Барокко. Commedia del arte-путь возрождения Театра

Глава из пишущейся книги об искусстве, поэзии и философии эпохи европейского Барокко.
Другие разрозненные главки см. в Произведениях, для ориентации везде стоит ключевое слово "Барокко"-дабы не перегружать ссылками тексты произведений.
-----------------
илл.:венецианские маски и костюмы.
-----------------

 Commedia del arte — это театр высшей пробы. Театр, в котором нормой была не заученная пьеса, а рождение ее здесь и сейчас без права на повторение:чистая импровизация. И не пером драматурга и под диктатом режиссера рожденная пьеса, а актерами, которые сами себе драматурги, режиссеры, композиторы и исполнители и драматической и вокально-инструментальных ролей и партий. И всё это здесь и сейчас, прямо на сцене, на темы, часто задаваемые зрителями, этой жестокой и жадущей провала выступающих толпой. Как в джазе в 20 веке, только намного сложнее, чем джаз, иб о»актер театра импровизации должен обладать двойной квалификацией — музыканта и драматического артиста». На самом деле, и не двойной, а еще больше: и петь, и играть на музыкальных инструментах, и танцевать, и фехтовать, и сочинять стихи по ходу действия, и при всем этом не терять нити действия, сочинять пьесу с о товарищи-актеры, и чтоб было остроумно и красноречиво. И всё это проделывать с головокружительной легкостью, чтоб ни грана волнения и фальши, иначе освитают со всеми вытекающими последствиями.
Нормой была такая картинка:публика задает тему — стихотворения, песни, сценки, острот на злобу дня. И артисты в режиме нон-стоп, сейчас и здесь соревнуются перед публикой в искусстве блестящей и остроумной импровизаци. Победитель награждается благодарной публикой, а неудачник изгоняется под свист жестокой к неудачникам публики.

В замечательно-остросюжетном романе итальянского писателя Рафаэля Саббатини "Скарамуш" воспроизводится атмосфера Commedia del arte.

   Когда в театре появились и утвердились в своих диктаторских полномочиях Драматург и Режиссер, то театр импровизации, Commedia del arte, сошел с исторической сцены и отошел в область преданий. А театр стал совсем иным. Лучше или хуже — трудно сказать, там и здесь свои плюсы, и минусы, своя эстетика. Но одно, по-моему, такой театр потерял, главное преимущество комедиантов прошлого: неподдельную свободу сценического самовыражения. На этом стержне был основан их театр. А наш привычный драматургически-режиссерский, и кинематограф также, напротив, основаны на тотальном подчинении, почти рабстве актера, его ничтожности как творца спектакля наряду с товарищами-актерами. С того времени, должно быть, профессия актера считается одним из самых неудачных жизненных выборов. В самом деле, многие ли способные изберут профессию, в которой надо терпеть годами унижение невнимания к своим талантам. Невостребованностью называется. Что в том театре импровизации, в Коммедии дель арте, просто немыслимо,ибо что это значит: невостребованность таланта, когда только это, и в максимальной мере выраженная, —от вас и требуется. Да и если с ролями неплохо, дают, все равно ты ни на что не имеешь право, ты живая кукла, малейшая же самодеятельность расценивается как нарушение субординации, здесь всем командует режиссер. Плюс драматург, если здравствующий. Если классик — тоже диктатор. Это называется "точнейшим соблюдением текста-авторского замысла". Эти авторские замыслы-тексты и режиссерские трактовки довлеют над сознанием и пластикой актеров и певцов, лишая их всяких претензий на личное творчество, превращая их в исполниителей чужих воль - «моих видений» тех, кто по долгу службы имеет на то право, а ты не имеешь, дали роль, и скажи спасибо пока не отобрали. Мечтаешь о роли Гамлета? Ещё чего, смех, и только. Иди лучше репетируй "кушать подано". А ведь любой из артистов Коммедии дель арте мог хоть каждый день играть Гамлета, Офелию, да кого душе угодно. Ну, или кушать подано, если на большее таланта и амбиций не хватало. Если ты сам себе автор и режиссер...
 

03.10.2014 12:03

http://proza.ru/2014/10/03/597
Барокко. Commedia del arte-путь возрождения Театра

http://proza.ru/2023/01/24/75

О духовной родине нашей эпохи. Стиль Барокко.

http://proza.ru/2023/02/16/1454

Ссылки на мои эссе-отзывы о спектаклях, фильмах

 

http://proza.ru/2022/12/03/1375

Музыка Русского Барокко. Джузеппе Сарти



http://proza.ru/2022/10/21/26

Все отечественные экранизации по А. Чехову



http://proza.ru/2020/12/22/1542

Предисловие к книге о Русском Барокко

https://zera-cherkesov.livejournal.com/609932.html


Рецензии