Кое-что о Лермонтове
Творчество Лермонтова изучено вдоль и поперек. Не будем здесь говорить об известном и неоспоримом. О драматизме и глубине поэзии Лермонтова. О благородной простоте, прозрачной ясности, впечатляющем лаконизме его прозы и о том, что Лев Толстой назвал «Тамань» образцом русской прозы. Бесспорно, проза Пушкина так же кристально чиста и образцово лаконична. Оба наших гения владели в полной мере умением, выстраивая текст, ставить слово на свое место без малейшего зазора, без сучка и задоринки. Пушкин был первопроходцем, но есть в прозе Лермонтова и свое лицо, какая-то своя черточка, своя интонация, которая ее очень отличает. Это хорошо видно на примере того же «Героя нашего времени».
Однако это к слову. Всё это присказка, сказка впереди. Она не о творчестве Лермонтова вообще, а всего лишь об одном его творении. При всей замкнутости своего характера, любви к уединению и углубленности в себя, «гонимый миром странник» не чужд был и озорства, шутки. (Эпиграммы не в счет: это издёвка, по большей части, злая.) «А жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг – такая пустая и глупая шутка!». Его слова. Но мы тут толкуем не о жизни, а о безобидной шутке поэта, поэме «Тамбовская казначейша», явно выделяющейся на фоне остального его творчества своим несерьезным содержанием. У Пушкина таких шуток сколько угодно: «Граф Нулин» («шалость» – так сказал сам Пушкин об этой поэме), «Домик в Коломне», сказка о попе, и уж, конечно, «Гавриилиада»; даром, что и в жизни он был большой озорник. А вот у Михаила Юрьевича это большая редкость, вот такая озорная поэма. И сюжет у нее какой-то гротескный, анекдотичный (штаб-ротмистр проезжего уланского полка выигрывает в карты красавицу-жену у городского казначея), и форма озорная: пустячок этот написан ни более, ни менее, как… онегинской строфой! Ну, где, казалось бы, «воздушная громада» «Онегина» – и где «Тамбовская казначейша»! «Пишу Онегина размером; / Пою, друзья, на старый лад». Да ведь это же всего-навсего добродушное, без малейшей доли яда, подтрунивание! И над собой в первую очередь. Не та фигура Пушкин, чтобы написавший «На смерть поэта» мог съязвить, да еще всего лишь через год после гибели кумира. Но год миновал, и признаться в любви в такой вот необычной форме вполне уместно. Признаться тому, кто и сам был большой охотник поозорничать! Поставить ему еще один, такой вот совсем оригинальный памятник.
Перекличка с Пушкиным на этом, однако, не кончается: в тексте поэмы есть пропуски, авторские (не цензурные!) купюры, где опущенные строки заменены рядом точек. Еще одна отсылка к «Онегину», где таких купюр множество? Нигде больше у Лермонтова (да и у Пушкина) таких купюр, кажется, нет.
Но вернемся к теме. Озорной характер поэмы поселил в голове автора этого эссе дерзкую и, надеюсь, не предосудительную мысль – попробовать заполнить купюры, сохранив, естественно, стиль и лексику поэмы. Не имея при этом в виду каких-либо притязаний на литературную реставрацию или научную новацию. Нет, это просто попытка литературного, тоже озорного, эксперимента. Никак не могущего снизить нашего пиетета к М.Ю. А если говорить об авторе эссе (и еще об огромном легионе поклонников великого поэта), то не просто пиетета, а самой нежной любви. И да не усмотрит никто в этом скромном ученическом опыте поползновения пристроиться к тени великого, покрасоваться в его лучах – даже если условно посчитать это реставрацией, никогда еще ни один, даже самый умелый реставратор не был даже отдаленно равновелик художнику, им реставрируемому.
Так или иначе, а вот что из этой затеи получилось (Прописными буквами выделены вставки на место купюр).
1.
Там есть еще четыре будки,
При них два будочника есть;
По форме отдают вам честь,
И смена им два раза в сутки;
ТАМ ЕСТЬ БАЗАР И ЕСТЬ ОСТРОГ.
КОРОЧЕ, СЛАВНЫЙ ГОРОДОК.
IV.
КОГДА КРЕМЛЕВСКИЕ КУРАНТЫ
ЕЩЕ НЕ ПРОБИЛИ ПЯТИ,
Уланы справа по шести
Вступили в город; музыканты,
Дремля на лошадях своих,
Играли марш из Двух слепых.
XII.
Любил трепать ее ланиты,
Разнежась, старый казначей.
Как жаль, что не было детей
У них! Того причины скрыты,
НО ВСЕ ЖЕ ТОЛЬКО У МУЖЧИН
ИСКАТЬ ЗДЕСЬ НАДОБНО ПРИЧИН.
XIV.
Итак, тамбовская красотка
Ценить умела уж усы,
И ЗНАЛА ПЫШНАЯ МОЛОДКА
ВСЮ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ КРАСЫ.
XVI.
Страстьми земными не смущаем,
Он не терялся никогда.
БЫЛ В КУТЕЖАХ НЕПОДРАЖАЕМ,
ДА И В СРАЖЕНЬЯХ ХОТЬ КУДА.
………………………….
Шутя, однажды после спора,
Всадил он другу пулю в лоб;
ШУТЯ И САМ ОН ЛЕГ БЫ В ГРОБ,
КОГДА Б К ТОМУ СКЛОНИЛАСЬ ССОРА.
ХVII.
ОН БЫЛ В РЕЧАХ ВЫСОКОПАРЕН,
НО СКУЧЕН НЕ БЫЛ; ПОЛНЫЙ ЧАС
МОГ ПЛЕСТЬ БЕЗ УСТАЛИ РАССКАЗ...
Таков-то был штабротмистр Гарин.
XXV.
…………………………. Конечно,
Не надо было б мысли грешной
Дорогу в сердце пролагать,
Ее бояться и ласкать!
НО ВЕДЬ НАСКУЧИТЬ МОЖЕТ ВЕРНОСТЬ,
КОЛИ НЕ ТЕПЛИТСЯ ЛЮБОВЬ
И НЕ ТРЕПЕЩЕТ В СЕРДЦЕ КРОВЬ.
Жизнь без любви такая скверность;
XXXI.
Какое адское мученье
Сидеть весь вечер tete-a-tet
C красавицей в осьмнадцать лет,
Скрывать безумное влеченье,
И ГОВОРИТЬ О ПИРОГАХ,
ПОГОДЕ, КАРТАХ И БАЛАХ.
XXXIII.
УВЫ, СТОЛИЧНЫЕ БОГИНИ
НЕ ВЕРУЮТ АМУРУ НЫНЕ;
………………………….
Но за столичным просвещеньем
Провинциалы не спешат;
Они с Амуром говорят
С весьма похвальным откровеньем.
И ЭТОТ МАЛЕНЬКИЙ ПОСТРЕЛ
ИХ ОСЫПАЕТ КУЧЕЙ СТРЕЛ.
XLIV.
То здесь блестящий круг тамбовский
Позвольте мне представить вам.
Во-первых, господин советник,
Блюститель нравов, старый сплетник,
В КАРТЕЖНОМ ДЕЛЕ МЕЛКИЙ ПЛУТ,
А СРЕДИ ДАМ – НЕЛЕПЫЙ ШУТ.
Пусть это будет маленький, но любовно сделанный подарок почитателям Михаила Юрьевича Лермонтова к его 200-летию 15 октября 2014 года.
Свидетельство о публикации №214100201588
Всех Вам благ!
Семен Сухолуцкий 03.10.2014 05:31 Заявить о нарушении
Борис Бейнфест 12.10.2014 14:29 Заявить о нарушении
Семен Сухолуцкий 12.10.2014 18:01 Заявить о нарушении