18. Одноклассники

      Затрудняюсь определить жанр своего  монолога. Если  точно сказать,  то это  что-то наболевшее, горькое,  сумбурное, ностальгическое… 
      Нашла я тут  «советскую»  детскую  фотографию   в своих  фотороссыпях… Чуть ли не по Маяковскому: « Я  и Ленин –  фотографией на белой стене…» Впрочем,   нас не «двое в комнате», рядом ещё стоят и сидят ребятишки из группы детского сада. Большинство из них  потом станут  моими одноклассниками…
         Но сначала, как предисловие к фотографии, о  другой находке.  Ещё  одну   «древность»   раскопала    в своём  «учительском архиве».   Раньше хранила  свои  «педагогические разработки»,  как зеницу ока, а  теперь вот  уже  второй пенсионный месяц пошёл –  для  чего беречь   все  эти «а вдруг понадобится»?  Ну, а просматриваю,  чтобы выбросить,    так  опять дело  очистки бумажных  авгиевых конюшен  и  стопорится. То одно покажется нужным,  то другое жалко.   Случайно  между учительскими бумагами нахожу  листочек  со стишком, который   я сочинила   после моей поездки на Украину в 2005 году.  Был тогда  у  меня   юбилейный год  –   тридцать лет окончания школы. Ещё в 1975 году,  на выпускном вечере, договорились  с одноклассниками    отмечать  все  школьные  юбилеи. И встречались   одноклассники в  нашей  Решетиловке   постоянно.  А я оказалась волею судеб так далеко, что на  юбилейных торжествах  смогла присутствовать  за  всё время  только дважды.  И летом  2005 года   опять со своего Севера приехала неудачно:  встреча намечалась  позже, остаться я не могла по семейным обстоятельствам.  Но  зато я нечаянно  попала на «репетицию»  встречи.  Приехала  тогда  повидаться со мной моя  школьная и университетская подруга, созвонились  с теми, кто был на месте, сошлись… Было нас только  восемь  человек, а вечер  был  такой  весёлый и беззаботный,  что остался в памяти надолго.  Впрочем,   на следующий  же день я по своей графоманской привычке села записать  впечатления… Каждого  из  присутствовавших вспомнила  – и  получился  весёлый  отчёт о встрече с одноклассниками…    Вот такой…
Мы встретились  как будто бы  случайно.
И мало было нас, и времени в обрез,
Но в чём секрет и в чём  скрывалась тайна,
Что нам казалось,  будто класс здесь   весь!
Почти не изменились –  вот  вам слово!
Чуть-чуть морщин…  Немного седины…
Конечно, да,  событий много новых,
Но в остальном – мы все себе  верны!
Кто тихим был – таким он и остался.
А кто командовал -  тот снова командир.
И каждый от души смеялся,
Попав в свой круг, в привычный школьный мир.
Пойдём по стрелке часовой. Соседка слева.
Её фамилия – Танько. Была – Гончар.
А попросту была и есть Любаша,
С которой в школу мы ходили встарь.
Дорога в школу и домой, обратно,  –
О! сколько тайн успеешь рассказать!
Две хохотушки муху вспоминали,
Что на уроке вздумала летать.
Всё тот же смех, а если располнела –
Так   это ж значит, что прекрасный муж!
О нём  два слова  я скажу попозже:
Ведь одноклассник он и здесь  к тому ж.
За  Любой – Таня. Шеф – так  всем понятней.
Душа компании – любого рассмешит:
За анекдотом  - анекдот. Как  прежде,
От смеха класс наш на столах лежит.
Татьяна Николаевна. Не смею
Свою коллегу Таней я назвать:
Она – заслуженный учитель. Я немею,
Ведь  в школе тоже  лет уж  двадцать пять.
Наш Толя – в поисках фамилии и счастья:
Был Телипайло он – Таганов стал,
Но он такой, как был,   с душой  добрейшей, –
Нам  в стопки  подливать не забывал.
Вот наконец я добралась до Саши!
Ну что наш  класс без Саши, без Танько?
К тому   ж по  совместительству он муж Любаши,
И муж прекрасный – позавидовать легко.
Катюша – солнышко и сердце класса.
Она и первого сыночка  родила,
И первой бабушкою тоже  стала,
Всех   встреч  она  инициатором была.
Седьмой по счёту – Москаленко Тома:
И  класс,  и Харьков нас навек  связал.
Пуд соли одному – так это  много,
А на двоих нам пуд казался мал.
А вот  и я – залётный гость  российский.
Не пью (здоровье!),  но от радости пьяна:
Как  здорово, что  класс мой украинский
Расстроить перестройка не смогла!
Мы вспоминали тех, кто не был с нами.
Считаем, что присутствовал весь  класс.
Мы репетицией назвали эту встречу,
Надеюсь, что и встреча удалась!
За память и за дружбу всем спасибо!
Всем классом  встретиться  нам суждено едва ли,
Но  всё ж при встрече не забудьте выпить
И за здоровье северянки Вали.
                13.07.2005.

      В послесловии к стихоотчёту о встрече, конечно, нужно добавить, что   фамилии  не вымышлены,  и каждый, кто был на этой встрече,  может подтвердить: никаких  национальных разногласий между нами не было!!!
      Прошло с той встречи менее десяти  лет… Я натыкаюсь на  стихотворение, перечитываю его… Дохожу до слов: «Как  здорово, что  класс мой украинский / Расстроить перестройка не смогла!»  …
И  невольно вздрагиваю…  Сердце переворачивается…   С апреля мои  отношения с  подругой Томой  зашли в тупик.  После  нашей  «политической» размолвки  и  её слов «Я украинка!»  я не знаю, с чего начинать  разговор с ней… И не знаю,  нужно ли его  вообще начинать…  Мне очень бы  хотелось,  чтобы  мои  одноклассники разобрались в том,  что  произошло с нашей Украиной… С нашей! Потому что она не перестала быть моей, хотя я и  живу сейчас в России, на родине моей  мамы, хотя я  и  не  могу сказать о себе: «Я украинка!»  Я    гражданин другой страны, страны моего детства, юности, взрослости – Советского  Союза, в котором Украина и Россия были сёстрами…  В котором  для дружбы  не имела значения национальность…  Совок? Ватник? Да ради Бога, называйте меня, как хотите,  главное  –  разберитесь,  что  же произошло с нашей Украиной…
      Старая детская фотография,  о которой я вспоминала в самом начале,   –  из той страны…  Подготовительная группа детского сада.  Мы фотографируемся вместе с нашей Галиной Мефодиевной,  любимой воспитательницей, возле портрета Ленина…  Я читаю какое-то стихотворение о «дедушке Ленине», потом  становимся  и рассаживаемся возле портрета  так, как  попросила нас воспитательница…  Представляю,  какие чувства и мысли  могут возникнуть у современных    свободных ( от чего свободных?) украинцев, если они посмотрят на эту фотографию… Вчера только  на Украине свалили  очередной памятник Ленину. На этот раз в Харькове, на той площади, где я в далёкие  семидесятые годы  бывала каждый день в течение пяти лет…  Я училась вместе с Томой  в Харьковском университете,  мы  оказались не только в одной группе детского сада, в одном классе, но и в одном университете, хотя и на разных факультетах… Перед этим памятником Ленину   доводилось проходить  и в праздники, и в будни… Исторический памятник. Неотъемлемая часть облика города.  Несмотря на разное отношение  к «вождю мирового пролетариата», всегда  понимали: это наша история.  Ни одной страницы в ней зачёркивать нельзя…
       Сумбурно, конечно,  излагаю свои мысли и чувства, но  и сейчас  слышу в ушах звон харьковских событий и  скандирование    «свидомыми хлопцами»  в чёрных масках   их  жуткой речёвки: «Бандера прыйде – порядок наведе» . И  ещё  страшнее: «На ножи!»  Пытаюсь понять,  почему  национализм так  глубоко перепахал  даже людей моего поколения, не говоря  уже  о молодёжи, которая «скачет»,  чтобы  никто не подумал,  что она   сочувственно относится к москалям…  На каждом углу  в  Украине – жовто-блакытная отметина преданности Украине и…  предательства  человечности… Ибо под  этим флагом уже нельзя говорить «Я человек!», а надо говорить: «Я украинец!» Ибо под этим флагом  расстреляли инакомыслие в  Донецке, Луганске,  Мариуполе, Одессе, Харькове…  Все годы «незалежности» пестовали в Украине  чувство  «мы не москали», а  теперь настала пора пожинать страшные,  бесчеловечные  плоды… Быть человеком – это как будто в Украине сейчас не нужно, нужно быть  не человеком, а  украинцем… Депутаты Ляшко, Тягнибок, Фарион  это очень хорошо показали…  Да разве только они…
     Фотография  вызвала у меня страшное чувство  ностальгии… Ностальгии по той  великой стране, где  был МИР, где была ДРУЖБА… И ещё фотография вызвала  горькую иронию: к памятнику  Ленину украинцы должны  были бы  каждый день  нести цветы,  ибо  это  Ильич сотворил  государство Украину… Смешно: «благодарные»  украинцы  якобы восстанавливают  историческую справедливость, а при этом хватают «за шкирку»  основателя  своего государства…  И страшно: рушатся памятники –  разрушается постепенно  и  человеческое в человеке…  А высказывать своё мнение уже нельзя – сразу запишут в «сепаратисты» ( слово-то какое придумали!)
     Так  хотелось бы  получить  от  сторонников  новой,  свободной Украины, которой  «москали»  и памятники Ленину поперёк горла стали, ответ на вопрос: а почему   сносят  памятники  именно мальчики в балаклавах?  Почему боятся открыть своё лицо, если  делают праведное дело?  Что  грабители в банках, что «борцы»  за народное дело  – один прикид, получается… А суть ведь тоже, видимо,  одна…
      Ещё раз смотрю на фотографию…  На ней  – далёкий  1964 год… И никто из  тех, кого запечатлел фотограф, не мог бы  даже предположить, что  живёт в стране, в которой  через полвека будут разрушать памятники Ленину  и  ходить по улицам с угрозами в адрес «москалей», в которой кучка «активистов» от имени народа  с помощью   коктейлей Молотова  и   мусорных  баков будет  управлять интеллигенцией…  Жовто-блакытный угар никакого отношения не имеет к настоящей любви к Украине…
         Многое  хочется сказать  своим  одноклассникам…  А встретимся ли…

На фото: Украина, 1964 год.


Рецензии
Да, при встрече можно было бы многое сказать... Ясно одно:народы столкнулись не на шутку, и я теперь думаю, а были ли два народа братьями? Реплики в сторону друг друга говорят только о неприязни друг к другу. "Укры - тупой и трусливый народец". "Закрой свою москальскую челюсть" (даже не рот). Это сколько же ненависти в людях, и я не думаю, что она пришла только сейчас, она сидела внутри, зрела и ждала своего часа. Но при всём этом "человеков" гораздо больше, чем злобствующих недоумков. Разобраться же в этом - только еще предстоит, а нам предстоит всё это выдержать.
Валечка, столько доброты в твоем рассказе, столько доброты... Всё ты пишешь правильно, по-совести. Наши советские речёвки - это не сегодняшние выкрики, которые повторяют дети и тОмы. Самое печальное, что дружбы уже не восстановить.

Людмила Козлова 3   23.02.2015 06:37     Заявить о нарушении
Людочка, братьями наши народы всё-таки были, а ещё лучше сказать, что мы были одним народом. Но "в семье не без урода", рассорили людей по известным причинам: разделяй и властвуй! Кому нужна была власть, тот и поучаствовал в этом разжигании вражды... Что нам делить, простым смертным, на Украине? Пусть львовяне живут во Львове, крымчане - в Крыму, киевляне - в Киеве... А вот как теперь жить лежащему в руинах Донбассу...
У каждого свой дом и свои заботы, под лозунгами лжепатриотизма такое уже натворили...
Спасибо тебе, что ты меня понимаешь, что ты со мной.

Валентина Яроцкая   23.02.2015 09:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.