Лучше битым, чем забытым? Увертюра гордости

Эпиграфом предлагаю выступление Хазина о текущем моменте
http://www.youtube.com/watch?v=jwWHXeE-PV8
http://www.youtube.com/watch?v=clXysLTHLvo
   
  По мнению Ницше, честь —  чувство превосходства с общественным признанием. Тщеславие — общественное признание без реального превосходства, а гордость - когда  чувство превосходства есть, но признание отсутствует. В собрании сочинений философа, вышедшего в 1990-м году, в томе первом, на 337-й странице Вы обнаружите сии дефиниции.
    Честь - самое верхнее из трёх понятий, как драгоценный камень, при малейшем пятне теряет всю свою красоту. Честь как высокое ясное небо - стоит появиться одной тёмной тучке и вот оно - пятно на репутацию. Честь -  тот показатель, по которому мы понимаем - э, нет, был и есть человек, потому как ценности свои в жизни обозначил и  с пути к ним не свернул, достиг, утвердил, труды посвятил. Стоящий человек и стоящие ценности. Сам-то я, наверное, к ним не пойду, но уважение разливается где-то в глубине души моей.
    В отличие от чести, гордость человека не несёт в себе общественного признания, а значит, является менее ценной.  Но, с другой стороны, а что за общество в судьях-то? Те, что не разборчивы в драгоценных камнях как многие нынешние разбогатевшие? Скупающие итальянское и турецкое золото для нашейных поводочков? Так и полевой шпат иным за сапфир. От где и чувства нет - тщеславие...
    И вот поскольку гордость эмоционально вызывает в нас двойственное отношение к её носителю, то мы с сожалением порою говорим: «У неё / него нет гордости» - но и  «БОльно гордая/ый!» говорим тоже - коробит наличие.
Так «гордость» используется обществом в воспитательных целях.
    Гордый Юнец воспринимается массой без осуждения. В "умелых руках" его более старших "товарищей" гордость Юнца превращается то в кнут, то в пряник...для него же самого. Собственно пока Юнцу не примелькаются упомянутые бихевиористские стимулы и Он не перейдёт, совершив Поступок, либо в класс честных - если свершение состоится, либо в класс тщеславных - если нет.
     Либо? Либо зависнет как горьковский Буревестник между двух стихий - тучами и морем, гордо рея. Единоличный Борец и с честными и с тщеславными или Единоличное Чмо и теми и другими отторгнутое. Уже не Юнец, однако не при чести, но и не при тщеславии.
    Поскольку  в юношестве ведущей деятельностью предстает общение со сверстниками при наставничестве со стороны родителей (или значимых лиц), то юнец  научается  уважать других через и для взаимодействия с ними. Под конец обучения начинает осознавать: гордость применяется по-разному, а во взрослости уже использует её избирательно. С волками воет по-волчьи, с соловьями заливается. Если  оценивание окружения у него устойчиво, конечно. Вот эти - уважаю, а вон те - позорище. А то бывает смешается всё как в доме Облонских - кони, люди. У Вас не бывало?
    Есть мнение, что слово «уважать» происходит от другого слова - «вага» - вес, взвешивание. В личном общении с человеком это мысленное взвешивание его положительных и отрицательных сторон для взаимодействия именно с Вами, "в лице" Ваших плюсов-минусов...
     При взаимодействии межгрупповом учитывается вес Человека в глазах группы (групп) людей, признанный статус, что важно. Взаимодействуя от имени групп Вы признаёте вес человека именно в этом смысле.
     Ужас гордеца часто и заключается в умении уважать кого-то, только мысленно разделив мир на своих и чужих, на «левых» и «правых» и т.д. и потому, взаимодействует Гордец с отдельным человеком как бы с позиции участника своей группы (порой ему только кажется, что это его группа и она его принимает)- взрослые гордецы жмутся к стае, как молодые волчата. Может, им и выпал статус, но рановато, а по причине - на мелководье и волчонок за Акелло..
    Интересно, Патриарха Кирилла, таким образом, можно причислить к гордецам? До трёх шальных девок снизойти и по-отечески дать трёпки - куда уж там, лучше мазохистски "отпустить грех", да и  девки-то  - объявленные анафемы! Ой-ёй, какой кошмар! Разве само назначение Церкви не в воспитании заблудших? Они ведь иначе к ворогу идеологическому кинутся. И кинулись. И лобызались. Возмутитесь? Мол, красны девки сии были "засланные казачки"? Снова спрошу - разве само назначение Церкви не в перевоспитании? В работе, а не в гордом отгораживании от поползновений.
     Интересно, Папа Римский когда-то со своим убивцем помирился. Утвердилась ли от этого в чести Католическая Церковь?
     А Христос любить врагов своих завещал. Утвердил ли тем самым честь Христианства?
     Ах, как легко ослабевает и ошибается наша гордость на пути к превращению в честь! Импортозамещение! Крым! Донбасс! Мы говорим с гордостью. Получаем плевки. Преждевременную хвальбу. Ну же! Ну же! И...
    Так в чем же радость? Радость гордеца, предположительно, во многих вещах, но уж в двух это наверняка: в мечте о доказательности  стальных, волевых и т.д. "кулаков" и в том, что битых реже и медленнее забывают. И, ввязываясь в мало предсказуемый раунд за очередную человеческую ценность, гордец с гордячкой твердят "Лучше битым, чем забытым!" Увертюра гордости.


Рецензии
ПО содержанию есть целый Талмуд у меня
1. Почему вдруг "Уважение" от "Ваги"? Есть другие варианты.
2. Гордость в честь сложно переходит ещё потому, что оценка разная. Например, для Патриарха Кирилла сложилась оценка Пуси Райт вот такая. Что грех было об них вообще мараться. А для Папы Римского тот араб что ли, который в него стрелять хотел оценивался иначе. Как-то по достойнее...
3. Христос причем тут?
4. Связаны массовые явления и явления личного характера. А целое не всегда простая сумма частностей. В отдельности может каждый воюющий в Донбассе эмоционирует увертюрой гордости - да, но в сумме, в обществе как-то иначе

Лидия Писна   05.10.2014 11:08     Заявить о нарушении
Про "уважение" это как в диссертациях - определились какое понятие термина мы в своей работе принимаем, если этих определений много. Но описать бы все. конечно, не помешало бы. Для полноты картинки
Про оценку у гордеца и у человека чести. Она изначально и есть разная. Человек Гордый спросит "А судьи-то кто???" Ответственность сходу спихнет на них...А человек Чести всех априори считает достойными для того чтобы себя перед ними проявить. Ответственности с себя не снимает сразу же. Как бы предполагает, что помочь или поработать есть ради чего и кого. Потому что важнее совершить.
Про Христа. А это в том смысле, что может статься, что человек-то чести, святой и божественный, но атеисты все равно как были так и остаются. Не убедил. Или даже убедил, но по пути чести не пошли. Иные охаяли. Иные решили, что раз сами не видели - сказки...
С тем что массово восприятие чувств по Донбассу отлично от гордости - согласна. Но, гипотетически, предположила, что гордящихся больше в обществе...

Лидия Кашуро   05.10.2014 11:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.