоминания о личных неудачах преследуют его. В Тарханах он пишет такие произведения как драма «Два брата», поэма «Сашка», стихотворение «Умирающий гладиатор», перевод из Байрона «Душа моя мрачна». Последний поражает напряжённостью выплеснутой скорби. Есть предположение, что в основе всех перечисленных сочинений – переплетение судьбы Вареньки Лопухиной-Бахметевой с судьбой самого поэта, а в драме «Два брата» в завуалированной форме изложено московское происшествие.

В поэме «Сашка» герой с негодованием вспоминал ненавистное ему отныне имя Варвара. При этом Лермонтов пишет Раевскому: «…Надо тебе объяснить сначала, что я влюблён…».

Так что, думаю, Лермонтову было не до разглядывания коломенских достопримечательностей.

Впрочем, возвращаясь из отпуска, и проезжая, видимо, этой же дорогой, Лермонтов вполне мог разглядеть наш древний город, но нам пока неизвестно, остались ли какие-то следы Коломны в его творчестве или эпистолярном наследии. Слишком мало до нас дошло…

***

Написав эти строки, я вдруг подумал, что если бы Лермонтов и не последовал совету бабушки, и поехал не через Тамбов–Кирсанов–Чембар, а другой дорогой, через Шацк–Нижний Ломов–Пензу (хотя эта дорога и длиннее, ведь Пенза от Москвы дальше, чем Тарханы), то и тут, видимо, не миновать ему было Рязани, а значит и Коломны. А если так, то и пятимесячного Мишу Лермонтова везли в марте 1815 года через Коломну. Вот только видел ли её тогда малыш?

 


Рецензии
http://www.proza.ru/2015/07/24/1347. Мое о Лермонтове.

Удачи, Александр!

Михаил Болдырев   12.09.2015 21:28     Заявить о нарушении
Спасибо, Михаил!
Редко заглядываю...

Александр Сахаров 2   25.01.2016 17:42   Заявить о нарушении
Лермонтов? В Коломне? С какой стати?

Алексей Курганов   29.08.2017 00:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.