Потомок Суворова

В нашей семье из поколения в поколение передается легенда, что одним из наших предков был Александр Васильевич Суворов. При этом никто не смог проследить родословную до полководца, но фамилия Суворовых, которую мы носим с гордостью, используется как главное доказательство. В подтверждение этого многие мужчины идут по военной стезе.
Дед мой служил на флоте. Юнгой участвовал в северных морских конвоях Второй Мировой. После войны попал на Дальний Восток. Камчатка, Находка, наконец, Сахалин. Там родился мой отец, по окончании школы уехавший в Высшее Ленинградское военное училище. Так полагалось в советское время. Считалось, что настоящим мужчиной и успешным офицером можно стать лишь вдалеке от родного дома, то есть на другом конце страны. Папа выбрал для себя артиллерию. Мечтал прославиться на поле брани, но воевать ему не пришлось, только на окружных учениях довелось покомандовать.
И, Слава Богу!
Я всем желаю мирного неба над головой. Может потому, что отношусь к женскому полу, склонному более к миру, чем к войне. Да и профессию приобрела исключительно мирную. Я – доктор, педиатр. Люблю сюсюкать со своими маленькими пациентами, никогда не разговариваю с ними приказным тоном. Улыбкой и вежливым обращением добиваюсь всего необходимого. И горло мне показывают, и живот доверяют пощупать, долго и с подробностями рассказывают, где у них болит и как.
– Какая же ты, Суворова? – иногда иронично замечают мне коллеги.
– Бывает, бывает, – ворчит на это из-за своего стола медсестра.
Она, как никто другой знает, что духом я сильна и никакой безалаберности или, того хуже, несправедливости не потерплю. То есть, воинственность все-таки во мне присутствует.
Через грудное молоко я неминуемо должна была передать боевой настрой сыну. Его, кстати, по настоянию моих деда и отца записали на нашу фамилию. Муж не возражал. Для полноты картины скажу, что мой муж – военный врач, специализирующийся на полевой хирургии.
Вы понимаете, что судьба нашего мальчика была предопределена с момента зачатия?.. Имя ему подобрали подходящее – Георгий! Ласково – Жорик.
С колыбели Жорик радовал всю семью требовательным громким голосом и вечно насупленным выражением лица. Прирожденный полководец! Во дворе безоговорочно признавалось его верховенство. Он командовал спуском с горки и строительством куличиков в песочнице. Куличики выстраивались ровными рядами, словно фортификационные укрепления. Затем методично расстреливались камешками, что вызывало слезы у малышей и восторг у моего папы.
– Будущий артиллерист! – восклицал он, вкладывая в ладонь внука очередной «снаряд».
На лето мы с мужем отправляли Жорика в деревню под Псков, куда перебрались мои дед с бабушкой с Сахалина после отставки. В их большом доме в июле и августе собиралось больше дюжины внуков и правнуков разных возрастов, а также внучатых племянников и племянниц. Гостеприимству не было предела. Количество комнат и физическая форма хозяев позволяли. Бабушка неутомимо готовила, меча на стол то пельмени, то вареники, то пирожки. Дед занимал детвору полезными работами. Под его руководством кололись и складывались в поленницу дрова, пропалывались грядки, выкапывалась картошка, организовывались походы в лес за грибами и на рынок за продуктами. Дед строго следил за порядком в доме. Все постели должны были быть аккуратно заправлены, одежда убрана в шифоньеры. Нарушители правил отправлялись на гауптвахту на чердак и лишались вечерних посиделок с бабушкиным печеньем. Тем, кому категорически не нравилось подобное обхождение, рекомендовали следующим летом не приезжать. Никого насильно не зазывали. Однако народа из лето в лето собиралось все больше. Особенно в июле.
В последнее воскресенье июля дед традиционно устраивал праздник Нептуна. На это феерическое мероприятие приходили посмотреть все местные жители и дачники. Мальчишки надевали заготовленные дедом тельняшки. Каждому доставалось по веслу. Кто-то изображал свиту Посейдона, другие – отважных матросов. Девчонки наряжались в белые балахоны, сшитые бабушкой из старых простыней. Балахоны символизировали крылья. Выглядывающие из-под них ноги раскрашивали красной акварельной краской, наподобие лапок чаек. Дед выходил на берег озера в одних плавках и с трезубцем, переделанным из обычных садовых вил. Сначала читались хвалебные речи, адресованные морским богам. Затем поминался Петр Первый, как прародитель российского военно-морского флота. Потом следовали всевозможные конкурсы и командные игры. Заканчивалось действо общим обливанием и массовым нырянием с мостков.
Псковская область – это вам не Крым и не Кавказ. Лето там бывает разное. Иногда жаркое и солнечное, в другой год прохладное и дождливое. Празднику Нетуна никакая погода не мешала. Вот только не все испытывали желание купаться в холодной воде. Единственным, кто всегда составлял компанию деду, был Жорик.
– Молодец! – хвалил дед. – Никакой воды не боится. Определенно, будет адмиралом.
В противовес папе и деду муж подметил, что у Жорика есть задатки хирурга.
– С чего ты взял? – спросила я.
– А ты понаблюдай, чем он занимается на досуге после домашних уроков.
По совету мужа я стала внимательнее относиться к забавам сына и была немало удивлена его упорством и кропотливостью. Он брал канцелярские скрепки, с помощью маленьких плоскогубцев изгибал их, придавая форму туловища с руками и ногами. Облеплял основу пластилином разных оттенков. Получались человечки в военной форме. Жорик использовал серебряную и золотую фольгу для украшения мундиров. Из пуговиц мастерил подобие фуражек. Солдатики выходили высотой в три-четыре сантиметра. Одни держали в руках оружие, другие сжимали стяги. Войска Жорик расставлял на полу, используя узор ковра в качестве рельефа местности. Но сражение не начиналось, потому что Жорику каждый раз приспичивало сотворить еще какой-нибудь чин.
Я посчитала откладывание баталий делом времени и высказала мужу свое удивление:
– Где ты увидел задатки хирурга? Я не понимаю. Лично я вижу, что мальчик готовится в полководцы.
– Полководцы – люди широких воззрений. Ни один из них не будет столь мелочен, чтобы получать удовольствие от лепки из пластилина, – возразил муж. – Да еще таких миниатюрных фигурок. Ты заметила, как мастерски он исполняет крошечные детали? У него гибкие ловкие пальцы, руки хирурга, поверь мне.
– Время покажет, – прекратила я спор.
Муж, видимо, решил приложить усилия, чтобы оказаться более правым, чем я. Для лучшего развития мелкой моторики, записал Жорика в музыкальную школу. Так у нас дома появились пианино и флейта.
– Мальчику более свойственно играть на баяне, – скривился мой дед, заглянув к нам в гости на Новый Год.
– Ты отстал от жизни, – перебил мой папа. – В молодежной компании ценится скорее гитара.
– Не важно, на чем играет мальчик, – сошлись во мнении мои мама и бабушка. – Главное, что приобщается к искусству в отличие от вас, простите, солдафонов.
А Жорику действительно понравилась творческая среда. Помимо музыкальных уроков он начал посещать художественную мастерскую, где давались мастер-классы по различным изобразительным техникам. Искусство все более поглощало его. На вопрос, что тебе подарить на день рожденья, Жорик попросил энциклопедию мировой живописи, чем привел меня в шок.
– Не плохо, когда генерал умеет рисовать, – согласился мой дед, увидев первые приличные картины, созданные Жориком. – Он сможет наглядно объяснять своим подчиненным, на каких флангах им следует находиться.
– А если не выйдет в генералы, то станет художником баталистом, – философски заметил мой папа. – Для этого тоже надо иметь военное образование.
– Нет-нет, – твердил муж, – медицина.
Но Жорик категорически отказался и от военных академий, и от медицинских университетов. Он вообще отказался от высшего образования, чем немало нас всех напугал.
– Чем же ты собираешься заниматься?! – озадаченно спросили мы, собравшись на семейный совет.
– Ювелиркой, – был нам ответ.
Я схватилась за сердце, муж сжал кулаки. Остальные не могли скрыть растерянности.
– Что-что? – переспросил дед, полагая, что ослышался.
– Ювелиркой, – спокойно повторил Жорик.
– Я в своей семье торгашей не потерплю! – неожиданно угрожающе выступил муж. – Тем более золотом. Это всегда связано с криминалом.
– Папа не придумывай, – отмахнулся Жорик. – Во-первых, времена изменились, и торговля стала вполне законным делом. А во-вторых, я надеюсь, что мне самому торговать не придется. На мои изделия уже есть хороший спрос.
– На какие изделия?
И тут только Жорик принес из своей комнаты чемоданчик, про который я раньше думала, что в нем хранятся краски, и раскрыл перед нами. А там оказались настоящие сокровища. Свитые из проволоки заколки, броши, серьги, колье и браслеты, украшенные разноцветными стеклянными бусинами. Одни изображали летящих бабочек, другие стрекоз. Причудливые цветы так и просились в прическу. Забавная змейка торопилась обвить чье-нибудь запястье.
Мы ахнули:
– Это сделал ты?!
Жорик согласно кивнул.
– Почему ты раньше нам этого не показывал?!
– Боялся и стеснялся, – признался он. – Вы все твердили: военный, военный. Будто у меня вообще не было выбора.
– Подожди, – остановил муж. – Но я не говорил о карьере военного. Я прочил тебя в хирурги.
– Где? – тут же перебил Жорик. – В твоем военном госпитале?
Муж прикусил язык.
– Простите меня, – продолжил Жорик, – что не оправдал ваших надежд. Но я мечтаю о другом.
И он рассказал нам о своих планах на использование уже не алюминиевой проволоки, а серебра и золота. Оказалось, что он уже давно присматривался к драгоценным камням. Уже придумал новый вариант их крепления в металл. Оставалось только попробовать, но для этого нужны были большие вложения.
– Ничего себе талант! – присвистнул дед, разглядывая витиеватые запонки в форме якорей.
– Это образец, – воодушевленно пояснил Жорик. – В окончательном варианте здесь должна быть накладка из платины, символизирующая волну, а в центре синий турмалин, словно фрагмент морской бездны.
Общим семейным решением был взят кредит на покупку мальчику оборудования и необходимых материалов. Первые драгоценные украшения стали подарками мне, бабушкам и прабабушкам. После чего мы еще раз скинулись и оплатили мальчику дорогостоящую лицензию. Жорик обещал нас не посрамить.
Недавно в одном из центральных магазинов северной столицы состоялась презентация его первой коллекции. Присутствуя на этом мероприятии, я еле сдерживала слезы умиления и признательности по отношению к сыну, который публично выражал благодарность семье за веру в него. Держался он с невероятным достоинством. Излучал уверенность в том, что если и не будет руководить армией, то уж точно станет хозяином собственной успешной жизни. Вот он – настоящий Суворов!
Вернувшись домой, я подошла к книжному шкафу, на полках которого выстроились миниатюрные солдатики. Те самые, которых Жорик лепил из пластилина. Рассматривая их, я задумала написать эту историю, чтобы другие родители не строили слишком смелые планы на будущее своих детей. Все может быть совсем не так, как вам бы того хотелось. И важно, не переусердствовать в личных пристрастиях, не превратиться в генерала для собственного ребенка. Лично я очень рада, что мы удержались от навязывания собственного мнения.


Рецензии