Антиалкогольная кампания в СССР

Самыми распространёнными кампаниями в СССР были всевозможные запрещающие, а так же, догоняющие. Ну, как же не догнать США, раз социализм более передовая система. Но, не догнали и навряд-ли когда-либо догоним, потому что более сильная система, имеющая более передовые технологии и науку, тоже не стоит на месте, а двигается вперёд более широкими шагами. Это понятно, ведь они при этом опираются на более сильную науку и более передовые технологии. Пока мы пытаемся догнать, они подымаются на ещё более высокий уровень.
Но, я не о беге на длинные дистанции, где финишем является призрак коммунизма. Я о запрещающей кампании против алкоголизма.
В СССР их было несколько.
То, что в семнадцатом году большевики выпустили мандат, запрещающий производство алкоголя, это вполне понятно. Тут, в связи с устроенным бардаком в виде революции, жрать-то нечего было. Да и преступность резко подскочила в стране. Одно дело человек трезвый, а другое дело пьяная толпа, которая просто становится неуправляемой и уже начинает громить не только буржуев, но вообще всё подряд.
Кампания 1929 года, когда стали закрываться пивные заводы, тоже понятна. Насильственное введение коллективизации тоже ни к чему хорошему не привело. Усилился лишь голод. Оно и понятно, колхозы и совхозы СССР никогда не достигали высокой производительности и отдачи в труде. Какое уж там пиво, когда люди вновь от голода стали как мухи умирать.
Кампания 1958 года тоже понятна. В то время народ жил столь скудно, что, можно сказать, просто голодал. А спирт является высококалорийным напитком. Мяса не заменит, но калории даст.
А что с 1972 годом? Ну, надо же как-то оправдать резкое повышение цен на водку. Да и отношение с винодельческими социалистическими странами надо налаживать. Ведь венгры, румыны, болгары нам поставляли вино в огромном количестве.
Конечно, причины, побуждающие СССР к антиалкогольной кампании, не столь однозначны, по каждому периоду можно написать массу монографий, объясняющие эти кампании.
В частности и горбачёвская кампания 1985 года не сводится к одной причине. Но, тем не менее, я бы выделил одну из главных причин. Какую? Ну, что бы ответить на этот вопрос, давайте взглянем на внешнюю сторону явления запрета на алкоголь. К чему всё это приводило? Да в первую очередь к очередному дефициту. И, хотя государственные цены на алкоголь в такие периоды резко подскакивали верх, но, из под полы водку продавали по ещё более высокой цене. И кто же получал навар с подпольной наценки? Рядовой продавец? Да, они, конечно, получали свою долю прибыли со спекуляции, но совсем небольшую. Основная прибыль от спекуляции оседала у руководителей магазинов, которые, в свою очередь, передавали львиную долю вышестоящим чиновникам.
Вот здесь то и зарыта собака. Какие бы научные теории мы не подводили, пусть даже стократно правильные, всё же нельзя упускать из вида фактор личного обогащения советских чиновников. Советская власть к этому времени превратилась в страну глобального дефицита. Напомню, что в 1961 году члены политбюро решали вопрос, какие товары выделить первому космонавту планеты. И в этом обширном списке, помимо прочего, было наличие шести трусов для Юрия и шести трусов для его супруги.
А что такое глобальный дефицит? Опять мы выходим на круги своя. Обогащение советских чиновников всех мастей, вот что это такое. И ведь действительно, обогатились. Вот что об этом факте свидетельствует заместитель Андропова генерал-полковник КГБ Грушко.
«мы получили целый букет проблем: астрономический скачок теневых доходов и накопление первоначального частного капитала, бурный рост коррупции, исчезновение из продажи сахара в целях самогоноварения… Короче, результаты оказались прямо противоположными ожидаемым, а казна недосчиталась огромных бюджетных сумм, возместить которые оказалось нечем».
Обратим внимание на фразу «астрономический скачок теневых доходов».
Вот к этому результату товарищи и стремились. А все эти разговорчики о государственных интересах - просто прикрытие своего стяжательства, стремления получить миллионы.
То есть в СССР, в то время, советская чиновничья уголовщина имела такие метастазы, что советские чиновники уже стали планировать и осуществлять, претворять в жизнь общегосударственные кампании, направленные на личное обогащение. И после нас хоть потоп.


Рецензии