Фильм Бродяга - жизнь христианского музыканта

Скачал фильм "Бродяга" не рассчитывая на что-то особенное. В описании говорилось о каком-то христианском музыканте, ну и скачал на всякий случай. Никогда не слыхал о Риче Маллинсе и мне показалось, что кинокартина о вымышленном персонаже, пока не дошел до второй половины фильма, где одна их его подруг радостно кричит:

- Рич!! Послушай!! Тебя по радио передают!!

И из включенного приемника полилась хорошо знакомая мелодия. Ее знают практически все евангельские христиане даже в странах СНГ. Ее нельзя не знать! Это хит!! Песня прописана в репертуарах музыкальных групп практически всех протестантских церквей:

- Возвысьте голос вместе и слейтесь во хвале
Наш Бог - Всемогущий Бог
Чтоб вторил хор небесный, восторг был на земле
Наш Бог - Всемогущий Бог

Хвалите, пламенея, того, кто жизнь дарит
Пусть песнею смелее Евангелие звучит
И возвестите миру о том, каков наш Бог
Наш Бог – Всемогущий Бог.

Вот только после этого до меня дошло, что речь идет не о каком-то сборном киношном герое, сотканном из лоскутов от дюжины прототипов, а о реальном музыканте. Рич Маллинс погиб в автомобильной катастрофе в 1997 году в возрасте почти 42 лет, т.е. его по праву можно назвать нашим современником. Следовательно, он дитя нашего времени и понять его чем-то куда легче, чем кого из композиторов трехсотлетней давности.

К любому делу нужно призвание и свое призвание было у маленького Ричи, рожденного в семье простого американского фермера. Отец сразу понял, что земледелие не для его Уэйна (домашнее имя Ричи) сразу после того, как тот продемонстрировал полную бестолковость в обращении с механическими устройствами, залив в тракторный бак бензин вместо солярки. Это не диверсия была - нет!

Просто трактор был не стихия Ричи! Отец вообще запретил ему приближаться к колонке с топливом. Из фильма становится ясным: отношения отца с сыном явно не задались! Уже спустя годы на вопрос: "Вы гордитесь своим сыном?", он ответит с изрядной порцией язвительности:

- А как же!! Я горжусь своими двумя сыновьями и двумя дочерьми и еще горжусь пианистом!

Получается, Рич в качестве музыканта представляется таким себе причудливым существом из пушкинской сказки о царе Салтане: "не то сын, не то дочь" (пианист ведь!), в конечном итоге все же ставшим славным Гвидоном в своей области занятий. Надо думать, что для творческой натуры такое предвзятое родительское отношение было реальной занозой, всю жизнь довлеющей над его тонкой душевной конституцией.

И все-таки, талант понятно откуда - атрибут этот врожденный и тяга творить как раз и проистекает от потребности души. Один за кисточку и холст хватается не успев ножки свесить с детской коляски, а у этого к фортепиано руки были заточены. С происхождением таланта худо-бедно понятно, хотя он, лукавец, порой спит большую часть сознательной жизни, пока его ненароком не разбудит какое внешнее раздражение.

Откуда у Ричи взялась тяга к Богу? Чего греха таить, современная культура не очень располагает к богоисканию. Даже наоборот! Обычно, в случае обнаружения гениальности, эстрадное восхождение сулит немалые доходы, чем и пользуется большинство дарований, зарабатывая свои миллионы в поте лица. Могу сказать, что Ричи тоже зарабатывал миллионы, но пошел по религиозной стезе. Почему?

Из фильма понятно становится, что мама его была явно набожной женщиной, но только в официальной биографии я нашел истинную причину этого ее состояния. Она была из квакеров. Это такое религиозное течение о котором можно из Википедии на скорую руку черпануть необходимые данные.

Если же есть свободное время и большее желание углубиться, то можно даже у русского писателя Николая Лескова просветиться по нужной теме. В одном, "О квакереях", он приводит краткое описание этого учения в России, а в другом ("Юдоль", с гл.15) он рассказывает о своей тетушке, принадлежавшей к этому протестантскому учению.

В общем, у добропорядочных квакеров (мать Ричи видно как раз из их разряда!) обнаруживается тяга к богоисканию и первые посевы Слова Божьего наверняка происходили из этого источника. Творческая душа, ищущая Бога, не могла при случае не очароваться близкими себе идеалами. И такой случай однажды представился.

Когда точно - не знаю, но Ричи посмотрел фильм о широко чтимом католическом святом Франциске Ассизском. Отличительной чертой всех убеждений этого итальянского монаха было возвеличивание... нищеты. А уже из нищеты вытекало бескорыстие, любовь к ближним и многие иные добродетели. Будучи сам из очень богатой купеческой семьи и видя вокруг роскошь высшего духовенства, Франциск загорелся нестяжательством, став немой противоположностью современному ему развращению богатством. Он мог быть богатым, но сознательно выбрал нищету!

Кстати, нынешний папа Римский Франциск-I выбрал себе имя в честь этого святого. Западный мир сегодня живет комфортно и очень даже сытно, чем-то напоминая времена 800-летней давности "того" Франциска. Что-то схожее было в душах "того" святого и "этого" парня из Индианы. Наверное, какая-то тоска к божественному, святому.

По примеру святого Франциска, Рич отказался от своих... миллионов! Он попросил церковного бухгалтера выдавать ему среднюю заработную плату рабочего. Не совсем по монашески, но много ли мы найдем сегодня подобных примеров нестяжания среди известных исполнителей? Остальное он жертвовал на благотворительность, никогда не зная сколько дохода приносят его гастрольные поездки и продажа альбомов.

Рич не стал монахом - это было не его, но все же что-то монашеское в нем было кроме бескорыстия. Например, он так и остался неженатым после того, как у него не получилось жениться на любимой девушке. Видно не только к тракторам он был непригоден. Какая-то тень шалопайства над ним таки витала и девушка не решилась сочетаться брачными узами с такой непредсказуемой натурой.

Видно творческие личности должны быть нестандартными. Ну там, босиком ходить по сцене в рваных джинсах (и не только по сцене!), меняясь постоянно в настроениях. Ведь как еще по другому творец может проникнуться чувствами к окружающему миру и разродиться колоритными мелодиями, коих никто еще не успел открыть?! Музыканты живут эмоциями! И о них же разбиваются.

Вот если измерять успех Маллинса именно как достижения в музыке, то он бесспорный счастливец, сумевший добиться того, о чем многие только мечтают. Только христианская жизнь имеет еще один критерий, в светской жизни не особо чтимый.

Речь о благочестии. Талант талантом, но насколько назвавший себя христианином является таковым по сути? Назвавшийся врачом - должен уметь лечить, учитель - учить, менеджер - управлять, а христианин - жить по заповедям Христа. Писать христианские песни - это замечательно, но это всего лишь талант от Бога, а как быть с христоподобием?

Вот если кто решит искать в Маллинсе христианский идеал, то он его найдет примерно в той же степени, как и в древнееврейском судье Самсоне. Верующие, знакомые с текстом Библии, поймут о чем разговор уже по одному имени, но для остальных для ясности  внесу чуток разъяснение.

Самсон был тоже с данным Богом талантом и изюминой оного была его страшная физическая сила, которой часто пользовался весьма необдуманно. То ворота городские себе на плечи возьмет, то дерется с целой толпой. В общем, сила была, а вот с умом и характером ощущался явный дефицит. Если бы Самсону вместо силы дать музыкальные способности Ричи, то иногда их можно было бы и не отличить друг от друга.

Бич творческого человека - депрессия, поскольку именно эмоциональная сторона и есть его ахиллесова пята. А как обычно лечится такая болячка в творческой среде? Наркотики или алкоголь. Ричи выбрал второе. Периодические запои, как я понял, имели место быть.

Ну и сигарета во рту способна покоробить любого протестанта на просторах СНГ. Нет, это не ханжество заставляет краснеть! Одно дело, когда неверующий курит и совсем иное, когда табачную соску посасывает автор всеми чтимого гимна "Наш Бог - всемогущий Бог". Выходит, что сам автор банально раб греха, хотя и способен вознести своей музыкой слушателя до небесных высот.

И все же, правильно, что создатели фильма не стали скрывать эти темные стороны христианского композитора. Печально знать о слабинах, но так честнее. Да и к тому же, он же не хвалился этими своими пороками. Ричи пытался бороться с ними, терзаясь ими ежедневно в своей ранимой душе.

В конце концов, из него никто и не лепит икону для поклонения! Вот, мол, чтите, Маллинса!!! Падайте перед ним в земном поклоне!! Нет!

Фильм открыл нам талантливого человека с его греховными проявлениями, но ведь и не лишенного добродетелей! Как никак, а простота, альтруизм и искренность тоже чего-то стоят в нашем непростом мире! И это тоже было в нем!

Путешествие по жизни Маллинса хочу закончить на одном очень важном суждении, которое зритель не мог не услышать:

- Бог любит нас такими, какими мы есть, а не такими, какими мы должны стать!

Чистейшая правда!

Лишь бы только такая доброта Бога не подтолкнула на лукавые мысли о самодовольстве, погасив в нас стремление к совершенствованию под предлогом, что Бог, дескать, нас и такими любит. Одно дело когда "мог, но не захотел сделать" и совсем иное, когда "хотел, но не смог" - второй вариант и есть жизненная история отношения к греху от Ричи Маллинса...


Рецензии
Здравствуйте, Василий.
Бог не может не любить... Он - Любовь.
А мы... не всегда... И когда, мы отвращаемся от Любви, то поворачиваемся к пустоте и ищем сладости не те...

Мне думается, что с такими словами, как "Чистейшай правда", надо бы поосторожней.

С уважением,

Татьяна Вика   04.10.2014 10:28     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Татьяна!
Именно из-за осторожности в словах я и применил выражение "чистейшая правда" лишь в отношении одного выражения. При этом сделав в последующем абзаце оговорку, устраняющую повод для злоупотребления Его любовь. К сожалению, нередки примеры недобросовестности в обращении с благодатью Бога((((((

С уважением

Василий Гапонов   04.10.2014 10:53   Заявить о нарушении