Домашняя работа

Никогда раньше не выносила я на суд моих читателей по «Прозе РУ» ту часть моей журналистской работы, которую выполняю (теперь уже изредка) дома,  в основном для газет. И вот решилась на подобный эксперимент просто из «спортивного интереса.

МУЗЫКАЛЬНОЙ  ЗВЕЗДЫ  ОЗАРЕНИЕ

(Открытие  13-го симфонического сезона в Усть-Каменогорске)
Тринадцатый, но счастливый. К тому было много предпосылок: пожалуй, это был первый концерт с полностью классической программой и большим новшеством для нашего города – прозвучали все центральные фрагменты первого действия оперы П.И. Чайковского  «Евгений Онегин»
(Можно сказать некий зачин концертного исполнения опер).
Исполнители: Е. Онегин – заслуженный артист Р.К. Вячеслав Ткач,
Татьяна – лауреат международных конкурсов Айжан Мазкенова,
Ольга – лауреат международного конкурса Ольга Орлова,
Симфонический оркестр акима области, дирижёр Александр Галсанов.
Концертное исполнение даже фрагментов оперы – весьма смелый, но очень желанный шаг со стороны всего коллектива и его дирижёра.

Почему желанный: пока к нам не может приехать на гастроли ни один оперный театр с полноценным спектаклем, ибо у нас нет сцены с оркестровой ямой, где можно и должно разместить оркестр. И потому, знакомство с оперной классикой хотя бы фрагментарно весьма желательно.
Так что шаг, сделанный коллективом в этом направлении очень ко времени.

Оркестр  достойно справился со своей задачей.
 Партитуры Петра Ильича, кажущиеся  на первый взгляд  несложными, на самом деле таят в себе массу затруднительных моментов. Композитор внимательно и, вероятно, не раз  прочёл  пушкинский роман в стихах и в каких-то моментах следовал авторскому тексту.

Татьяна в пылу влюблённости спать не может. Она пишет объяснение Онегину.
Утро… «Сквозь пар яснеет. Там поток//Засеребрился; там рожок//Пастуший будит селянина…» И, пробиваясь сквозь мягко звучащую ткань оркестра, призывно  звучит solo гобоя.
Мы, естественно, не имеем намерения цитировать весь роман, но таких фрагментов с сольными фразами отдельных инструментов или групп – масса. Все оркестранты с большим вниманием отнеслись к своим задачам и справились с ними отлично.
Уже после концерта я спрошу у нашего звёздного гостя, скрипача с мировым именем Ержана Кулибаева его впечатления об оркестре и в ответ услышу: «Мне оркестр понравился.  Я выступал ещё в двух областных городах Казахстана, в которых местным оркестрам помогали высокие профессионалы из столицы. Вы – обошлись прекрасно собственными силами».
 Радостно слышать.

Вернёмся к певцам.
Татьяна – Мазкенова; прекрасный голос, звонкий, интонационно безупречный, выразительный; быть может несколько не хватает  гибкости и piano в высоком регистре. Однако сегодня, даже в концертном исполнении, нужен образ. Отсюда вывод: срочно худеть!

Ольга Ларина – всеми любимая Ольга Орлова; певица и женщина, о которых говорят: «Всё при ней».
 В дуэте «Слыхали ль вы за рощей глас ночной?» Звонкому сопрано Татьяны мягко отвечает нежное  меццо Ольги, как далёкое, затушёванное расстоянием эхо, а вот в совместном пении голоса не сливаются, как надо бы, да оно и понятно: партию Ольги композитор написал для контральто – гОлоса более низкого, сочного и густого; типа Тамары Синявской.

В далее звучащей арии Ольги дана её характеристика: « Я не способна к грусти томной,//Я не люблю мечтать в тиши,//Иль на балконе ночью тёмной // Вздыхать из глубины души……………….
Я беззаботна и шаловлива, \\ Меня ребёнком все зовут».

Все ноты, фразировка, нюансы на месте, а «шаловливость» не получается: пока нет ещё нужного вхождения в образ, артистического куража. Думается, что это дело наживное.

И, наконец, Онегин (ответ Татьяне на письмо). У певца всё в порядке. Мне показалось, что он пел без микрофона, что делало звук мягким и тёплым, но…героиню посадили настолько неудачно сбоку, что, желая сохранить момент обращения к ней, певец отворачивался от зала и наоборот. Эту малюсенькую мизансцену неплохо бы режиссёрски решить иначе.
Вот так опера, даже в концертном варианте, требует исполнения своих законов.

И вот, наконец, на сцене наш  ЗВЁЗДНЫЙ гость Ержан Кулибаев – скрипач-солист, лауреат пяти первых премий на международных конкурсах, воспитанник музыкальной школы для одарённых детей им. К. Байсеитовой в Алма-Ате, подобной же школы им. Гнесиных в Москве и Высшей музыкальной школы  Королевы Софии в Мадриде у лучшего педагога мировой скрипичной школы Е. Брона.
Из рук Королевы Ержан в качестве особого знака поощрения за великолепные успехи в учёбе получил возможность целый год играть на скрипке лучшего мастера мира Страдивари.

Сегодня он играет тоже на неплохом инструменте, но мечтает, что его РОДНАЯ СТРАНА обратит на него внимание и подарит достойный его пяти Первых Лауреатских премий инструмент.

Программа выступления Ержана позволила ему показать лучшие качества музыканта: буквально завораживающий виртуозный блеск, совершенное владение полным набором всех штрихов скрипичной игры, пение и плач скрипки (П.Сарасате «Цыганские напевы и Кармен-фантазия». И, как сравнительно новый жанр в классике, страстность и нестандартные ритмы танго (К.Гардель «Симфоническое танго».
Конечно же, не обошлось без «биса» - прозвучало ещё одно танго А. Пьяццолы для  скрипки solo в обработке самого скрипача, после чего на сцену потекли реки цветов, а публика приветствовала артиста стоя.
Оркестр также встал для приветствия, хотя сам он и дирижер только что показали, что достойны сопровождать волшебную игру  блестящего МАСТЕРА.
БРАВО!!!


Рецензии
Нелли! Конечно, отсутствие музыкального образования и слуха лишает меня возможности по достоинству оценить эту часть Вашей деятельности. Но, в любом случае могу с уверенностью сказать, эта "Домашняя работа" - "Классная работа"!!!

Николай Шурик   04.06.2015 23:44     Заявить о нарушении
Спасибо, Николя за гостевание и "5" Вам за остроумие, давно примеченное мною.
Пусть лето поселится в душе, а на фазенду не "ехайте".
Нелли.

Нелли Мельникова   05.06.2015 08:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.