Тяжесть руки Господней...

Анатолий АПОСТОЛОВ
               
                «…ТЯЖЕСТЬ  РУКИ  ГОСПОДНЕЙ…»
          О творчестве протоиерея  Вячеслава Резникова (1946-2011)
   Утомлённое   жизнью сердце этого великого труженика, духовного наставника и религиозного просветителя  остановилось 15 мая 2011 года.  На  65-ом году жизни ушёл в Вечность протоиерей о. Вячеслав (Вячеслав Климентьевич  Резников), автор «Полного  круга проповедей на ежедневные Апостольские и Евангельские церковные чтения» (М.2005)  и особо значимой для меня книги «Размышления на пути к вере. Ключевые проблемы бытия в творчестве А.С,Пушкина» (М. Лепта. 2006).  В этой, ставшей для автора знаковой и судьбоносной книге, священник Вячеслав Резников, анализируя творчество А.С.Пушкина, проследил   (и  что важно –  пережил в себе) весь путь духовного восхождения нашего национального поэта.  Он  начинал писать эту книгу после окончания Литературного института имени Горького вполне неверующим  человеком, а  завершил её и подготовил к изданию после окончания Московской духовной академии, когда стал  служить в Москве, в  храме Илии Пророка, что в Обыденском переулке.   По сути,  напряжённая пятилетняя работа над этой книгой определила духовный выбор её автора – обращение к Богу и  приход в Христову  церковь. 
      Его  «Размышления…» – это энциклопедия творческой человеческой души, со всеми её переживаниями и стремлениями.  В этой книг чётко обозначены те самые «ключевые проблемы бытия», которые всегда занимали и занимают думающего человека.   «Размышления на пути к вере» отца Вячеслава Резникова – это  книга  для тех, кто раз и навсегда решил духовно определиться и решить проблему духовных ценностей, кто  продолжает размышлять о смысле жизни и смысле творчества.  В этом отношении книга  о духовном восхождении А.С. Пушкина является своеобразным источником  бодрости духа для  тех, кто впал в уныние и в состояние творческого бессилия, в депрессию. Чудодейственное, «психотерапевтическое» свойство этой книги я испытал на себе, когда сам пребывал в творческом простое  и глубокой хандре. Это было время, когда мне надо было  срочно завершить до логического конца  сборник стихов  «За Храмовой стеной. Книга памяти» (1), а у меня  ничего не получалось, процесс писательства  стал казаться  мне  пустым и  никчемным времяпрепровождением,  жизнь  утратила всякий смысл. Я срочно нуждался тогда в духовной и моральной поддержке, и я её вскоре  получил от  отца Вячеслава!  Он, уже тогда ощущавший сердечные недомогания, несмотря  на занятность, нашёл время, чтобы навестить меня на дому, сказать несколько ободряющих фраз и вручить мне свою книгу о духовном восхождении А.С.Пушкина с дарственной надписью: «Анатолию – благословение. Прот. Вяч. Р.».  Прочитав эту книгу, я снова обрёл силы, завершил и издал «Книгу Памяти», роман «Княж-Погост», а совсем недавно и роман «Дом разбитых зеркал». Поэтому вспомнить его добрым словом,  не раз, и не два, а многажды, сказать миру  о нём и о его творческом наследии  хотя бы малую толику  – мой нравственный, гражданский, писательский долг и острая необходимость выразить   глубокую  благодарность  этому человеку.    О. Вячеслав,  в  пору  моего  общения с ним,  трудился  на духовно-просветительском поприще  на пределе своих сил. Казалось, что он стремится во всём поспешать, и, поспешая  всё успевать.  Он чувствовал свой  урочный час. Чувствовал, что вокруг него  «сжалось время, сгустилось и надо успеть сделать всё возможное и невозможное.    Одним из главных свойств духовно-философской лирики  поэта Вячеслава Резникова является категория времени. Блаженный Августин считал, что есть три времени: настоящее прошедшего (память); настояшее настоящего (созерцание); настоящее будущего (ожидание). Эти три вида времени нигде не существуют, кроме нашей души. Человек есть своё будущее. Жить – это «делать», без отдыха и срока.  Всякое желание есть желание будущего. Будущее предвидится, предстоит, ожидается, грозит, не оставляя надежды: «не вернёшь ты ушедшего счастья и от новой судьбы не уйдёшь!» Но могущество духовно-творческого человека – это его различные средства достигнуть в будущем очевидного блага (Томас Гоббс), обрести  благоденствие  в настающем потоке времени (Мартин Хайдеггер), заслужить блаженство в бесконечности, где нет времени (Блаженный Августин).  Очень многое совершается и творится человеком ради будущего мира, а вера человека чаще всего обращена к настоящему дню ради награды в жизни после смерти. В таком случае, считал о. Вячеслав, благодать это только дар Божий, дар будущий, но обретаемый верой теперь и здесь в юдоли скорби…
      В  2005-2010 гг.    он   служил в храме Покрова  Богородицы на станции Тарасовская,  что  по Ярославской дороге.    Одновременно со служением в  храме,    о. Вячеслав   читал      лекции  по Новому Завету  в Свято-Димитриевском  училище  сестёр милосердия и на курсах при отделе  катехизации Московской патриархии.    По ночам сочинял духовные стихи,   писал и готовил к печати сразу несколько книг и брошюр в помощь тем, кто уже вошёл в  божий храм и тем, кто ещё  готовится в него войти, но почему робеет.  Для тех, кто почувствовал живой интерес к слову Живого Бога,   им была написана и издана замечательная книга-комментарий (толковник) «Открываем Священное писание».    Для тех, кто собрался принять православие,  он  выпустил в свет  целый ряд   специальных брошюр, из которых читатель мог узнать, что такое крещение и как к нему подготовиться («Твоё  Крещение»). О том, что такое исповедь, зачем нужно верующему   исповедоваться и причащаться – обо всём этом    в  его  книгах: «Переступая порог храма»  и  «Надо исповедаться и причаститься».  (2)     В них  протоиерей  Вячеслав Резников неустанно призывает своих читателей духовно трудиться, плыть против течения мутной реки жизни к светлым  её  истокам.   И  всегда при этом  помнить, «что если ты ничего не приобрёл сегодня, то ты частично потерял и то, что приобрёл вчера». Каждый день нужно продолжать своё восхождение к горним высотам. Для чего? Для того  чтобы приблизиться к Богу, почувствовать на своём  плече Его божественную длань. Не могу не процитировать  одно прекрасное стихотворение о. Вячеслава на эту тему:
                Когда небесное видение
                Пугает робкие сердца,
                Когда скрывает преступление
                Личину разума с лица,

                Когда,  виденьем опалённые,
                Не понимая ни аза,
                Глядят глаза недоумённые
                В недоумённые глаза,

                Когда земля вскипает слухами
                О небывалом и чудном,
                Когда наполнен воздух духами,
                Давно не виданными в нём, –

                Вдруг – тонкой   струйкой радость тайная
                Вонзится в сердце горячо,
                И –  тяжесть вдруг необычайная
                Руки Господней –  на плечо…
      Уход из нашей жизни  яркой творческой личности всегда   есть существенный и невосполнимый урон  для русской культуры, а уход из жизни  духовного наставника, утешителя и вдохновителя – это личная   трагедия для каждого из нас. Но, при этом мы должны  глубоко и прочувственно понимать, что слова  «имярек ушёл в Вечность»  ни в коей мере не означают, что  усопший  канул в Лету Забвения.  Отец Вячеслав ценил  каждого творческого человека по его дару оставлять в этом  мире  материальные следы  проделанной им  духовной работы.  И тот, кто оставил эти  следы и плоды неустанной  духовной работы –  тот бессмертен в мгновенной Вечности на космических просторах  вечной Бесконечности.  А посему: «Не сетуй, брат, что  рано грешный свет  покинул ты…».
      Без смерти нельзя войти в жизнь.  С этим согласен каждый значимый  поэт, философ, богослов  и естествоиспытатель. Но как победить  духовно смерть?  И в чём именно   может  обрести  человек точку опоры? Какой помысел может помочь взять  и изменить, преобразить себя. Конечно же, не рабствовать стихиям мира,  не служить им, и тем более не бояться их  –  для поэта  такое невозможно и противоестественно. Чтобы  восстать живым  из сонма «живых мёртвых», чтобы  победить смерть, нужно неустанно  искать  «горнего Духа» и помышлять  о горнем Отечестве, не  на минуту не забывая  жертвенно  трудиться  на  благо и в интересах  родной Отчизны. Утро жизни отдай Богу, и вечер жизни Он  сохранит для тебя. Не за одни высокие помыслы даётся человеку благодать, а за его поступки и духовное подвижничество, за неустанную работу души даётся  человеку  блаженство как высшая воля  и благодать как право на вечный покой.  Живи по правде, а не по лжи, чти  славных своих предков и  свято  сохраняй историческую память.       Историческая  память зиждется  на правде, жертвах и победах. Когда ложь прошлого  скрытно перетекает  в реалии настоящего, вино истины прокисает, а историческая память становится  балластом  ума и сердца человека,  и без того отягощённого тревогами и ожиданиями будущего.  Без правды нет  душе покоя.  Без правды –  жизнь  грешна и бессмысленна. Без правды  не может жить ни  любящее, страдающее сердце, ни пытливый, глубокий ум,  который, увы, вчера и сегодня «не пророк, а угадчик». (А.С.Пушкин)    Область того, что мы  познаём верой, огромна.  Вера – это отдельно взятая и незримая очами  Вселенная. Это – всё прошлое, всё будущее, всё недоступное телесным чувствам  Вера – один из двух способов познания мира. Вера – это способ познания незримого мира, «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11,1).  Ссылаясь на  Слово Божие,  о. Вячеслав поясняет, что вера – это  когда то, чего ещё только ожидаешь, или то, что уже давно миновало, становится важнее того, что каждый день давит на твою душу. Вера – это  когда невидимое начинает определять  твою  жизнь сильнее, чем то, что постоянно видишь своими глазами.  Когда душе становится зримо «незримое очами», тогда  и возникают собратья по вере и мировоззрению:
                В иных неутолённых душах
                Под мутной накипью веков
                Не утихает жажда лучших,
                Ещё не ясных берегов.

                Им – ни покоя, ни досуга,
                Всю жизнь охвачены одним,
                С волненьем  узнают друг друга
                Из миллионов, чуждых им.

                И неотступно и незримо,
                Себя до времени  тая,
                Их собирает воедино
                Великий  Смысл бытия.
      По большому счёту, без души нет настоящего  человека. Приблизительно так говорил  отец Вячеслав, когда речь у нас зашла о совершенном человеке как главном  культурном  герое  многих  социальных утопий.  Путь к Богу  у писателя Вячеслава Резникова был весьма тернистым и мучительным.   У некоторых  этот трудный поиск  Истины начинается с самого  «нежного возраста». Виной всему - рефлексия и интеллект, апперцепция  как  форма и состояние восприятия мира при активном участии внимания  во множестве  психических факторов. Восприятие себя в качестве мыслящего существа. Восприятие прошлого,  понимание настоящего и открытие новых смыслов, интерпретация и  трансцендентальная сила воображения – всё это зачастую составляет «болезненный процесс внутренней перестройки человека, серьёзный и важный процесс духовного труда, учиться которому означает тренировать рефлексию и логику, последовательность и волю». (3) Это очень трудная работа. Сложность и противоречивость человеческой природы,  и сочетание рационального и иррационального в человеческих поступках делают наше бытие областью «тёмных и скрытых сил», где истина затеряна в густых зарослях ложных понятий и сомнительных интерпретаций. По  собственному признанию о. Вячеслава,  он не страшился допускать истину в сознание и не объявлял войну  разуму ради сохранения дорогого его сердцу  «блаженного неразумия». В этом ему помогало продуктивное преодоление неопределённости и трагической неразрешимости метафизического зла.  Истина для него  была где-то близко, рядом.  Иногда ему казалось, что не нужно вообще искать Бога, совершать к Нему длительное восхождение,  что Господь  совсем рядом, везде и всюду, и даже  как бы уже  чувствуется Его «лёгкое веянье», но  вдруг включается  искушающий душу «разумный скептицизм», и хочется подвергнуть гармонию духа  строгому бухгалтерскому учёту. Приходится самому находить ответы на  «вечные  вопросы» бытия, разбираться в противоречиях религиозной философии  и «Девяти заповедях нравственности»  своего современника, академика РАН  Дмитрия  Сергеевича Лихачёва.
      По существу, книга  протоиерея Вячеслава Резникова  «Полный круг проповедей…» является  своеобразной хроникой этого тернистого пути к вере. И  эти его внятные и поучительные  проповеди на все дни церковного Богослужебного года, от Пасхи до Великой субботы, почти каждая из них, являются  тем самым  убедительным  ответом, который ищет каждый из нас  на своём  пути в высшей Истине. Каждый  на пути к вере ищет эти  роковые ответы вопреки всякой логике, вопреки всем доказательствам, и даже вопреки собственной, казалось бы, пользе. Нет, не всякий  писатель может  признаться, что его духовное восхождение,  его тернистый путь к вере, пролегал через всё его литературное творчество.   «Полный круг проповедей…»   –  это универсальный навигатор для  всех идущих тернистой   тропой к Богу,  живой и ясный толковник  Благой Вести, Слова Божьего, запечатленного в текстах Священного писания.  Протоиерей    Вячеслав  Резников,  считал, что Слово Божие следует читать каждый день или по главам, или по церковному календарю в течение года.  Он считал,  что это чтение  так же необходимо, как молиться Богу, общаться с Ним:  ведь, молитва – то, что мы говорим Богу, а Священное писание – то, что Он говорит нам. Признаюсь честно,  я прочитал  «Полный круг проповедей…»  залпом, на одном дыхании, и с тех пор  использую эту книгу о. Вячеслава наравне с  «Большим путеводителем по Библии» (М., 1993),  в качестве   справочного пособия   по духовно-нравственным основам человеческого Бытия.  И каждый раз, читая труды о. Вячеслава,  я отдаю низкий поклон и молитвенную благодарность проповедникам и учителям нравственности  всех времён и народов.  О таких  совершенных во всех отношениях людях, сказано в  Евангелии от Иоанна: «В Нём была жизнь, и жизнь была свет людям» (8:12)    «Каждый  помогает своему товарищу, и говорит брату своему: Крепись!» (Исайя, 41:6)    Вспоминаются при этом слова святого Макария Египетского: «Всё  добро, которое  ты приобрёл здесь, на земле, оно в определённый день, после смерти, будет для тебя новой жизнью». Нет, не все наши жертвы напрасны, не все труды оказались ненужными. И труд души, и подвиги духа напрасными  не бывают. И один в поле воин, если по-русски скроен. Простота и ясность, открытость и  великодушие величайшее благо и достоинство человека. Сила человека в его божественном  духе,  слабость –  в его физиологии, которая по утверждению теологов, есть результат первородного греха. Замечательны проповеди о. Вячеслава, в которых  речь идёт о совести человека.  Здесь мысли  священника  Вячеслава Резникова перекликаются с   нравственными постулатами  поэта-философа   Владимира Соловьёва(1853-1900),  который считал совесть природным и социальным стыдом  человека как  единственного в мире существа,  испытывающего стыд. Это совесть говорит человеку: чего вопиёшь?  О каком «торжестве справедливости»  взываешь? Уймись, Господь рядом. Он всё видит,   и Он хочет всем блага. Он может и без тебя в один миг  всё изменить. Он дал тебе настоящее дело, дал настоящий повод применить свои духовные  силы, потерпеть, осмыслить, поплакать и помолиться… А ты?  На что ты тратишь свои силы в своём стремлении к «торжеству справедливости?». А, не лучше ли будет для тебя – через   заклание  живота  своего  победить  смерть? Повторить подвиг Христа.
      Но как победить  духовно смерть?  И в чём именно обрести  человеку точку опоры. Какой помысел может помочь взять  и изменить, преобразить себя? Конечно же, не рабствовать стихиям мира,  не служить им, и тем более не бояться их  –  для поэта  такое невозможно и противоестественно. Чтобы  восстать живым  из сонма «живых мёртвых», чтобы  победить смерть, нужно неустанно  искать  «горнего Духа» и помышлять  о горнем Отечестве, не  на минуту не забывая  жертвенно  трудиться  на  благо и в интересах  родной Отчизны.  А то ведь, как часто бывает в больном обществе: жатвы много, а делателей  и  косцов  мало. Зато много распрей, раздора, нетерпимости  и гнева, и порой многим кажется, что вокруг них одни безумцы или  вообще они сами сходят с ума. Что делать? Кто виноват? Кто осудит насилие и всё  непотребство гражданской войны? «Неужели добро сделалось мне смертоносным?» В каждом человеке есть своя глубина, где он сам себя не видит, но, тем не менее, это он и никто другой. И у каждого сокрушённое сердце на глубине его падения.  И каждый мыслящий человек осознаёт и чувствует, что   его «высота  и глубина»  не могут отлучить его от  поиска высшей правды и любви.  Правда, совесть и память  неустанно делают своё  великое дело.  Вот,  слыша пение петуха, безутешно  плачет иудейский рыбак Симон-Пётр, и каждый  раз  слепнет в обмороке  гонитель  смиренных овец Христовых   славный римский   гражданин  Савл.  А вот лезет в  петлю и никак не может самостоятельно повеситься  «великий интриган и провокатор», некогда влиятельный  и всемогущий российский  олигарх Бориска, «друг семьи», наушник и советник  «красного царя Бориса».  Вот она,  правда прошлого, настоящего и правда будущего в отражении  божественных зеркал.
      Для  писателя  протоиерея  Вячеслава Резникова правда  только одна,  и другой нет.  Правда эта одна «во всех  и на всех».  У Правды три стороны, три факта и одна суть.  Во-первых, для  писателя  Вячеслава Резникова правда в том, что среди нас нет правых, что все мы лишены правды Божией, как высшей Истины. Во-вторых, правда в том, что прощены мы априори свыше за ложь  и преступления свои, а в-третьих,  правда в том, что за каждого из нас заплачена вчера и сегодня  страшная кровавая цена. Благоденствие меньшинства за счёт неимоверных страданий большинства есть одно из  самых неприемлемых для человеческого общежития  бесчеловечных правил. Эту правду надо принять, усвоить и жить исходя из неё. И если примешь её,  она  будет и твоей правдой, стержнем  твоей  совести и человечности.  А не примешь  эту  одну на всех  правду, то жить тебе будет  очень трудно, и не будет мира в доме твоём, и в стране-стороне твоей.  И будешь не понимать, что делаешь. Будешь делать зло, которое осуждаешь и ненавидишь.  И  перестанешь делать добро, которое  хочешь и принимаешь.  И будешь осознавать свою подлую греховную  раздвоенность, но захочешь, как многие «успешные» люди, жить по духу и жить по плоти.  Быть на словах  пламенным  патриотом и успешно торговать Родиной. И жить этой двойной моралью и двойными стандартами   до  своего часа Икс, чтобы воскликнуть в отчаянии: «Бедный я человек! Кто избавит меня от  этого тела смерти?» Кто избавит тебя от этого  греховного сосуда? Тот,  Кто тебя вылепил из праха земного! Но помни, гордый человек, что не лепит Господь  сосуды для низкого потребления!  И нет личного клейма великого  Мастера на ночных горшках!  И не жалуйся на свою жизнь, и не гневайся напрасно на   собрата по несчастью, не иди войной на соплеменников своих.  Ira odiu generad,  сoncordia nutrit amorem.    Гнев порождает ненависть,  согласие – любовь.
      В творчестве протоиерея Вячеслава Резникова  присутствует здоровая духовная энергетика, обоснованный пытливым умом и духовным опытом оптимизм, без которого невозможно восхождение к горним вершинам. Этот  путь осуществляется поэтом и просветителем через постановку  высокой цели и реализуется им с помощью воли. Ядром «волевого и творческого акта выступает  осознание  ценностного содержания и личной значимости цели». (4) А воплощением волевого, творческого  акта  является духовное  созидательное усилие  «Fiat Lumen!» – «Да будет  свет!». Такое творчество  вдохновляет  молодёжь на духовно-нравственные подвиги,  укрепляет дух  преждевременно уставших «очарованных странников», вселяет надежду в души заблудших в чащобе  «тёмных истин», утешает одиноких мудрецов  в дни скорби  их последних закатных дней.

 1.Анатолий Апостолов За Храмовой стеной. Книга памяти. М.: Городская организация Союза писателей. 2013, С.96 –«Самая страшная притча». Памяти протоиерея Вячеслава (Резникова).
2.Протоиерей Вячеслав Резников.  Переступаем порог  храма. М.; Северо-Принт, 2005, с. Открываем  Священное  Писание. М.; Северо-Принт, 2005; ПОЛНЫЙ КРУГ ПРОПОВЕДЕЙ на ежедневные Апостольские и Евангельские церковные чтения. Издание второе, исправленное. М.:  Издательство Держава ХХ! век. 2005
Твое  крещение. М.; Северо-Принт, 2005; РАЗМЫШЛЕНИЯ  НА ПУТИ К ВЕРЕ.  Ключевые проблемы бытия в  творчестве А.С. Пушкина. М.: Лепта. 2006. Надо исповедоваться и  причаститься. М.; Северо-Принт, 2006,
3.Бим-Бад Б.М.  Категории современных наук о воспитании/Б.М. Бим-Бад. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2009. «БИБЛИОТЕКА ПЕДАГОГА-ПРАКТИКА».С.174-178.
 4.ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ:  Автор-составитель Б.М.Бим-Бад. М.: Издательство УРАО 1998,. С. 235
2014-09-27     в день Воздвижения Креста Господня


Рецензии