Бхагавад-гита всем. обзор. диалог. часть 11. прило

БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ОБЗОР. ДИАЛОГ. ЧАСТЬ 11. ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Ученик.

Значит, все трудятся только согласно своим качествам? Но, ведь, люди не знают, что ими правят гунны материальной природы? Ибо их качества есть то, что добыто Волею Бога средствами материального существования в материальной природе, в гуннах, качествах материальной природы. И выйти за рамки этих своих реальных  качеств они, по сути, не могут. Во всяком случае до тех пор, пока материальной практикой не будут вновь раздвинуты границы их сознания и не будут привнесены в них новые качества, на которые они в себе смогут опереться, чтобы начать исполнять любую свою деятельность на более высоком уровне (ст.33 гл. 3 ).

Учитель.

Люди действительно не знают, посредством чего они исполняют работу, как и не знают роль работы в развитии их материальных и духовных качеств. Но и не следует думать, что кто-то за них исполняет. Условно принято говорить, если говорить языком Вед, что человек любую свою деятельность исполняет гуннами материальной природы.
Фактически,  человек исполняет любую работу своими качествами, которые через материальную практику привнесла в него на данном этапе материальная природа. Он эти качества развил не на духовном плане, ибо никогда там не был, не получил их в подарок или по наследству, не был наделен ими невесть откуда или незаслуженно. Он эти качества в себе развил в круговороте рождений своим опытом, практикой в материальном мире, своими знаниями всякого рода и направлений, телом, чувствами, склонностями, всем, что опять же было привнесено материальной природой ранее, существованием в ней. И все это достигалось на фоне все той же материальной природы посредством  деятельности во всем ее многообразии, будет еще корректироваться и привноситься,  и вновь и снова. Все в процессе круговорота сансары и все полностью, абсолютно управляемое только Богом.

Только Бог через материальный мир, через быт, через взаимоотношения, связи, через разного рода деятельность формирует в человеке качества, которые всегда базовые, стартовые для нового материального развития, для нового проявления себя в материальной деятельности, для впоследствии и духовной корректировки через религиозную практику.

Конечно, люди не вникают, не копаются в себе, не осмысливают, чем они работают – умом, руками, ногами, желаниями, материальной заинтересованностью… Но работают качествами. Причем, не сами. Только Бог, проводя человека через материальное бытие, нарабатывает в нем качества. И далее, опять же Сам, будучи в человеке его чувствами, мыслью, желанием, памятью, интуицией, укладывает саму деятельность в параметры наработанных качеств, давая на основе их свой успех, свои прорехи, ошибки, мыслительный процесс, удовлетворение… И вновь, чтобы развить качества, Бог дает преграды, запреты, чужие мнения и в процессе преодолений и долгой практики эти качества корректирует, в них привносит, расширяет границы мышления, так поднимая на тот уровень качества, знания, понимания, которые начинают затребовать расширение границ их применения, новую практику в лице новой деятельности. Новая деятельность, закрепляя старые положительные качества, отметает неблагоприятные качества и начинает требовать развитие новых качеств.

Такой процесс труда постоянно переводит человека с одного уровня качеств на другой, более высокий, но все в пределах материальной природы и все эти качества, развиваясь относительно друг друга, есть гунны материальной природы и будут до тех пор, пока человек не станет за всем видеть  не себя, не природу, но Бога и Его Волю на живые существа. Пока человек не посмотрит на свою деятельность с религиозной точки зрения, не увидит, что весь процесс работы не зависит от него и качества развивает и качествами в труде управляет только Бог. Только тогда, когда человек это увидит, когда назовет себя зависимым от Бога, не создающим и не распоряжающимся, когда не станет претендовать на плоды любой своей работы, а будет их, как и саму работу,  посвящать только Богу, тогда такая деятельность не будет считаться выполняемой гуннами материальной природы, но духовной.

Но люди о том не знают. Люди много чего не знают. Это ничего не меняет. Им все равно идти, им все равно подниматься, им все равно развиваться. Пусть они принимают, пусть они не принимают эти знания… Но если они еще качествами и знаниями не созрели, для них эта информация – пустой звук. Когда ты пьешь воду, тебя интересует в этом простейшем как бы процессе ее химическая формула? Здесь и того слабей. Люди живут в материальном мире и управляемы здесь законами Бога, причем не оптом, а каждый индивидуально. Иллюзорные энергии Бога все обставляют так, что человеку до поры абсолютно комфортно в окружающем его материальном мире и вдаваться в подробности, Кто и как и почему тебя ведет и что из этого получится впоследствии – труд не очень и понятный, ибо все загораживает собой универсально устроенный поток личной жизни, закручивающий так в события разного порядка, что где уж тут до философий, как устроен мир и что из всего этого следует ожидать.

На самом деле все и каждый, решая свои вопросы, решают один извечный вопрос на все времена – вопрос о своих качествах, которые, как угодно, но должны приближаться к той точке совершенства, которая необходима и достаточна, чтобы признать человека готовым принять  совершенные духовные знания, по сути,  весь мозговой хаос расставляющей по местам и дающей, наконец, человеку внутри себя единственную  и окончательную точку опоры. Речь идет о Боге. Только Один Ведущий знает состояние ведомых, знает, кто отзовется, кто уже созрел, кому пора, кого знания Вед поведут, а кто еще не может, но должен находиться в своем невежестве, ибо и невежество охраняет от преждевременного пути. Нужны подходящие качества, иначе сойдешь с дистанции, не начав путь. Но срывы в Боге не бывают. И если что этот процесс напоминает, то это не более и не менее, как временный отход, передышка, докомплектование недостающими качествами и снова вперед. И снова о гуннах материальной природы.

Гуны материальной природы – это те качества, которые человек достиг в материальном мире практикой материальной жизни. Это, по сути,  его багаж, которому еще предстоит меняться, но в каждой жизни он выглядит относительно стабильно, хотя человек полностью его в себе обозреть не может, но в необходимой мере, применительно к труду, деятельности, в которой человек занят. Именно,  выполняя работу,  человек отмечает о себе, что он усидчив или нет, старателен или нет, добросовестный или нет, терпелив или нет, многословен или нет, практик или теоретик, контактен ли, как у него с культурой речи, насколько профессионален его язык, как он скрупулезен, как он относится к другим людям, как делится опытом, может ли жертвовать временем, знаниями, средствами, возможностями, как привязан к плодам труда, что ставит во главу угла, зависим ли от вознаграждения… Познавая себя, постигая, человек и понятия не имеет, что обнаруживает именно своим трудом в себе гунны материальной природы, то, что Бог взрастил в нем не ценою одной жизни и не одной профессией. Не знает и то, что в другой профессии будут подняты нагара другие его качества, недостатки, о которых теперь он не имеет представления. Человек и понятия не имеет, что не он выбирает свою работу, а Бог с целью не только проявления его уже существующих качеств, но и развить другие, или от некоторых качеств отказаться. Долгий путь работы имеет свойство качества и растить и впаивать, и делать их необратимыми, так что необходимость в такого рода работе или в так направленной деятельности отпадает,  и Бог переводит человека на новые рельсы самопроявления и снова застолбляются качества, желаемые Богу, ибо Бог  - владелец человека и его качествами,  и впоследствии Сам этим будет  распоряжаться, как и теперь.

Обо всем этом невежественный не знает, как и не знает, что его багаж  уже имеет неплохое содержимое. Сюда входит опыт, материальные знания, убеждения, многие еще не проявившиеся в этой жизни качества обоих знаков, входит память; все постоянно трансформируется в устойчивое поведение, контролируемое в своей мере умом, разумом человека и видится человеком, как его неотъемлемые ценности, его собственное я, природа которого не очень понятна. И это я руководит им в принятии решений, в исполнении работы, видится устойчивым самопроявлением, которое никогда ему не изменяет, есть суть человека, его самовыражение на каждый данный период времени, что определяет его степень вхождения во все игры и роли материального существования.

Речь идет о качествах человека, которые Бог дал человеку в себе обозреть, с ними согласиться на данном этапе материального развития, принять за свое я, чтобы воспринимать себя, как цельную, сформировавшуюся, устойчивую в таком проявлении личность и так над собой работать, это в себе уважая, это провозглашая и это все же просматривая с разных возможных позиций, давая себе некую самооценку, побуждаясь к дальнейшему самопроявлению и корректировке, имея о себе относительно реальное представление через опыт, зная, что именно эти качества берут на себя тот или иной труд и отзываются на него с определенным результатом. Труд действительно выполняется качествами человека, на что смотрит и не смотрит материальный мир, и если смотрит, то в полоборота, зная и те примеры, когда и с ярко выраженными отрицательными качествами человек может работать с энтузиазмом, и с великолепными качествами едва поспевать за всеми, не зная этому причины, которые доподлинно известны тому, кто смотрит на все глазами совершенных знаний.

В материальном мире труд как бы побуждает человека поднимать в нем необходимые для этого труда качества. А если они прошлым трудовым  опытом не наработаны? Их взять негде. Человек пусть и хороший, добрый, совестливый, правдивый, но не наработал, не привил усидчивость, внимание, сосредоточенность. И напротив. Человек достаточно неуживчив, не справедлив, груб, но есть та работа, в которой ему равных нет. Ибо наработал предыдущей деятельностью необходимые качества. Но для той деятельности и ей подобной. В другой может оказаться не удел. Нет качеств, соответственного опыта, мастерства…

Таким образом, разные виды деятельности порождают и соответственные качества, но не сразу, а после долгой практики, обучения, в результате преодолений, ошибок, стрессов. Только Один Бог  может управлять этим процессом. Что и происходит. И о чем невежественный человек знать не может. Но, тем не менее,  работает и достигает то, что от него хочет добиться Бог. Только у преданных, посвящающих свой труд Богу Кришне, с качествами все обстоит более-менее хорошо, ибо, посвящая труд Богу, они постоянно в любой своей деятельности сотрудничают с Богом, а потому  изнутри получают наивысшие Божественные наставления, знают Волю Бога, а потому плоды труда удовлетворительны, выполняются качественно и сам процесс труда превращается в искусство. Преданный уже обладает теми качествами, которые сосредотачивают на процессе труда, дают абсолютное понимание, ответственность, терпение, ловкость, усидчивость, правильное логическое и аналитическое мышление, абсолютный мир в душе, непривязанность к результату, контактность, обучаемость, сосредоточенность. Ибо и в рюкзаке преданного достаточно немало лучших качеств, которые могут быть направлены как на труд в материальном мире, так и на служение Богу, так и на карма-йогу, которая любую деятельность одухотворяет. Преданный – достаточно гибкое, послушное орудие в Руках Бога, всегда идет на контакт с Богом в себе, ведет в себе с Богом непрерывный диалог, чувствует сразу работу Божественных энергий над собой, знает, согласно им, где надо работать более активно, где приостановиться, где сосредоточиться, где возможно ошибиться, знает с кем и как говорить, на какую тему, от чего уклониться, что взять за основу,  на какой совет посмотреть, а что проигнорировать, знает все детали работы, знает, что его взглядом ведет Бог, его руками, ногами ведет Бог,  Знает, что и мысль подает Бог, знает, что Бог и других приводит, уводит, открывает им рот, дает сказать согласно их качествам, видит, что по существу,  знает, что принять, что – нет. Для преданного весь труд есть диалог с Богом через все компоненты труда, через всех людей, через все удачи и не удачи. Преданный знает, что Бог придает его труду величайшее значение, не отпускает, пока не сделано так, как хочет Бог, знает, что никак не возможно  оставить дело, не удовлетворив чувства Бога. Бог проявляет себя всеми чувствами достаточно точно, постоянно, неуклонно, вершит с человеком так, что труд становится не только диалогом с Богом, но и величайшим наслаждением. Доверившись Богу в труде, зная Бога, практикуясь в такой духовной деятельности, человек, как бы присутствуя в работе, видит, что не он, а качества втягиваются в работу, они отзываются, они буквально втягиваются, как в свое родное поле деятельности, как в свою жизнь, где им хочется себя проявить, как-будто это единственная возможность быть. Качества – как живые. Если работа им соответствует, они торжествуют, они убирают с пути все и вся и сами делают так, что душа просто успевает за ними едва, или вдруг оказывается, что просто смотрит на них со стороны. Потому в Ведах и говорится, что любая работа в материальном мире выполняется качествами, гуннами материальной природы, попросту качествами человека, наработанными им в труде. Но наработаны они с Богом, в нужном труде и нужные качества. И так непрерывно.

Зная роль качеств, преданный, проверив их работу что называется через развитый ум, констатируя их в себе в процессе труда, не берет на себя ни успех, ни поражение. В одном случае качества не доросли, а в другом… в другом Бог поведет так, через ту деятельность, где нужные качества будут формироваться автоматически, что отнюдь не сложно, если свою деятельность посвятить Богу и слушать, как Бог тебя ведет, как и преодолевать усилиями, которые и наращивают качества лучшего порядка. Но положение преданного в любом случае лучше, чем у материалистов. У преданных больший запас положительных качеств и медитация на Бога, что обеспечивает успех однозначно. А вот у материалистов в умах, увы, разнобой, а материальные качества, не имея внутренней опоры, достаточно шатки, и даже самые лучшие могут подводить, ибо еще есть греховность безбожия, что кармически притупляет даже самые лучшие проявления в человеке.

Пойми правильно, материальный человек не может работать без привязанности. Где привязанности, там и бесчисленные желания, где желания, там и долги, там выход на друг друга. Здесь срабатывает все, что угодно – зависть, гнев, обиды, амбиции… Все это в процессе трудовой деятельности делает работу зависимой, истощающей, компромиссной, сюда подключаются многие низшие качества участников… Это чисто материальная работа со всеми отсюда последствиями. Такая работа утомляет, раздражает, становится безрадостной, грубо ломает качества, делая мысль возбужденной, рассеянной. Человек теряет интерес, удерживаясь только плодами работы, чтобы поддержать свое тело. Даже если человек ученый, прекрасно знает свой труд, но попадая в тиски материальной работы с материальными отношениями, он не может полностью проявить себя, ибо качества трудовые входят в противоречие с его же качествами материального порядка.

Без Бога любой труд становится безрадостным, насилием над духовной сущностью человека, развивает в нем новые качества с болью, в трении с окружающими, под давлением своих и чужих амбиций, ибо другого пути без Бога и нет и не может быть. Если нет духовной основы, то есть гнев, расчет, меркантильность, зависть, трусость, корысть. Без Бога этот перечень бесконечен. И как бы ум не напоминал человеку о чести, долге, справедливости, трудолюбии… - все это без религии есть карточный домик, который рушится тотчас, когда стоит вопрос о деньгах, славе, почете, власти. А эти материальные критерии в материальном мире извечны. Работа в таких условиях и соответствует многим материальным качествам, или гуннам природы. Об этом и говорит Бог в ст. 33 гл. 3.

Ученик.

И что материалисту делать?

Учитель.

Бог будет делать. Бог дает внутренние несостыковки, противоречия, недовольство, накладываются последствия кармической деятельности в виде чужих реакций, окружения, стечения обстоятельств… По сути это и есть устойчивый путь к религии через обострений внутренних противоречий, в результате страданий, поиска, путь вопросов, путь смысла жизни… путь аскез, ограничений , путь святых Писаний, путь первой духовной практики. Об этом в ст. 34 гл. 3. Здесь стих следует понимать буквально, как есть. Надо понять, что Бог, развивая качества человека трудом и материальными событиями и обстоятельствами, дает человеку бразды управления собой через свой ум, разум, усилия и старания своей духовной сущности. Ты должен знать, что качества человека есть его извечный камень преткновения. У материального человека этот камень необъятный, неизмеримой величины и уникален тем, что человеку не виден. Материальный человек и не пытается что-то существенное с этим сделать. Мало кто задается вопросом о своем характере, качествах, а если и задается, то чаще всего не туда смотрят, ибо без религии очень не просто выяснить, что тебе надо, что тебе благоприятно, а что крайне вредно. Более того, материальный мир имеет свойство воспевать те качества, которые крайне неблагоприятны для духовного развития, для пути совершенства. Люди слепы в своих качествах, пусть другие им трижды об этих качествах все же кричат и напоминают. Дурные качества удобны, они обещают благополучие, защиту, но греховными средствами и часто за счет благополучия других. И так в каждом материалисте. Нерелигиозный человек плохой борец со своими низкими проявлениями, которые ведут к существенной греховной деятельности, к страданиям впоследствии.
Качества в каждом, их причину, их значимость, их влияние знает только Бог, знает, какими средствами преодолеть, ибо без совершенных, угодных Богу качеств никуда. Без знания, Кто за всем стоит – никуда. Качества Бог приводит в порядок преимущественно через труд, через деятельность человека. Этот путь развития работает в материальном мире всегда. Но путь через посвящение труда Богу, любой своей деятельности есть оптимальный путь развития человека и прежде всего его Божественных качеств, угодных Богу. Это путь непривязанности, путь отречения, путь посвящения Богу всех плодов труда. В противном случае человек будет выполнять работу строго в соответствии со своими качествами или, как говорят Веды, будет выполнять работу гуннами материальной природы.

Качества человека – вещь упрямая, неподатливая для ума, основывается на опыте материальной жизни и не всегда трансформируется в благостное проявление души, но имеет свойство приспасабливаться, дабы выжить, устроить свое тело, преуспеть, приумножить, присвоить. И пусть ум уже будет устремлен к материальной добродетели, но… немного дай неудобства телу в виде некоторых понуждаемых миром материальных отношений аскез… и ум тотчас затребует от души и ее качеств все, чтобы это тело спасти, не взирая на средства. В материальном мире, пока человек занимается материальной деятельностью, пока считает себя производящим и распоряжающимся, качества и духовность не созвучны. Только религиозная практика, только религиозный подход к выполнению работы без привязанности одухотворяют и труд и качества человека. Только отрекаясь от плодов, только идя по пути аскез и ограничений. Иначе, качества человека направлены на объекты чувств, на наслаждения, иначе будут величайшими камнями преткновения на пути к духовному совершенству. Таким образом, труд – это важнейший Учитель, высочайший инструмент Бога. Но труд должен быть предписан, тот труд, который может из многих привнести именно те качества, которые наметил на человека Бог в этой жизни. Об этом Бог говорит в ст.35 гл. 3.

Ученик.

Но какие именно качества материального человека из многих являются для него камнем преткновения? (ст. 36 гл. 3).

Учитель.

Об этом однозначно сказано Самим Богом Кришной в ст.37-39 гл. 3. Это – вожделение и гнев. Однако, эти качества всегда сопровождаются другими греховными качествами, такими, как зависть, несмирение, жестокость, устремление к славе, власти, деньгам, почету…

Ученик.

Но как вожделение покрывает знание человека?

Учитель.

Я об этом несколько раньше уже говорил. В материальном мире, если человек не религиозен или слабо религиозен, в нем постоянно происходит несостыковка его качеств и знаний духовного порядка. Пока человек не служит Богу, не занят в серьезном преданном служении, не проходит духовную постоянную практику, получаемые им из разных источников духовные знания не могут в нем утвердиться и перейти в качества. Такой человек умом знает, а качествами пасует, выбирая неизменно во благо своим чувствам.  Поэтому его желания, доходящие до вожделения без серьезной духовной практики, легко доминируют над его духовными знаниями, которые в таких условиях не могут стать руководством к действию. Говорят, что вожделения покрывают знания, знания, не окрепшие духовной практикой. Говорят, что в таких знаниях человек просто пребывает. Это низшая, начальная ступень развития человека, слабая, ибо не может наложить запрет на желания. Бог в таком человеке еще не заговорил. Духовная сущность пока не готова. Но Бог поведет. Пока человек только вначале духовного пути. Бог даст возможности и желания к сильной духовной практике, но в свое время. Может и не в этой жизни. Но непременно будет и контроль ума, и контроль чувств, и контроль желаний, и очищение существования и изучение Святых писаний. Все, что есть пристанище вожделений будет обработано Практикой преданного служения со всех сторон. Об этом Бог говорит в ст.38-43  гл.3.


Рецензии