Что Джонатан Эдвардс может сказать о политике?

ЧТО ДЖОНАТАН ЭДВАРДС 
МОЖЕТ СКАЗАТЬ НАМ О ПОЛИТИКЕ?
Джеральд Макдермотт (2001)

 
Президент США Клинтон шокировал многих христиан, когда начал цитировать и рекомендовать йельского профессора атеиста Стивена Картера. В его широко обсуждаемой книге светские ученые, журналисты, артисты выступают против тех, кто занимает публичную позицию, основанную на религиозных убеждениях, видя в них опасных фанатиков, угрожающих отделению Церкви от государства.
Вне зависимости от того, как комментарии президента повлияют на положение христиан, выражающих публично свои религиозные убеждения, многие из них продолжат это делать. Но когда они пытаются осмыслить свои убеждения и построить социальное богословие, то есть систематически изложить отношение веры к социальным вопросам, они сталкиваются с проблемой. История американского протестантизма изобилует множеством теорий личной морали, но в ней очень немного замыслов общественных действий, сознательно основанных на христианских принципах.
Как отметил историк Марк Нолл, американские евангелисты, как правило, сначала делают, а потом думают. Неудивительно, что большинство сторонников социального богословия чужды евангельским кругам. Тем не менее один из предшественников евангельской традиции много размышлял о мире за оградой Церкви и его мышление по этому вопросу является богатым источником для тех, кто пытается связать свою веру  с множеством сегодняшних общественных проблем.
Джонатан Эдвардс (1703-58) широко признан как величайший богослов Америки. Как ключевая фигура религиозной жизни колониального периода, он был многогранным мыслителем, полное изложение идей которого до сих пор не написано. Многие считают его громовым пуританином, проповедником огня и серы, изображавшим человечество как паука, висящего на тонкой нити над пламенем ада. И в то время как ученые давно признали, что Эдвардс обладал одним из самых творческих и влиятельных умов на американской земле, большинство из них думали, что он был счастлив послать весь мир в геенну. Но недавние исследования показали, что Джонатан Эдвардс внимательно наблюдал социальные и политические течения своего времени и разработали сложную теорию того, что значит быть христианином и гражданином своей страны.
Конечно, мы не можем предположить, что идеи Эдвардса могут быть приняты без существенной адаптации. В конце концов, Эдвардс выступал в пользу поддержки церквей через налогообложение. И он писал и проповедовал в обществе, где, по словам Алексиса де Токвиля, "христианство царит без препятствий, на основе всеобщего согласия". Но в то время как Эдвардс не может дать нам политическую программу для XXI века, его размышления способны обеспечить набор богословских точек зрения, которые могут помочь христианам соотнести свою веру с жизнью современного общества. Приведем резюме шести пунктов социального богословия Эдвардса.
1. У христиан есть ответственность перед обществом за стенами Церкви. Избрание президента, который открыто поддерживает социальную политику, отвратительную для большинства евангельских христиан, побудило некоторых из них предположить, что церковь должна отказаться от усилий изменить общество. Проповедовать старое Евангелие и молиться за пробуждение мы еще можем, но у Церкви уже нет сил на что-то еще! Как ключевая фигура первого Великого пробуждения, Эдвардс известен как его духовный руководитель.  Но он также подчеркнул, что христиане должны заботиться о социальном благе для тех, кто за оградой Церкви. Он учил, что Бог сделал нас зависимыми от наших нехристианских соседей, и не признать эту взаимозависимость "подобало бы скорее хищным зверям, чем людям". Убеждения Эдвардса по этому вопросу вытекают из его веры, что мы созданы по образу и подобию Бога, который заботится о наших взаимоотношениях с другими людьми и заботится об их телах, а также о душах. Христиане должны сделать то же самое.
Эдвардс практиковал то, что он проповедовал. На протяжении семи лет пребывания на границе штата Массачусетс он боролся за права коренных американцев, которые были охвачены миссией его прихода. Он утверждал, что индейских девушек следует учить в школе, неоднократно обращался к руководству Массачусетса с призывами соблюдать договора с племенами и часами терпеливо слушал речи индейцев на ломаном английском, чтобы сообщать точные сведения чиновникам Бостона и Лондона. Он сообщал, что его индейским друзьям не хватает еды и одежды, и многие школьники ходят в лохмотьях, а  большинство из них вынуждено работать. В проповедях он выражал возмущение тем, что индейцев спаивают спиртным, вместо того чтобы заботиться об их духовном благе.
2. Христиане не должны смущаться объединить свои силы с нехристианами в обществе, чтобы работать над общими моральными целями. У Эдвардса не было никаких проблем, чтобы поддержать войну Массачусетса с французами, ибо последние угрожали религиозной и гражданской свободе, общей для христиан и неверующих. Кроме того, Эдвардс утверждал, что христиане имеют много общего с нехристианами; у них тот же основной смысл добра и зла, так как Бог написал Свой нравственный закон на совести всякого человека; общее восприятие красоты, как чувственной, так и моральной; то же самое фундаментальное религиозное знание (что есть Бог, и что Он благ); и основные человеческие чувства (жалость к несчастным и любовь к семье). Используя принципы Эдвардса, христиане могли бы вместе с представителями нехристианских религий бороться с порнографией и другими проявлениями аморальности, угрозами браку и семье.
Социальное богословие Эдвардса отвергает поэтому подход тех, кто, как анабаптисты, отторгает всех, кто вне Церкви, и не считает их равными партнерами в делах, общих для всего общества, но выделяет себя из него в альтернативный мир, свидетельствующий через субкультуру, далекую от большинства. Эдвардсианский подход, напротив, стремится изменить культуру изнутри.  Эдвардс утверждал, что индивидуальное обращение не производит новые человеческие способности, но новый принцип, по которому должны работать старые. Точно так же его социальное богословие не требует от христиан создать новые, отдельные политические сообщества или избегать общин за пределами Церкви. Скорее, он призывает христиан работать вместе с единомышленниками из граждан, христиан и других, чтобы изменять существующее общество в соответствии с принципами Бога и совести.
3. Христиане должны поддерживать свои правительства, но быть готовыми критиковать их публично, когда это требуется. Эдвардс считает, что правительство исполняет "большое и важное дело", не давая людям "рвать друг друга на части". Он проповедовал, что христианин должен быть "серьезно обеспокоен благом общества, к которому он принадлежит", и быть готовым "отдать всего себя на благо своей страны". Эдвардс сделал свое дело, когда колонии Массачусетского залива отправили две экспедиции на войну в 1745 и 1755 годах. Как военный священник он вдохновлял граждан бороться за Бога и Родину. В мирное время он оказывал помощь в защите границы от случайных атак и провокаций.
Но Эдвардс также предупредил, что политические лидеры склонны злоупотреблять своей властью,  и призвал граждан критиковать управление государственными делами, законодательные органы и руководителей администраций, соблюдая почтение к их положению. Он не раз использовал свою кафедру, чтобы сказать правителям, как они должны себя вести. Однажды в воскресенье, столкнувшись с городскими деятелями, добивавшимися его отставки, он смело заявил прихожанам, что  плохие политики стремятся только "обогатиться или выделиться, выдвигая себя во вред другим". Хороший градоначальник или судья никогда не будет "угнетать бедных или использовать соседей для гнусной корысти". Неудивительно, что обличаемые им люди добились того, что несколько месяцев спустя Эдвардс был уволен!
4. Христиане должны помнить, что политика является сравнительно неважной в долгосрочной перспективе. Ключевые моменты истории, учил Эдвардс - это не выборы или решающие войны, но духовные пробуждения. Поэтому самое главное, что мы как христиане можем сделать для блага своей страны - это молиться за возрождение. Духовное преображение приносит больше положительных изменений в мире, чем все политические или социальные революции. С точки зрения Бога, "один истинный христианин, как бы скромно ни было его родословие и положение в обществе, как бы он ни был слаб и невежествен, ценнее многих великих людей мира, королей и принцев, государственных мужей и политиков, если они развращены и нечестивы". Бог благоволил "избрать немудрое мира, чтобы посрамить мудрое, и немощное, чтобы посрамить сильное" (1 Кор.1.27-28 KJV). Поэтому Эдвардс не стеснялся ссылаться на благочестие 14-летней девушки, чтобы рекомендовать пробуждение обществу - в эпоху, когда свидетельства детей и женщин считались ненадежными.
5. Христиане должны остерегаться национальной гордыни. Эдвардс высоко ценил патриотизм как естественный и любящий ответ на нужды своего народа. Но если Сэмюэл Джонсон говорил, что патриотизм может стать последним прибежищем для негодяев, Эдвардс предупредил, что патриотизм часто служит маской для корысти. Он утверждал, что здесь таится особая опасность самообмана, ибо если преданность распространяется на большое количество людей, это делает ее альтруистической. Он говорил: "Посмотрите на римлян: они считали любовь к своей стране высшей из добродетелей, но они же использовали свой патриотизм для уничтожения остального человечества".
Эдвардс опасался бы современных призывов рассматривать Америку как  христианскую нацию, нуждающуюся лишь в возвращении к своим потерянным корням. Он настаивал на том, что ни одна нация никогда не была христианской. Никогда не было страны, где большинство граждан были бы рождены свыше или хотя бы были практикующими христианами. Большинство граждан так называемых христианских стран не возрождены, и даже в возрожденных людях много греха. Ни один народ никогда не был праведным, и меньше всего народ колониальной Новой Англии, к которой он проповедовал. Эдвардс осуждал Новую Англию за ее религиозное лицемерие, социальную рознь, отсутствие сострадания к бедным и эксплуатацию коренных американцев.
Эдвардс также не поддержал тех, кто полагал, что будущее Америки должно быть ярким, потому что Бог наделил ее столь многими благами. Нортхэмптонский пророк признавал, что Новая Англия получила беспрецедентные благословения, как духовные, так и политические. Но почти все историки упускают, что по его мнению такие благословения могут быть признаком надвигающегося суда. Это знакомая картина в истории, отметил Эдвардс, что Бог изливает духовное возрождение накануне величайшего осуждения. Возрождение пришло к евреям во времена Иисуса, всего за 40 лет, прежде чем Иерусалим был жестоко разрушен. Бог поступил так же с потерянными коленами Израиля, церквами Северной Африки и Ближнего Востока после возникновения ислама, и с протестантами Франции после Реформации. Поэтому, предупреждал Эдвардс, для народа глупо думать, что его религиозные и политические свободы могут гарантировать счастливое будущее.  Если общество морально или духовно повреждено, оно рухнет, несмотря на изобилие гражданских свобод. Эдвардс повторил это предупреждение к колониальной Новой Англии во время французских и индейских войн.
6. Христиане должны заботиться о бедных. Эдвардс резко критиковал тех прихожан, которые "притворяются, что имеют большую любовь к душам людей, но не являются сострадательными и милостивыми к их телам". Когда либеральные проповедники Бостона Чарльз Чонси и Джонатан Мэйхью проповедовали, что бедные были недостойными и их бедность была их собственной виной, Эдвардс сказал своей церкви, что она не должна быть спокойна, пока бедность не будет исключена из  общины. Для пуританских проповедников не было необычным призывать к милостыне для бедных. Но Эдвардс был необычайно бесстрашным, когда сталкивался с теми, кого он мог обвинить в бессердечии. Когда Нортхэмптон построил новое церковное здание, пренебрегая бедняками, Эдвардс смело заявил, что обладатели лучших мест в храме могут не получить места на небесах. Он обличал тех, кто присваивал средства, выделяемые беднякам, в лжи Богу, как солгали Анания и Сапфира, пораженные смертью за их нечестность (Деян.5.1-11). В 1740-х годах Эдвардс создал особый фонд для бедных и регулярно призывал зажиточных христиан делать частные благотворительные взносы. Эдвардс учил, что благотворительность для бедных лежит в основе библейского богословия. Проповедуя на Мтф.25, он сказал, что Бог присутствует в бедных, которых Он Сам представляет, как Свое достояние.  Поскольку мы не можем выразить нашу любовь к Богу, делая все, чтобы извлечь для себя пользу, Бог хочет, чтобы мы приносили пользу нашим бедным соседям, на которых Он желает излить любовь христиан. Не случайно Эдвардс часто повторял, что Бог избрал бедных и презренных, когда Он сошел на нашу землю.
Эдвардс поддержал программу социального государства. Поскольку все люди, даже истинные христиане, естественно эгоистичны, он утверждал, что частная и даже церковная благотворительность ненадежна. Следовательно, правительство проявит мудрость, создав программу социального обеспечения, чтобы помочь достойным бедным. Тем не менее те, кто бедны из-за лени или расточительности, не заслуживают такой помощи.
Биограф Сэмюэл Хопкинс, который жил в доме Эдвардса в течение шести месяцев, писал, что сам Эдвардс был прекрасным примером милосердия к бедным, которым он обычно подавал тайно. Однажды, например, Эдвардс слышал о семье в другом городе, которая япала в бедность из-за болезни кормильца. Эдвардс, который сам редко мог свести концы с концами, принял меры, чтобы эти люди получили немалую сумму, не узнав, от кого она пришла. На смертном одре он повелел похоронить его максимально скромно, "без помпы и расходов", а сэкономленные на этом деньги раздать бедным и нуждающимся.
  Можно легко привести легендарных "Грешников в руках разгневанного Бога" и другие устрашающие проповеди Эдвардса, как пример противопоставления христианского благочестия и светской культуры. Но этот популярный взгляд на Эдвардса дает нам только половину картины. Более тщательное изучение теологии Эдвардса открывает новые пути для христиан, позволяющие сегодня понять, как их вера может относиться к городской площади. Джонатан Эдвардс показывает нам, что истинная вера является глубоко личной, вытекая из возрожденного сердца, но не частным делом, лишенным заботы об обществе. Его социальное богословие также напоминает нам, что евангелизация никогда не должны быть против социального действия. Скорее, Эдвардс был убежден, что время возрождения - это как раз то время, когда церковь должна явить социальную озабоченность.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии