41. Между строк
называется "тонкий стеб". На первый взгляд - хвалебная статья, а перечитаешь
и вникнешь поглубже - скрытая ирония или еще хуже - завуалированное
издевательство.
Когда я сдала в набор статью "С весной приходят чудеса", она прошла по всем
редакционным инстанциям без всяких вопросов. Ну, и хорошо, подумала я, значит
и персонажи этой статьи ничего не заметят. Хотя статья была написана в духе
того самого стеба.
... Меня пригласили на "Весенний вернисаж" в один из выставочных залов города, куда я никак не могла выбраться раньше. Встретили очень гостеприимно и дружелюбно. Но дальше начались чудеса. Картин на тему весны практически не было. Зато было много речей и подчас "по бумажке", каких-то посредственных и, как мне показалось, неуместных танцев, а когда под маркой "Модельного агенства" зрителям предложили каких-то неказистых девиц в одежде, весьма далекой от модельной, это меня и вовсе взбесило, ибо анонс совершенно не соответствовал
действительности.
Впечатление склыдывалось такое, что хозяева варятся в собственном соку,
нигде не бывают и не умеют смотреть на себя со стороны. Словом, все выглядено претенциозно и провинциально. Кроме того, во весь голос и сверх меры хвалили присутствовавших тут же спонсоров этого самого вернисажа.
Всерьез писать было не о чем. Значит, либо вовсе не писать (но в таком случае
жаль потерянного времени), либо критиковать. Я настроилась на второе и сдуру
сболтнула одному моему тамошнему приятелю. От него или от кого другого эта
информация дошла до хозяйки салона и она запросила в редакции ТДТ статью.
Сотрудники, без меня не разобравшись, взяли и отправили, хотя согласования не
планировалось.
Что произошло дальше, можно назвать разве что громом среди ясного неба.
Хозяйка салона (фамилия ее, как она утверждает с юмором, произошла от
английского "Yes") вначале устроила головомойку мне, потом добралась до
редактора Вадима Комкова и потребовала изъять статью из журнала.
Но журнал уже печатается, возразил ей редактор, остановить процесс невозможно.Однако накал страстей на той стороне провода был настолько велик, что всем стало ясно, что гражданка позвонит и в типографию, и, может быть, в другие органы, чтобы добиться своего. Как известно, наша женщина остановит и коня на скаку, и паровоз, который летит вперед, и автомобиль, и много что еще.
Но печатную машину, как выяснилось, ей остановить слабо.
- И чего она расстраивается, - удивлялись некоторые наши сотрудники. - Такая
хорошая статья, так хорошо написана, с фотографией.
И только редактор, перечитав уже вышедший материал, выразительно хмыкнул.
На следующий день он получил по факсу "правильную" статью взамен "неправильной", которую предлагалось опубликовать в другом номере. Однако, как говорится, поезд ушел: новый день дал новые темы.
Кстати, между строк умеет писать каждый профессиональный литератор. Поэт или журналист. Здесь не последнюю роль играют точный подбор слов, построение и интонация фразы. Статьи Светланы Сырневой для брошюры « «Народный губернатор», как мне кажется, написаны языком умелого тонкого стеба.
Однако между строк может оказаться не только стеб, хотя он и получил большое распространение в журналистике, литературе, кино и театре нашего времени – как художественный прием или, может быть, даже жанр (к примеру фильмы «Асса» и «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви Сергея Соловьева или знаменитые «гарики» Игоря Губермана), но и скрытое обличение, осуждение и прочее.
Другое дело – читатель или зритель, умеющие между строк читать и чувствовать авторскую интонацию за обычным, на первый взгляд, текстом. Полезно это уметь делать и в повседневном общении. Иной раз кто-нибудь скажет обычную и простую фразу, но таким тоном, что в душу заползает легкое сомнение: а не стебает ли он тебя? Ну, что ж, пусть, это полезно для каждого из нас.
Свидетельство о публикации №214100301449