Семнадцать дней за бортом

 На парусной байдарке с веслами нынешним летом Юрий Бурлак прошел почти 3,5 тысячи километров, борясь со встречными ветрами и неторопливым течением реки. От истока Волги до Севастополя – таков был маршрут кубанского путешественника. Несмотря на речные трудности, в долгих заплывах Юрий не новичок – в прошлом году ему покорилось Черное море.

Оладьи на плоту
  Маленькую бухту у мыса Чан, расположенную на турецком берегу Черного моря, Юрий Бурлак отыскал по космическому снимку в интернете. Именно оттуда 25 июля 2013 года стартовал заплыв. Надувной плот, сооруженный по форме палатки, отбуксировали в открытое море, где пловец, обвязавшись веревкой, тянул его за собой до самого Сочи. На плоту находился его близкий друг и врач Евгений Супрун. Предстоящий маршрут представлял собой дугу, по которой пловца и его плот должно нести большое кольцеобразное течение. А это ни много ни мало 400 километров. Главной задачей было удержаться в этом потоке и в намеченном месте, уже вблизи от российского берега, изменить курс, чтобы прибыть точно к цели.
 
- Первую попытку заплыва мы предпринимали еще в 2011 году – признается Юрий Бурлак, - но тогда нас не пустили. Оказалось, что без разрешения российского МИДа в нейтральные воды входить нельзя. Особо никто не поддерживал, считая всю затею чистой авантюрой. Но мне, прежде всего, хотелось показать людям, которые активно занимаются спортом, что Черное море безопасно для отдыха и туризма. Здесь нет морских хищников, противоакульих сеток и вода теплая.
 
  Заплыв был рассчитан на тридцать дней, поэтому с собой взяли все самое необходимое. Для провизии в плоту оборудовали специальную полость, так что верхняя палуба оставалась свободной. Здесь отдыхали после дневных нагрузок, ели и спали. Основное меню – макароны с тушенкой, однако на газовой печурке жарили и оладьи. Перед отплытием турки снабдили гостей свежим хлебом и сухарями. Тем не менее, запасы быстро кончились и оладьи стали излюбленным лакомством. Для связи с проходящими судами у путешественников была морская рация, а на мачте крепился аварийный буй – в случае ЧП он мог отправить сигнал SOS с координатами о местонахождении. Курс определяли с помощью GPS-навигатора.

  По негласной традиции каждое судно, выходящее в море, награждается именем. Вот и Юрий назвал свой плот «Расшива» по аналогии с плоскодонными судами, которые водили за собой волжские бурлаки. Со всем снаряжением, провизией и «штурманом» он весил порядка полтонны, поэтому силы распределялись так: 10 часов на заплыв, 10 часов на сон, 4 – на отдых. При таком режиме чувство голода не пропадает – трапезы проходили второпях, а иногда, чтобы не тратить лишние минуты, и вовсе за бортом. Юрий плыл в гидрокостюме, водолазной маске и ластах. К ладоням были привязаны специальные лопатки, выполняющие роль маленьких весел.
 
  На всем пути друзья не раз испытывали на себе переменчивое настроение морской стихии. За несколько часов в небе неожиданно скучивались облака, усиливался шквалистый ветер, вырастали волны. Первый же 6-бальный шторм вынес плот из течения, поэтому дальше пришлось идти другим курсом, ближе к берегу.

- Однажды в километре от нас прошел столб смерча – вспоминает Евгений Супрун. – Было немного жутковато смотреть на него, и еще в это время стоял большой грохот. Часть воды, затягиваемая в воронку, падала вниз и шумела словно водопад.

    Случались и опасные моменты. Уже на траверзе Поти, неподалеку от Абхазии, штормом согнуло центральную перемычку, пробив баллон с воздухом. Плот начал спускаться и Евгению пришлось постоянно его подкачивать. О том, насколько серьезной была брешь, можно было только догадываться. Последняя неприятность поджидала экстремалов на подступе к российскому берегу. Ночью плот подхватило мощное течение и потащило мимо Сочи в сторону Новороссийска. Справиться самостоятельно с потоком не удавалось, поэтому друзья по рации связались с морскими пограничниками. В порт олимпийской столицы их доставил катер береговой охраны 11 августа, взяв на буксир в пяти километрах от берега.

Как все начиналось
  Плаванием Юрий Бурлак стал заниматься по настоянию врачей. Двадцать лет назад на занятии в спортзале он неудачно поднял штангу. Никто не думал, что пронзившая поясницу резкая боль, станет предвестницей тяжелой болезни. Рентгеновские снимки показали перелом межпозвонкового диска. С этого момента жизнь разом перевернулась – походы по медицинским кабинетам, анализы, безуспешное лечение… Некогда пышущий здоровьем мужчина, буквально сох на глазах. Через два года медики провели операцию, а при выписке из больницы посоветовали Юрию записаться в бассейн. Оказывается, даже обычное плавание – подарок для позвоночника. Тело в воде теряет вес, диски приходят в расслабленное положение, а главное во время движений тренируется мышечный корсет спины. Возможно, советы врачей так бы и пропали втуне, если бы не знакомство с подполковником медицинской службы запаса, Евгением Супруном. Собственно, он и предложил совершать длительные заплывы. Евгений ехал в электричке до Туапсе, когда на одной из станций к нему подошел Юрий и спросил, не знает ли тот подходящего места для палатки на берегу.

- Конечно, знаю, - твердо кивнул врач, который сам по счастливому совпадению был влюблен море. Еще школьником он принимал участие в речных походах, а к 9 классу имел звание капитана шлюпки. Оба быстро сошлись по интересам. Когда Юрий после третьей операции встал на костыли, Евгений не растерялся и повез друга опять к морю…

  О прежней работе водителем-дальнобойщиком Юрию пришлось забыть. После травмы сидеть за баранкой стало просто невозможно. Чтобы как-то прокормить семью, он уехал в Москву. Черкизовский рынок в то время ломился от китайской продукции и иностранцев. Последние охотно фотографировались, отправляя карточки на родину, а Юрий научился делать отличные снимки. Зимой регулярно посещал бассейн. Летом ездил на дикий пляж. Начинал с небольших дистанций – плавал рядом с Туапсе возле скалы Киселева по 2 километра. Потом стал доплывать до Агоя, затем до Небуга. В тот день, когда проплыл без остановки 27 километров, подумал, а почему бы и на море не замахнуться?

- На самом деле костыли я бросил в первый же сезон тренировок – рассказывает Юрий. - Но одно дело просто  плавать, другое - тянуть плот или байдарку. В этом случае происходит вытяжение позвоночника. К сожалению, люди, получившие серьезную травму, часто теряют веру в себя. Некоторые настолько отчаиваются, что сводят счеты с жизнью. Я же хотел своим личным примером убедить, что не нужно сдаваться, даже если все видится уже в черном свете.
 
  До осуществления мечты  прошло долгих 13 лет. Друзья тщательно изучали карты подводных течений, совершали продолжительные вылазки вдоль побережья. Так, в 2005 году за 5 дней они преодолели 80 километров от Дагомыса до Туапсе, а в 2011 году, когда провалилась первая попытка заплыва, путешественники обследовали турецкий берег от города Орду до Трабзона, проплыв более 200 километров.

               
Формула марафонца
  Первые успехи заставили думать не только об амбициозных заплывах. Морские марафоны с толканием груза полностью поставили на ноги инвалида. Это ли было не чудо? В медицинской практике уже существует 52 методики вытяжения позвоночника в воде. Друзья разработали свой уникальный метод.
 
- Наша методика предполагает длительное активное вытяжение – рассказывает Евгений Супрун. – Причем она доступна и для неподвижных больных. Человека помещают в специальный спасательный круг, и фиксирует его на резиновых жгутах. Круг имеет дно, типа гамака, высота которого опускается и больной оказывается на плаву. Сила вытяжения постоянно регулируется. При этом важно каждый раз увеличивать время пребывания в воде и менять стили плавания. По такой схеме начинал плавать и Юрий.

  При простых заболеваниях используют частичный экзоскелет, включающий шейный корсет и пояс с точками крепления тросов. Обычная пресная вода для плавания не годится, так как человек в ней словно губка, тяжелеет. Зато в морской воде, термальных источниках и даже растворах солей Красного моря чувствует себя отлично. Последние правки в собственную методику Евгений внес уже после заплыва, так что теперь остается дело за малым – получить патент.
 
  Конечно, на сложный переход решился бы далеко не каждый здоровый человек. Уж слишком много опасностей подстерегает в море. Но строгий режим и распределение нагрузок себя оправдали. К тому же, как отмечают путешественники, всю дорогу им помогали попутные ветра, дувшие в южном направлении. Сейчас оба продолжают усиленно тренироваться и готовить новые маршруты. Пока Юрий пересекает Волгу, Евгений прошел на байдарке от Туапсе до порта Кавказ, отметив все ключевые точки на карте. В следующем году друзья отправятся в новое путешествие – по Волго-Донскому каналу.


Рецензии
Спасибо Вам.

Сергей Одиниз   12.10.2014 19:58     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.