Берег турецкий. Памуккале

По-гречески звучит Хераполис - город Геры. А перевод с турецкого – хлопковый замок. До Памуккале от побережья дорога неблизкая – в самую глубь Анатолии. Вообще туркам надо отдать должное –  к древнегреческой культуре они относятся с  уважением. Многочисленные легенды и предания  не просто заимствованы, но бережно сохранены. К примеру, знаменитая легенда о яблоке раздора – считается, что своим происхождением она обязана здешним местам. И боги, и герои – все они здесь; чем ближе к местам  подвигов и знаковых событий, тем сильнее становится иллюзия присутствия при их свершении. Дорога петляет по серпантинам вдоль бухт Эгейского моря; за гладью воды вдали начинают просматриваться мягкие очертания гор острова Самос – это уже Греция, совсем близкая. Скоро дорога поворачивает на восток и можно с интересом обозревать местное сельскохозяйственные и садоводческие участки: оливковые сады (им - безусловное первенство) перемежаются с инжиром, затем идут гранатовые деревья – много перезаложенных садов, следом мандариновые рощи. И хлопковые поля – впервые в жизни мне пришлось подержать в руках открытую коробочку с плантации хлопчатника. Я это к чему – а к тому, что всё это культивировали те же древние греки.  В Хиераполис, основанный во II веке до н.э. пергамским царём Эвменом II, хлопок пришел позднее  – хотя эта культура стала возделываться человечеством ещё в V веке до н.э., но в Индии. Да и только ли в хлопке дело – я имею ввиду название города – надо еще разобраться.
Ведь в первую голову Памуккале, если глядеть на всё трезвым взглядом, можно назвать древнейшим из курортов, созданным людьми на базе местных горячих источников.
Система водопотоков – она существует и сегодня, разгоняла горячую минералку в частные дома и термы, заполняя бассейны, в которых излечивались от хронических недугов правители, знать, просто состоятельные люди. Богатые греческие семьи позволяли себе иметь собственные, дорогие жилища, которые занимали на склоне лет, готовясь отойти в мир иной. Ну как тут не вспомнить старую русскую аристократку из «До и после полуночи»: «Жить хорошо там, а умереть здесь»! Это она о Западе и нынешней России, а древние гречанки покидали метрополию и одолевали трудный путь по морю и суше в провинцию с противоположной целью. Погребение обставлялось практически показной роскошью – это было престижно! Особым шиком считалось роскошное, белого мрамора надгробье – некоторые хорошо сохранились до наших дней и ими завладели музеи.
Потоки вод гейзерного происхождения, обогащенные взвесью кальцитов, за множество веков создали неповторимый пейзаж здешних окрестностей. Безукоризненные по белизне стены каньона можно легко принять за горы хлопка.
С 1988 года местные источники включены в Список мирового наследия Юнеско. Мне, однако, удалось к этому наследию прикоснуться и даже основательно вымочить в нём ноги. Сразу скажу – спуститься вниз по травертинам с теплой водой и подняться вновь – дело не из легких: скользко.  Поэтому многие туристы – японцы, конечно, тут как тут – предпочитают просто сесть на край ручья и опустить туда ноги. Эффект, смею вас уверить, есть – легкость в ногах необыкновенная.
Гиды ещё соблазняют купанием в горячем шампанском – это если окунуться в бассейн Клеопатры и омолодиться. Но, во-первых Клеопатра в эти края никогда не заглядывала, во-вторых, на мой вкус – драйв не тот.
А после уже можно приступать к осмотру руин Хиераполиса – археологические работы здесь далеко не закончены и многие объекты представлены фрагментарно: некрополь, театр, стадион, храм Аполлона…
Руины говорят о себе тем больше, чем ближе ты подходишь к ним. Многие строения по форме и расположению удивительны; а уж как и чем орудовали здесь строители – сплошная загадка. Равно, как и точность расчетов инженеров и архитекторов. Можно понаблюдать  подбор камней по форме и размеру, позволяющем создать арочное перекрытие; можно увидеть крупные блоки из вулканического туфа – значит, уже в те времена научились добывать и распиливать этот превосходный материал; можно оценить мощь возведенных колонн, учтя тот факт, что строители  ещё толком не знали о связующих веществах.
«Но, ведь до сих пор стоят - с возмущением заметила туристка, - а у нас  через пять лет все разваливается»! Верно; любопытно при этом, что многие квадры использовались строителями многократно – Хиераполис несколько раз разрушался землетрясениями. В конце концов природа взяла своё- к концу XII века н.э. город утерял свою значимость. Для них – нам, он, безусловно, очень интересен. Даже в виде руин.
Во время поездки узнал, что я, находясь на турецкой земле уже не просто Аркадий, но Аркадий – бей! Пустячок, а беем побыть приятно, хоть и временно. 
         


Рецензии