Люди служат богам, боги служат людям

   Изучение древней истории Ближнего Востока  знакомит с зарождением первых цивилизаций на земле, с их государственностью, экономикой, культурой и религией. Для начала обратим внимание на то, что религия была едва ли не основным из системообразующих факторов человеческих сообществ.
   В предлагаемой работе дан краткий обзор вероисповеданий  народов, населявших Месопотамию, по дошедшим до нас источникам, научным исследованиям и историческим артефактам культурологи.
   Автором предпринята попытка последить образование и эволюцию религий региона, оценить идейные основы и реальное значение религиозных вероучений в древней Месопотамии. При этом оставлена без внимания критика бытовавших религий со стороны атеистических оппонентов.
   Данная работа подготовлена на основе исследований, выполненных американскими, европейскими и российскими учёными в последние годы.
   Известно, что религия являлась не только важнейшей характеристикой духовного содержания общества, но и фактором, организующим общество.
   Люди были созданы для служения богам, с разрешения или по повелению небесных сил правители  вели войны, да и сами цари ставились во главе государств богами.
   Богам посвящались гимны, молитвы, прославления. Мифы, эпосы, легенды повествовали о жизни богов или богоподобных героев.
   В порядке исторического старшинства начнём наш обзор с первой цивилизации Шумера, существование которой описано и доказано.
   Реконструкция истории Шумера охватывает период почти в три тысячи лет, вплоть до середины XYIII в. до н.э., когда шумеры прекратили существование как единый народ. Однако величайшее наследие Шумера явилось достоянием не только его государств-приемников, но и в государствах-соседях, как дальних, так и ближних, включая и античные государства Европы.
   Когда оценивается исторический вклад Шумера в мировую цивилизацию, обычно употребляются слова и выражения: «впервые», «сохранившие до наших дней», «заимствованные и воспринятые последующими цивилизациями и культурами материальные и духовные посылы» и т.п.
   Государственность, право и судебное производство, армия, финансовые и фискальные системы, технические и технологические открытия, инженерные сооружения и ирригация и главные достижения – письменность, образование, наука, перечень можно продолжить. Нельзя забыть и такие явления духовного наследия Шумера, как, литература, музыка, театральные представления. И их описание также начинается со слов, «впервые». И даже можно пошутить - пиво родилось в Шумере.
   Основой духовной жизни Шумера являлась религия. В Шумере возникли религиозные и духовные концепции, способствующие становлению и эволюции общества. И, нет сомнений, что духовные, в т.ч. религиозные  идеи Шумера наряду с его материальными достижениями явились основой для образования новых государств и их культур.
   На практическом уровне шумерские жрецы и священнослужители разработали систему ритуалов, церемоний и обрядов богослужения, определяющих людям основы существования, что способствовало формированию их мировоззрения и убеждений.
   Эти и другие, не упомянутые фундаментальные начала оказали неоценимое влияние на современный мир, благодаря иудаизму, христианству и мусульманству. Даже неприятие той или иной концепции или тезиса, рождает аргументированное отрицание, что, в свою очередь, обеспечивает диалектическое развитие тезы.
   Одним из важнейших феноменов шумерского богостроительства явилась идея созидающей силы божественного слова. “В начале, было слово”, - утверждали шумерские богословы. И это догма всех последующих религий Ближнего Востока. И  в начале начал было “земля-небо” и первичное море, водная гладь. Правда, знакомо?
   Но шумерские боги были антропоморфны и “не были чужды всему человеческому’. Бог Энлиль, например, силой овладел невинной  Нинлиль, тоже богиней. За это Энлиль был сослан другими богами в нижний мир, хотя и считался одним из главных богов.
   Но Нинлиль перестала обижаться на Энлиля, всё-таки царь богов, и помогла ему выпутаться из сложной ситуации. И Энлиль снова появился в гимнах и молитвах, как ни в чём не бывало.
   На вершине божественного пантеона из сотен божеств, находились четыре главнейших: бог неба Ан (Эн), бог воздуха Энлиль, Бог воды Энки и великая богиня – мать Нинхурат. Однако, со временем верховным божеством становится Энлиль, “отец богов”, “владыка небес и земли”, “царь всех земель”. Без его повеления:
   Реки – их текущие воды не несли бы разлива,
   Рыба в море не отложила бы икры в травы,
   Птицы небесные не строили бы гнёзда на обширной земле,
   В небесах плывущие облака не проливали бы воды,
   Равнины, травы гордость равнины не проросли бы.
   В поле и долине богатые злаки не проросли бы.
   Деревья не приносили бы плодов”.
   Имеется много гимнов, славословий и молитв, прославляющих Отца богов.
   Третьим по значению в шумерском собрании богов был Энки, бог мудрости и главный исполнитель всех решений верховного божества Энки. И, наконец замыкающей в первой когорте божеств Шумера была богиня – мать, Нинхурат, жена некогда самого главного бога.
   Были ещё важные божества: Нанна, её дочь Иштар (запомним это имя) и её сын Уту. Семь верховных богов считали “вершителями судеб’.
   Отвлечёмся по поводу появившегося числа семь. Мы можем говорить о мистическом, религиозном  или символическом значении числа семь и о его материальном, физическом представлении в религиях древнего Египта и Индии, в Библии и др. Так, в Вавилоне семи ангелам противостоят семь демонов; у парсов – семь небесных обителей; у персов – семь священных коней Мирты; у финикийцев – семь кабиров и т.д.
   Число семь символизирует гармонию в природе: семь основных нот, семь цветов радуги и др. Кстати, семидневный трудовой цикл с одним выходным является наиболее подходящим для человеческого организма.
   Перечень можно продолжить. Но, поставим восклицательный знак! Во главе этого многозначительного перечня стоит сакральная семёрка Шумера, “великолепная семёрка”. Именно она  определило учение восточных традиций о том, что физический мир состоит из семи основных нот-принципов, к которым сводится всё разнообразие материальных комбинаций.
   Одним из наиболее заметных древних шумерских “теологов” является открытие существование личного бога  для каждого человека. Устойчивое представление о своём, собственном хранителе можно встретить в последующих религиях.  Например, в авраамических религиях, это непостижимый трансцендентный личный Бог.
   Личный бог у шумеров – бог отдельного человека, семьи и даже города-государства.
   Основной идеей создания людей, их предназначение и смысл существования, по убеждению шумеров, было служение богам. Особые отношения между богами и шумерами, служившими богам, формировали самооценку, мотивацию поведения, психологию и философию шумеров.
   Шумеры считали себя избранным народом, священным сообществом. Соседние народы, по оценкам шумеров были гораздо ниже в своём развитии, людьми второго сорта, и не заслуживали уважения.  Так, кутии – ”жалящие гадюки гор” и “враги богов”; эламисты лишены мужества; урарту – не блещут умом, тупые; марту – раболепны и угодливы.
   Самим же шумерам приписывались благородство, справедливость верность слову, почитание старших, любовь к ближнему и т.п. Как всё это нам знакомо, не так ли, уважаемый читатель? Простите за повтор.
   Служение богам, исполнение их желаний и преданность, и, наконец, любовь к богам выражались не только в повседневных богослужениях и ритуалах, но и в мистериях, религиозных торжествах и праздниках.   
   Ничто не возникало и не происходило в Шумере без воли божеств. Шумеры лишь исполняли их указания. Например, причиной войн и завоеваний могло быть только решение бога. “После того как, нахмурив лоб, Энлиль предал народ Киша смерти, как Бык Небес и как высокий вал, превратил дом Эреха в пыль; после того, в должное время, Энлиль дал Саргону, царю Агада, власть и царство от верхних земель до нижних земель”. И, как рефрен, мы ссылаемся на похожую идеологию и в античных историях и в Ветхозаветных Писаниях.
   В данном обзоре представляет интерес описания государств и обществ Междуречья, с позиций  преемственности духовного и, в том числе,  религиозного наследия.
   Как было сказано, шумеры видели  своё предназначение в служении богам. Параллельно со светским, материальным содержанием, существовала всеобъемлющая духовная доминанта общества. И на втором месте по значимости, после власти, располагалось жреческое сословие, иногда соперничающее с самой властью. Иногда, светская и духовная власть объединялись под властью единого правителя. Напомним, что и сама власть считала себя главным приемником божественных идей и их проводником в мирском существовании.
   Храм был самым большим зданием в городе, символизирующим принадлежность города главному божеству. Разрушение шумерского храма было бедствием, катастрофой. Вот пример, отрывок трагического описания разрушения храма из “Плача о разрушении Ура”.
   О, царица, как это вынесло сердце твоё, как ты ещё жива!
   О, Нигаль, как это вынесло сердце твоё, как ты ещё жива! 
   О, праведные жёны, чей город (храм) разрушен, как жить теперь вам!
   Когда твой (Нигаль) дом разрушен, как ещё бьётся сердце твоё! и т.д.
   Вспомним, какое значение имел Храм у иудеев и как трагично воспринимались разрушения Храма. И разрушение Первого храма, воздвигнутого Соломоном, и разрушение спустя тысячелетие римлянами под предводительством Тита, Храма, выстроенным Иродом Строителем, являются вечными горестными символами в истории иудаизма.
   К религиозному наследию Шумера также относятся богославящие гимны, молитвы, плачи и т.п. И в этом можно убедиться, знакомясь с религией Ассирии, Вавилона, Иудеи.
   Учёные ещё не до конца определили вклад шумерской цивилизации в цивилизации ее преемников. А к наследникам следует отнести Ассирию и Вавилон, Иудею и Финикию, а также античные государства Малой Азии и Средиземноморья.
   Аккадско-шумерское государство, пришедшее на смену Шумеру, а затем и Ассирия, и Вавилон практически приняли весь божественный пантеон Шумера. Конечно, была подвижка в божественной иерархии, шумерским богам давались семитские имена и изменялись роли божеств.
   Так, богиню Иннину назвали Иштар, в Аккаде – Эштар, в Ассирии – Истар, у финикийцев – Аштарт, Астарта. Шумерский бог Уту, относящийся к солнцу, в Аккаде стал Шамаш (солнце), у евреев – Шемеш, у арабов – Шамс, у аммореев и ассирийцев – Самас.  При возвышении Вавилона на первое место выходит покровитель Вавилона бог Мардук.
   Вавилонская религия существовала долго и распространялась далеко за пределы страны, повлияв на религию евреев, идеи неоплатоников и ранних христиан.
   Вавилонские жрецы (и их преемники) и в античную эпоху, и в европейское средневековье считались хранителями мудрости. Точные и естественные науки, математика, медицина, астрономия (астрология), технологии различных производств, литература, театральные представления и мистерии и т.д. и т.п., полученные как базисные в наследие от Шумера и обогащенные собственными достижениями послужили всеобщему развитию мировой цивилизации.
   Что касается астрологии, то получившие  её в наследие халдеи, населявшие в своё время Вавилон, породили прорицателей, магов и чародеев и, между прочим, шарлатанов, донесли свои учения и заблуждения до античного мира Европы, до мистики иудеев, и до тёмного европейского средневековья.
   Важнейшим достижением богоискательства теологов Междуречья явились догматы бессмертия души. А непосредственно от Шумера были восприняты и иногда осовременены следующие религиозные догмы:
1.    Сотворение мира. Особо следует подчеркнуть  значение божественного инструмента творения – созидающего Слова.
2.    Сотворение Вселенной. В изначальном море бог воздуха Энлиль отделил Небо от Земли и т.д.
3.    Сотворение человека. Человек был вылеплен из глины и оживлён “дыханием жизни“.
4.    Сотворение женщины. Женщина была сотворена из ребра.
5.    Наличие рая. Идея существования рая возникла в религии Шумера. Рай располагался там же, где впоследствии поместили Эдем.
6.    Потоп. Устные предания: в шумерском мифе героем события является царь Зиусурда, удостоившимся спасения; в другом мифе Утнапиштим, единственно оставшийся в живых человек, рассказывает о своём спасении своему потомку Гильгамешу, который встретил его на краю света “за водами смерти”.  А первые письменные предания о потопе относятся к XVIII в. до н.э. (Заметим, что Гильгамеш был реальным человеком царём и жрецом и героем в одном флаконе). 
7.    Закон. Наиболее полно правовые, моральные, социальные и т.п. аспекты организации общества изложены в Своде законов Хаммурапи. Но согласно исследованиям эти законы имели в основе шумерский оригинал.
   В настоящее время установлено, что Законам Хаммурапи более ранние своды законодательств. Так к XX в. до н.э. существовали “Законы Эшнунны”, в XXI в. до н.э. – свод законов Лиллит-Иштара,  в XXII в. до н.э. – законы правителей Ур-Намму.
   На стеле Хаммурапи, находящейся в настоящее время в Лувре содержится 280 статей.
   Интересен пролог, предшествующий появлению Свода законов, в котором говорится, что боги призвали Хаммурапи и повелели “сделать правосудие видимым на земле, искоренить плохих людей и злодеев, чтобы сильный не мог обидеть слабого”. Сохранилась стела, на которой бог солнца Шамаш вручает царю Хаммурапи свиток с законами.
   Свод законов Хаммурапи является базовым, из которого могли позднее извлекаться религиозные догматы с  ”привязками” к соответствующим реалиям и идеологиям тех или иных конфессий.
   Внимание! Нами не в первый раз подчёркивается, что мы не покушаемся на убеждение иудеев в даровании божественных Скрижалей Моисею на Синае. И ещё раз повторимся, что Господь мог ни раз и ни два просвещать грешный люд.
   С. Крамер приводит сведения о 15 заимствованиях из шумерских источников, встречающихся в Святом писании. Он называет их “Самыми очевидными“ и добавляет: “Нет нужды говорить о том, что этот перечень - лишь малая часть, лежащая на поверхности“. [1]
   Другие исследователи также приводят подобные примеры. Так, ассиро-вавилонский культ  Мардука и Иштар нашёл отражение в библейском рассказе о Мардохее и Эстер. И сам праздник Пурим также вавилонского происхождения (у вавилонян он назывался Затамуж). Отмечается сходство рождения Саргона Древнего и Моисея, случившееся через тысячелетие и т.д.
   Одним из принципиальных положений авраамистических религий является догмат единобожия. Вообще монотеизм не являлся чем-то в районе обитания семитских племён и народов. Так, в библии описывается встреча Авраама и Мельхиседека, царя Салима (будущего Иерусалима). Мельхиседек считался священнослужителем культа “бога всевышнего“. Авраам вручил ему десятую добычи, которую принесла победоносная война. Это подтверждает признание “старшинства “ Мельхиседека.
   И пророк Моисей общался в Синайской пустыне с тестем Иофором, отцом своей жены Сепоры. Тесть был мадианитским жрецом и также придерживался единобожия. Некоторые исследователи считают, что бог Яхве был первоначально богом мадианитского племени, обитавшего на Синайском полуострове. Впрочем, это не помешало евреям, вышедшим из Египта, истребить всех мадианитян.
   В  Коране, где Иофор соответствует пророку Шуайбу, тот призывает к вере Аллаха.
   А Зигмунд Фрейд в своей работе “Этот человек - Моисей“ объясняет монотеизм Моисея его принадлежностью к сторонникам фараона Эхнатона, установившего культ единого бога Атона в Египте. [7].
   Другим важным аргументом утверждения монотеизма,  следует считать важнейшие события  в еврейской истории и, прежде всего “вавилонское” пленение (586-537г. до н.э.), со времён которого можно проследить становление идеологии иудаизма по письменным источникам.
   Однако прежде отметим факты и события, которые, по нашему мнению, создавали среду и обстоятельства общественного и духовного характера прямо или опосредованно влияющими на религию и Вавилона и покорённых им народов. К этому следует добавить победоносные войны персидского царя Кира, приведшие к крушению Вавилона и к повсеместному распространению в регионе арамейского языка.
   Как говорилось выше, с началом возвышения Вавилона в божественном сообществе на первое место выдвигается покровитель Вавилона, бог Мардук. При этом создаётся некое подобие монотеизма. Существует только один бог Мардук, а другие боги его проявления. Реформа божественного пантеона проецировалась вполне земными преобразованиями. Вавилон становился самым сильным, самым влиятельным государством Передней Азии. А цари Вавилона единственные и всемогущие повелители, и над ними может быть только бог, тоже единственный. До монотеизма не дошло, но идея единобожия существовала в “коллективном сознании”. [2].
   Одним из важнейших факторов, повлиявших на признание монотеизма, по нашему мнению, является политическая ситуация, сложившаяся в Месопотамии и Передней Азии.
   В 538г. до н.э. персидский царь Кир сокрушил Вавилон и присоединил его к Персии. Иудеи с радостью встретили победителя. А Кир освободил их из плена. Всем евреям, проживающим в вавилонских и персидских городах, было разрешено вернуться в Иудею, отстроить разрушенный Иерусалим и Храм.
   Все мы были как будто во сне,
   Ликованьем наполнились наши уста,
   Песни радости с них полились.
   Так позднейший псалом передаёт настроение возвращающихся.
   Нас же могут заинтересовать другие существовавшие в то время обстоятельства. Во-первых, пробыв пятьдесят лет в плену, иудеи естественно воспринимали  культуру и обычаи Вавилона. Судя по всему, они привыкли к жизни в плену и жили удовлетворительно. Даже вернувшиеся из плена, в количестве более сорока двух тысяч человек, имели при себе более семи тысяч своих рабов и рабынь, ”и при них и певцов и певиц двести “
   К тому же вернувшиеся иудеи пожертвовали “на производство работ шестьдесят одну тысячу драхм золота и пять тысяч мин серебра и сто священнических одежд”. [9].
   Это небольшое отступление  говорит о том, что иудеи смогли организовать свою жизнь в плену. И если принять во внимание, что большая часть иудеев осталась в Вавилоне, то следует признать, что их устраивали условия проживания и они в большей или меньшей степени, духовно ассимилировались.
   Напомним, что владычество персов длилось двести лет до поражения от непобедимого Александра Македонского.
   Естественно, что восторженное отношение к освободителям, по крайней мере, на первых порах, также породило интерес к религии и культуре персов. Примем во внимание, что во времена владычества персов на всей территории подвластных Персии распространился арамейский язык. Не являясь собственным языком персов, этот язык стал общепринятым, своего рода lingua franca. Это открывало новые возможности для взаимного обогащения и познания культур соседствующих этносов.
   Каким же образом данную информацию можно использовать при изучении вопроса о становлении монотеизма и рождении последующих авраамических религий?
   Дело в том, что персы принесли с собой свою религию – маздеизм. 
   Ко времени Ахеменидов маздеизм утвердился в Персии и распространялся одновременно с завоеваниями персов. Нужно отметить, что персы были толерантны, но маздеизм был открыт как для присоединившихся, так и для завоёванных народов.
   В частности для иудеев, религия освободителей могла быть привлекательной, а её отдельные догматы соответствовали или могли вписаться в иудейские вероучения.
   После освобождения иудеи приступили к восстановлению страны. Персы ограничили своё правление лишь сбором посильный, для иудеев, дани. Однако со временем община иудеев пришла в упадок.
   Спасителями своего рода и преобразователями стали Эзра, потомок еврейских первосвященников, живший в Вавилоне, которому персидский царь Артаксеркс дал полномочия назначать начальников и судей для управления на основе законов Моисея. Другим преобразователем  общества явился виночерпий царя Нехемия, которому тот же Артаксеркс назначил наместником Иудеи.
   Добавим, что вместе с Эзрой переселились около полутора тысяч евреев, многие из которых были учёные, так называемые, книжники  (софрим). Эзра и книжники стали собирать и обрабатывать устные предания и различные письменные источники еврейского истории и веры. Так составилась Тора – Библия.  [5].   
   Вернёмся к маздеизму, принявшему к тому времени окончательную форму. Дуализм Авесты освободился от равнозначности Ахуромазды – бога добра и Анхра-Майнью – бога зла.  Ахурамазда – бог всемогущий  и единственный. Он – бог персов, бог победителей и освободителей.   
   Большое значение должны были иметь для авраамических религий  следующие идеи и посылы маздеизма.[3].
   Учение о загробном мире и о душе. Души тех, кто выполняет требования религии, попадают в рай. А грешники последуют в ад, в царство Анхра-Майнью. В конце мира и грешники и сам Анхра-Майнью будут уничтожены.
   К трём неискупаемым грехам, обрекающими душу на вечные муки относятся: противоестественные половые отношения, употребление падали в пищу и сожжение трупа умершего.
   Тяжёлым грехом считается несоблюдение ритуальных и обрядовых положений.
   Судьба души человека после смерти зависит от веры в бога, от искренности этой веры. Именно этот догмат ставит маздеизм в ряд мировых религий. Именно этот догмат определяет принадлежность к религии убеждением человека.
   В маздеизме, в отличии от других древних религий, содержится учение о конце мира и страшном суде. В конце мира появится Спаситель, который родится от Девы и спасёт человеческий род.
   Зло будет уничтожено и наступит вечное царство. [8].
   Такое предсказание можно встретить в Книге пророка Исайи (гл.7.,11):
   “…Дева в чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил”. Об этом Исайя говорит иудейскому царю Ахазу, правившему Иудеей с 739г. по 724г. до н.э. Примерно к этому же времени относится становление маздеизма. Не будем задаваться вопросом, кто у кого, или кто первый сказал. Отметим лишь, что слова Пророка занесены в Святое писание на основании устного предания. Само же Писание составлялось по свидетельствам в Вавилоне, а затем и в Иерусалиме в VI-Vв.в. до н.э. И если принимать во внимание, что некоторые исследователи относят жизнь Заратустстры на триста-четыреста лет ранее, а устные предания на много дальше, то мы не определимся, а затеряемся во времени. И не забудьте, что мы договорились доверять только письменным источникам и археологическим открытиям. Понятно, что наши рассуждения ни коим образом не потревожат христиан.           Заимствования  из маздеизма последующими религиями и иудеями, и христианством, и мусульманством очевидны. Но ещё раз оговоримся, что божественные откровения приходят не только к “избранным“, все мы создания Господа Бога.
   Маздеизм распространился по всему Средиземноморью. В частности в Риме получил большое распространение культ Митры.
   Заметим, что маздеизм сохранился до наших дней в отдельных христианских сектах, у парсов в Индии, у немногочисленных групп гербов (огнепоклонников), и даже на Кавказе отмечается существование огнепоклонников.[4].
   Мы уже упоминали и о тёмном наследии как шумерских и аккадских, так и ассирийских и вавилонских обществ. Речь идёт о демонологии во всех её мрачных проявлениях. Демонов было множество, они несли зло, смерть, болезни. Они поджидали людей на улице, проникали в жилище, особенно много нечисти было на кладбище.
   В субботу вавилоняне не выходили из дома, боясь демонов или злых духов.
   В иудаизме, во всяком случае, до времён диаспоры, встречаются лишь единичные упоминания Сатаны. Зато в раннем христианстве и, особенно в средневековье, отмечалось нашествие ведьм, колдунов и прочей нечисти. Мистика и магия впоследствии перекочевали и в иудаизм.
   Идея загробной жизни также была заимствована у шумеров, идеи воздаяния они не знали. Усопших ожидало унылое безвременье.
   Зато у шумеров был рай, правда, только для богов.
   Маздеизм принёс понятие рая. При этом  вера человека и следование религиозным догматам определяло посмертную судьбу.
   Маздеизм также внёс эсхатологическое учение о конце света и страшном суде, воспринятое иудаизмом и христианством.
   Интересно отметить, как собирались в единый устав ритуалы, церемонии и обряды и как их изменяли и приспосабливали к отдельным вероучениям.
   Так известный всем обряд обрезания существовал в Египте и, по-видимому, его появление было вызвано физиологическими причинами. (Например, угрозой фимоза у мальчиков).
   Моисей потребовал исполнение обряда всеми евреями мужского пола, которых он увёл из Египта. При этом обряду был придан сакральный смысл.
   Мы уже говорили, что богослужения, церемонии, ритуалы, молитвы и др. зародились в Шумере. Впоследствии они были восприняты в Аккаде, Ассирии, Вавилоне, а затем иудеями и христианами с соответствующими  изменениями и поправками, отвечающими требованиям собственных богослужений. Процедуры и содержательная часть шумерских богослужений, ритуалов и церемоний могли служить примером  для создания собственных религиозных идей и активов.
   Нет необходимости перечислять все известные примеры заимствований и преемственности поздними как монотеистическими, религиями, ставшими мировыми, так и языческими верованиями народов Средиземноморья.
   В данной работе мы старательно обходим, религиозную сущность рассматриваемой темы, дабы не входить в возможные дискуссии.
   Поэтому, возможным сделать необременённые, по нашему мнению, выводы по сути данного очерка.
   Возникновение и существование религии в современном адекватном значении данного феномена связано с выраженными характеристиками цивилизации.
   Памятники верхнего палеолита свидетельствуют о наличии поклонений и верований (племенные культы, шаманизм и др.), а также обрядов и ритуалов. Однако такие факты нельзя принимать как доказательства существования религии.
   Первой религией, по общему признанию (по крайней мере, на сегодняшний день) является религия шумеров.
   Далее позволим себе не согласиться с К.Марксом, который писал: “Мораль, религия, метафизика и прочие виды идеологии и соответствующие им формы сознания утрачивают видимость самостоятельности. У них нет истории, у них нет развития”. [10].   
   Понятно, что К.Маркс говорит о самостоятельной истории религии,  а не об истории лишь отражающей развитие общества.
   Как оценивать религиозные войны позднего средневековья в Европе, уничтожение маздеизма исламом, церковный раскол? Развитие общества в это время не просматривается, если под развитием понимать изменения в экономике, технологиях культуре.
   Также имеются возражения против утверждения В.И.Ленина, что  религия “будучи всегда идеей рабства,… никогда не связывала личность и общество“. Не погружаясь в дискуссию, зададим несколько вопросов. Как “идея рабства” проявляется в настоящее время, например, в таких наиболее “религиозных” странах как Израиль или Греция? Можно ли утверждать, что такое духовное общественное явление как религия может рассматриваться без участия в нём личности?
   Религия развивается (правда не везде и не всегда) и не в унисон с другими общественными явлениями и настроениями. Это и подтверждает самостоятельную историю и самостоятельное развитие религии.
   Никто не отрицает связь религии и общественных событий. Достаточно поинтересоваться природой социальных потрясений в арабском мире. Но церковные институты не стоят в стороне от общей эволюции.
   Как вы оцените причисление Ильи-пророка к чину покровителя десантных войск в России? Трудно было представить совсем недавно, чтобы учёный каббалист профессор Михаэль Лайтман (автор комментариев на книгу “Зоар”) мог заявить: “…наука  каббала говорит о том, что коммунизм является светлым будущим всего человечества”, даже понимая смысл, которое каббалист вкладывает в своё утверждение. («Каббала сегодня», №6, 2007 год, Международная академия каббалы).
   Религии, во всяком случае, авраамаические, убеждают, что Бог является единственным высшим божеством.
   Спрашивается, о каком дальнейшем развитии религиозных учений может идти речь? Под развитием можно понимать лишь исследование “Бытия Божия” и “путей праведных”.
   Коснёмся, принципиальных позиций  такой мировой религии как индуизм, которую исповедуют около миллиарда человек. Учитывая многочисленный пантеон богов, индуизм относится к политеизму. Индуизм прошёл долгий путь до наших дней. Множество сект, местных и культовых божеств характеризуют индуизм. Различные обряды, всевозможные запреты, ритуалы, жертвоприношения являются обязательными.
    В общем многообразии сект и направлений можно выделить две группы по признаку их зависимости  от двух главных божеств Вишну и Шивы. И паства делится на вишнуистов и шиваистов. Да есть верховный бог Брахма, но его культа не существуют, не встретишь посвящённых ему храмов, не найдёшь  его изображений. Однако наличие главного божества позволяет говорить, о так называемом, генотеизме.
   А кришнаиты, в частности, утверждают: “Верховная Личность Бог – есть Кришна. Кришна – Бог, Истина всего сущего, Причина всего, что было, есть и будет. Бог безграничен, поэтому у него много имён: Аллах – Будда – Иегова – Рама, Все они – Кришна и все они суть одно”. [6].
   Однако, сторонникам других религий трудно понять предвечность Кришну если известно, что он родился в семье, принадлежащей царской династии Яду. Отца его звали Васудевой, он был сыном  Шурасены, царя из династии Яду и т.д. И что он неоднократно является на земле и неоднократно проживает земную жизнь.
   Индуистские божества нередко изображаются в виде животных: бог мудрости Ганеш в виде слона, а бог Хануман обезьяны. Заметим, что принятие индуизма для лиц других вероисповеданий невозможно, для этого по рождению надо принадлежать к одной из каст. 
   Поэтому практически неизвестны примеры влияния индуизма на религии, родившиеся на Ближнем Востоке.[4].
   Экуменические призывы, ратующие за объединение всех христианских религий, или Бахаизм, приглашающий к объединению всех верующих, не получили широкого распространения. История показывает не стремление к объединению религий, а противоборство сторонников различных религий и внутриконфессиональную конфликтность.
   Воспринимая идеи, атрибуты и догматы вероисповеданий Шумера, его прямых наследников Ассирии и Вавилона, в меньшей мере Египта, и позднее маздеизма, базирующуюся на учении Заратустры, создавалась идейная платформа иудаизма, и определился вектор эволюции в сторону христианства и мусульманства. 
   Эволюция религиозных учений Междуречья привела к формированию монотеистической идеологии иудаизма, который в силу самоизоляции оставался и остаётся замкнутым вероисповеданием.
   А однокорневые  с иудаизмом религиозные системы христианства и мусульманства получили широкое  распространение.
   И в заключение заметим, что сами по себе преемственность и заимствования являются естественным явлением, устанавливающим  инструментарий эволюции  идеологических направлений общества. Утверждать первенство, лидерство и авторство той или иной конфессии, бесперспективно. Любое вероисповедание является истинным,  божественным откровением  для сторонников этой веры.
   Мы старались не касаться собственно религиозных догматов и идей и придерживались позиции разделения науки и религии. Понятно, что собственные религиозные верующих убеждения были и есть незыблемыми, что и успокаивает автора.
   
   Использованная литература:
   
1.    С. Крамер, Шумеры, М. Центрополиграф, 2010г.
2.    Х. Саггс,  Вавилон и Ассирия, М. Центрополиграф, 2004г.
3.    Ф. Гюиз, Древняя Персия, М. Вече, 2007г.
4.    С. Токарев, Религия в истории народов мира, М. Политическая литература, 1986г.
5.    С. Дубнов, Краткая история евреев, 1912 г.
6.    А.Ч. Бхактиведанта, КРИШНА, The Bhaktivedanta Book Trust International Inc. 2007 г.
7.    S. Freud, Der Mann Moses und die Monotheistische Religion, 1939 ISBN 978 – 0394700144. (З. Фрейд, Этот человек Моисей).
8.    Гаты Заратуштры, Спб.2009 г.
9.    Библия, (Книги священного писания Ветхого и Нового Завета).
10.    К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., т.3, с.25.
11.    Молитвенник,  Шамрай Эмуна, с переводом на русский язык,1982.


Рецензии