Князь Одоевский, пост и шашлык

На пятой неделе поста читать надобно отцов-пустынников, но слаб человек - хорошо читаются поваренные книги.

Кулинарные записки князя Одоевского (“Лекции господина Пуфа”) - чтение завораживающее; как-никак автор - классик отечественной словесности и гурман знаменитый. Хотя, по свидетельству современников, кулинаром он был весьма посредственным. Один из гостей князя и через сорок лет после его ужинов вспоминал о собственноручно приготовленных хозяином соусах с содроганием: князь был человек ученый, ставил химические опыты, и часто его блюда несли в себе следы этих ученых увлечений.

Родись Владимир Федорович на век позже - быть бы ему отцом-основателем молекулярной кухни.

И вот что я у князя неожиданно вычитал (едва ли не дословно я декламировал эту идею моим европейским слушателям, они же вежливо кивали и, конечно же, не верили):

“Знаете ли, кто лучше всех жарит на свете? Киргизы! (тут надо вставиться с замечанием - в 19 веке киргизами именовали обитателей киргиз-кайсацкой орды, то есть нынешних казахов - А. Ш.) Тех, кто отведывал бараний шашлык, изжаренный на костре посереди поля: сладость неописанная! Разумеется, тут много приправляет и голод, но между тем шашлык действительно хорош, и вот отчего:киргизы режут мясо ломтиками, вдевают их на палочки и опускают прямо в живой, сильный огонь;поверхность мяса обжарится и образует род коры, так что уже сок не может ни вытечь, ни выпариться; оттого шашлык сверху хрустит на зубах, а внутри тает на языке. Киргизы по инстинкту делают то, что открылось лишь после долгих опытов просвещенной кухни. Сохранить сок в жареном мясе - в этом вся задача!”

Истинно так. Бараний шашлык. На костре. Посреди поля. Сладость неописанная. Увы нам.


Рецензии