Цветотип - стиль естественной гармонии

Теория сезонных цветотипов внешности достаточно широко известна. Однако существуют различные методики, выделяющие 4, 12, и даже несколько десятков цветотипов, и бесчисленное множество интерпретаций, советов и рекомендаций по выбору одежды и макияжа, большинство из которых противоречат друг другу. В настоящей статье мы постарались обобщить наиболее рациональные, с нашей точки зрения, подходы к цветотипированию и использованию этой методики при создании индивидуального стиля.

Прежде всего необходимо обозначить рамочные границы применения данной теории. 1. Сезонное цветитипирование возможно только для представителей европеоидной (белой) расы. Представители монголоидной (жёлтой) расы и негроидной (чёрной), а также все смешанные типы (мулаты, метисы) не принадлежат ни к одному из сезонных цветотипов. Для них должна быть разработана иная методика цветотипирования. 2. Сезонное цветотипирование применимо как к женщинам, так и к мужчинам, однако традиционно этим вопросам интересуются преимущественно женщины, поэтому ниже все тезисы будут ориентированы на женский пол.
Прежде чем перейти к описанию методики, хотим предостеречь читателей от цветотипирования по всевозможным тестам, во множестве представленным в интернете и модных журналах. Любой, даже самый качественный тест построен на высоком уровне обобщения, упрощения, а значит – все неярко выраженные типы, находящиеся на стыке двух сезонов (а таких людей большинство) рискуют быть неверно определены. Для определения цветотипа рекомендуем вдумчиво ознакомиться с теорией и провести как минимум две взаимодополняющих процедуры – цветопробу ткани и цветотипирование по объективным внешним данным.

Одним из краеугольных камней теории цветотипов, вызывающем многочисленные споры, является вопрос о том, можно ли изменить свой цветотип при помощи косметики и красок, а также меняется ли цветотип с течением времени. Мнения на этот счёт разнятся, но мы строго придерживаемся точки зрения, что цветотип – это исключительно природная характеристика внешности, данная нам свыше единожды и навсегда, не подлежащая изменению во времени или при помощи человеческих усилий.
При помощи косметики и иных средств можно «нарисовать» другой цвет волос, глаз, кожи и т.д., но невозможно изменить общий облик человека. И природное строение лица, взгляд и пр. будет самым вызывающим образом контрастировать с нарисованной «маской», в результате чего облик человека станет дисгармоничным, несуразным и некрасивым. Не следует пытаться изменить свой цветотип при помощи косметики. Напротив, следует выбирать косметику и одежду таким образом, чтобы подчеркнуть естественные достоинства своего цветотипа.
Мы считаем, что главное достижение теории цветотипов именно в этом – в понимании природной гармоничности человека, в понимании того, что любые кардинальные изменения во внешности вредят красоте, а не создают её. В этом смысле теория цветотипов сродни экологическому движению, ибо защитники дикой природы и естественных ландшафтов едины с нами во мнении о том, что природа «знает лучше».

Итак, выделяется четыре основных цветотипа: Весна, Лето, Осень и Зима. Каждый из этих типов, в свою очередь, подразделяется на три: Весна – Яркая, Тёплая и Светлая; Лето – Светлое, Холодное и Мягкое; Осень – Мягкая, Тёплая и Тёмная; Зима – Тёмная, Холодная и Яркая. Некоторые исследователи рассматривают большее число подтипов, однако, по нашему мнению, подобное дробление нельзя признать рациональным, как любое типологическое переусложение, предельно затрудняющее как сам процесс типирования, так и интерпретацию результата.
Большинство материалов о цветотипировании представляет собой описание внешности каждого цветотипа, по которым читателю предлагается «узнать себя». Это крайне неудобно, поскольку имеет место масса пересечений внешностных характеристик между типами (например, голубые глаза встречаются у всех четырёх цветотипов) и при последовательном чтении описаний каждого цветотипа складывается впечатление, будто все они «примерно одинаковые». Поэтому мы предлагаем иную методику – метод дихотомий. Мы рассматриваем три дихотомии (пары противоположных характеристик) и на основании их производим типирование. Отметим, что для дефиниции цветотипа достаточно определиться по двум дихотомиям из трёх.

Дихотомия №1: Светлый – Тёмный
К Светлым типам относятся Весна и Лето, к Тёмным – Осень и Зима. Светлый тип – это светлые волосы (блондин, русый, шатен) и светлые глаза (голубые, синие, серые, зелёные). Тёмный тип – это тёмные волосы (чёрные, коричневые, рыжие) и тёмные глаза (карие или чёрные). Светлые женщины производят впечатление хрупкости, нежности, лёгкости. Тёмные женщины – основательные, несколько тяжеловесные, а ещё они «шикарные» и «сексуальные». Следует подчеркнуть, что всё вышесказанное верно лишь в обобщённом виде, ниже мы рассмотрим переходные варианты.

Дихотомия №2: Тёплый – Холодный
К Тёплым типам относятся Весна и Осень, к Холодным – Лето и Зима. Тёплый тип – это тёплый оттенок кожи (персиковый или желтоватый), тёплый цвет губ (персиковый, коралловый) и тёплый оттенок волос (явно виден либо золотой, либо рыжий отлив). Холодный тип – это холодный оттенок кожи (светлый или бледный, временами даже голубоватый, при нездоровье – сероватый), холодный оттенок губ (холодный розовый) и холодный оттенок волос (пепельный отлив на светлых волосах либо иссиня-чёрные). Опыт показывает, что у Холодных типов также бывает золотисто-рыжеватый отлив в волосах, но он будет выражен гораздо слабее, нежели у Весны или Осени. Очень хороший способ определить эту дихотомию – посмотреть на запястье и сгиб локтя. Если вены голубые – Вы относитесь к Холодному типу. Если зеленоватые – к Тёплому.

Дихотомия №3: Яркий – Мягкий
К Ярким типам относятся Весна и Зима, к Мягким – Лето и Осень. Мягкие женщины обычно считают своё лицо невыразительным и предпочитают не выходить ненакрашенными. В облике Мягкого типа явственно присутствует некая «дымка», словно «припылённость». Яркие, наоборот, легко обходятся без косметики. Эта дитхотомия наиболее сложна для определения, поэтому уверенно ориентироваться по ней могут только специалисты.

Существует способ быстрого определения подтипа. Необходимо выбрать ту дихотомию, по которой определиться легче всего, а из оставшихся двух – также ту, где проще определиться. В таблице представлены результаты такого экспресс-типирования.
Первая дихотомия -- Вторая дихотомия -- Подтип
Светлый -- Тёплый или Яркий -- Светлая Весна (Май)
Светлый -- Холодный или Мягкий -- Светлое Лето (Июнь)
Тёмный -- Тёплый или Мягкий -- Тёмная Осень (Ноябрь)
Тёмный -- Холодный или Яркий -- Тёмная Зима (Декабрь)
Тёплый -- Яркий или Светлый -- Тёплая Весна (Апрель)
Тёплый -- Мягкий или Тёмный -- Тёплая Осень (Октябрь)
Холодный -- Яркий или Тёмный -- Холодная Зима (Январь)
Холодный -- Мягкий или Светлый -- Холодное Лето (Июль)
Яркий -- Тёплый или Светлый -- Яркая Весна (Март)
Яркий -- Холодный или Тёмный -- Яркая Зима (Февраль)
Мягкий -- Тёплый или Тёмный -- Мягкая Осень (Сентябрь)
Мягкий -- Холодный или Светлый -- Мягкое Лето (Август)

Очень часто при типировании по дихотомиям выявляются два наиболее подходящих цветотипа, выбор между которыми затруднён. Рассмотрим все подобные коллизии.

Весна и Лето
На стыке этих цветотипов находятся подтипы Май и Июнь. У обоих светлые волосы (не темнее русых). Отличить их можно по оттенку кожи и губ (холодный или тёплый), а также по цвету вен (голубые или зеленоватые). У Весны не бывает голубоватого оттенка кожи, а у Лета не бывает желтоватого. Если оценивать неуловимое впечатление, возникающее от внешнего облика, то здесь будут такие нюансы: для Весны скорее характерна «наивность», а для Лета – «мечтательность».

Весна и Осень
На стыке этих цветотипов находятся подтипы Апрель и Октябрь. У обоих тёплый оттенок кожи и губ, зеленоватые вены. Отличить их можно по волосам: если оттенок волос скорее желтоватый, золотистый – Весна; если скорее рыжеватый или красноватый – Осень. Также у Весны не бывает волос темнее светлого шатена и карих глаз. И ещё: Весна производит впечатление лёгкости, свежести, это «большой ребёнок». А Осень, напротив, несколько тяжеловесна, взгляд уверенный, даже властный, в облике сквозит основательность. Внешне производит впечатление «шикарной женщины» и «домовитой хозяйки».

Весна и Зима
На стыке этих цветотипов находятся подтипы Март и Февраль. Эти типы очень редко путают, однако бывают Зимы-блондинки, которых иногда принимают за Весну. У обоих этих типов яркая, выразительная внешность. Однако у Весны никогда не бывает карих глаз. Кроме того, у Зимы взгляд всегда жёсткий, уверенный, властный. Белки глаз яркие и контрастные по отношению к лицу в целом, часто с синеватым отливом. Ну и конечно нельзя забывать об оттенке кожи – тёплом у Весны и холодном у Зимы.

Лето и Осень
На стыке этих цветотипов находятся подтипы Август и Сентябрь. У обоих слегка «припылённая» внешность, как бы с пепельным налётом. Отличить их можно в первую очередь по оттенку кожи (тёплый или холодный). Также у Осени более «чистые», яркие глаза, а летние обычно подёрнуты лёгкой дымкой. Летние женщины производят впечатление хрупких, романтичных, беззащитных, а осенние, напротив, основательные, уверенные в себе, тяжеловесные. Грубо говоря, если женщиной хочется «обладать» - это Осень, а если «защитить» – Лето.

Лето и Зима
На стыке этих цветотипов находятся подтипы Июль и Январь. У обоих холодный оттенок кожи и губ, голубые вены. Отличить их можно по глазам: летние подёрнуты дымкой, а зимние предельно яркие и контрастные. Также у Лета не бывает тёмных глаз (тёмно-карих, чёрных) и иссиня-чёрных волос. По общему облику тот же принцип различий, как и у Лета с Осенью: «романтичное», «хрупкое» Лето и «шикарная», «сексуальная» Зима.

Осень и Зима
На стыке этих цветотипов находятся подтипы Ноябрь и Декабрь. У обоих тёмные волосы (тёмно-коричневые или чёрные) и тёмные глаза (карие, чёрные). Отличить можно по оттенку кожи и губ (тёплый или холодный) и по цвету вен (голубые или зеленоватые). У Осени в волосах обязательно должна присутствовать рыжинка. Если волосы абсолютно холодного оттенка (иссиня-чёрные) – точно Зима.
В качестве вспомогательного материала (но отнюдь не исчерпывающего!) приводим таблицу, где перечислены основные варианты характеристик внешности с привязкой к цветотипам.

Волосы
Блонд, русый -- Весна, Лето
Шатен -- Весна, Лето, Осень
Рыжий -- Осень
Брюнет -- Осень, Зима

Глаза
Голубой, синий, зелёный, серый -- Любой цветотип
Карий -- Лето, Осень, Зима
Чёрный -- Осень, Зима
Яркие белки -- Осень, Зима

Кожа
Бледная или голубоватая -- Лето, Зима
Тёплый оттенок (персиковый, желтоватый) -- Весна, Осень
Смуглая -- Осень, Зима

Губы
Тёплый оттенок (персиковый, коралловый) -- Весна, Осень
Холодный розовый -- Лето, Зима

Вены
Голубые -- Лето, Зима
Зеленоватые -- Весна, Осень

Общий облик, впечатление (очень субъективно)
Свежесть, наивность, «большой ребёнок» -- Весна
Лёгкость, женственность, «романтическая барышня» -- Лето
Основательность, властность, «домовитая хозяйка» -- Осень
Роскошность, жёсткость, «роковая любовница» -- Зима

Относительно последнего раздела таблицы считаем необходимым упомянуть, что некоторые стилисты не признают при цветотипировании никаких характеристик, за исключением чисто цветовых, и считают, что, например, «тяжеловесность» или «воздушность» облика никакого отношения к цветотипу не имеет. Мы эту точку зрения не разделяем, поскольку на богатом статистическом материале убедились в правдивости и точности «внецветовых» признаков цветотипов.
Однако ими нужно пользоваться умело и постоянно помнить, что они не могут служить единственным указателем на цветотип – а только дополнением, вспомогательным инструментом, позволяющим в случае сомнений склониться к тому или иному варианту. Если же все классические цветовые параметры внешности противоречат «общему облику», то последний, безусловно, следует не принимать во внимание.

Первая и самая главная рекомендация по учёту цветотипа в одежде и макияже – не пытаться изменить природный цветотип. К основным ошибкам относятся:
• Для Весны – окрашивание волос в тёмные цвета, в красный, а также в платиновый блонд; ношение тёмных контактных линз; использование ярких или тёмных теней для век, теней холодных оттенков (синий, серый); слишком сильное окрашивание глаз; применение яркой губной помады холодных или тёмных оттенков (розовый, бордовый).
• Для Лета – окрашивание волос в чёрный, рыжий или золотистый блонд; использование ярких или тёмных теней для век, теней тёплых оттенков (коричневый, бежевый); слишком сильное окрашивание глаз; применение яркой губной помады или помады тёплых оттенков (персиковый, коралловый, красный, бордовый); использование тонального крема или пудры (почти всегда тональный крем имеет тёплый оттенок).
• Для Осени – окрашивание волос в блонд или иссиня-чёрный; использование теней для век холодных оттенков (синий, серый); применение губной помады холодных оттенков (розовый).
• Для Зимы – окрашивание волос в золотистый блонд, шатен, красный или рыжий; использование теней для век тёплых оттенков (коричневый, бежевый); применение губной помады тёплых оттенков (персиковый, коралловый); использование тонального крема или пудры (почти всегда тональный крем имеет тёплый оттенок).
Теперь рассмотрим рекомендации по цвету и стилю одежды для каждого цветотипа.

Весна
Весна является классическим, «литературным» эталоном красоты.
Одежда её должна подчёркивать природную яркость внешности и теплоту колорита кожи. Поэтому Весне идут светлые, тёплые, чистые оттенки. Прежде всего персиковый и янтарный, а также все тёплые, но светлые и чистые оттенки красного, оранжевого и жёлтого, жёлто-зелёный и верблюжий коричневый.
Остерегаться следует тёмных тонов (включая собственно чёрный); холодных цветов (синий, фиолетовый); а также приглушённых, сероватых оттенков. Особенно не следует одевать такие цвета близко к лицу (блузки, футболки).
Наилучшая причёска для девушки-Весны – это крупные локоны средней длины, слегка небрежная стрижка-лесенка, где самые длинные пряди ниже плеч, а самые короткие до подбородка.
Весна лучше всего смотрится в спортивной одежде, а также в нарядах простого покроя, с минимумом деталей и без сложных элементов. Всевозможные принты Весне также не идут: лучше выбирать однотонные вещи. Единственное исключение – горизонтальные полоски типа разноцветных тельняшек. Они великолепно подходят весеннему цветотипу.

Лето
Это самый распространённый в нашей стране тип, к нему относится 70% русских.
Лету больше всего подходит романтический стиль одежды и стиль «сельского дворянства». Ещё оно великолепно смотрится в джинсовой одежде. Лету идут мелкие цветочные принты, т.н. «весёленький ситчик». А геометрический рисунок и крупные принты не рекомендуются. Зато смело можно носить рюшечки, оборочки, длинные летящие юбки и воздушные шарфики: словом, всё женственное.
Одежду следует подбирать светлых, холодных, приглушённых цветов – она должна быть зрительно «холоднее» кожи, чтобы на её фоне бледное летнее лицо смотрелось более «тёплым». Лучше всего Лету идут серо-голубой (перванш) и глициновый, а также все холодные, светлые и сероватые оттенки розового, сиреневого, синего и бирюзового.
Остерегаться следует тёмных тонов (включая собственно чёрный); тёплых цветов (красный, оранжевый, жёлтый); а также ярких, кричащих оттенков (кислотно-зелёный, ярко-синий, ярко-фиолетовый, фуксия). Особенно не рекомендуется одевать такие цвета близко к лицу (блузки, футболки).
Девушкам-Лето идут женственные причёски на длинных волосах, особенно сложные. В то время как короткие «мальчишечьи» стрижки – не самый выигрышный вариант.

Осень
Осень – это сочетание мягкости домашнего уюта и твёрдости сильного характера.
Осени как никому идут этнические мотивы в одежде, стиль сафари, а также вещи hand-made и многослойные ансамбли. Хорошо смотрятся крупный цветочный рисунок, «животные» принты (например, леопардовый), и в качестве аксессуаров – всевозможные фенечки и амулеты.
Одежда должна подчёркивать мягкость и теплоту лица, потому самыми выигрышными являются тёплые, тёмные и приглушённые тона. Например, ржаво-оранжевый, кирпично-красный, цвет зелёного мха, коричневый. Осени подходят все тёмные и приглушённые оттенки красного, оранжевого, жёлтого и зелёного.
Остерегаться следует холодных цветов (голубой, синий, фиолетовый); светлых тонов (включая собственно белый); а также ярких, кричащих оттенков (кислотно-жёлтый, ярко-зелёный). Особенно не следует одевать такие цвета близко к лицу (блузки, футболки).
Самая органичная причёска для девушки-Осени – это густая копна кудряшек.

Зима
К «зимнему» цветотипу больше всего подходит определение «роковая женщина».
Соответственно, самым выигрышным для Зимы нарядом является броское вечернее платье, а также экстравагантные, притягивающие взгляды нарядные ансамбли. Однако Зима великолепна и в строгом деловом костюме, который на представительнице другого цветотипа выглядел бы уныло. Также ей хорошо подходят крупные геометрические принты.
Ключевой чертой зимней внешности является контрастность. Такой должна быть и её одежда. Зима – единственный цветотип, кому к лицу чистый белый и чистый чёрный цвета. Кроме них, Зиме идут все яркие, даже кислотные цвета, особенно холодной гаммы: ярко-голубой, королевский синий, пронзительный фиолетовый, фуксия.
Остерегаться следует блёклых, светлых и тёплых тонов, таких как серо-розовый, персиковый, салатовый и пр. Особенно не следует одевать такие цвета близко к лицу (блузки, футболки).
Девушке-Зиме идут короткие волосы и спортивные стрижки.

Рекомендации для всех 12-ти подтипов обобщённо выглядят следующим образом: можно уверенно использовать цвета «своего» сезона; осторожно и в умеренных количествах – цвета «соседнего» сезона (на стыке с которым находится данный подтип); и следует исключить те цвета, которые противопоказаны одновременно обоим сезонам, «своему» и «соседнему».

Метод цветопроб
Метод цветопроб – это определение цветотипа по тому набору цветов, которые лучше всего «смотрятся» на человеке.
Работает он следующим образом. Необходимо смыть всю косметику, включая тональный крем, пудру, помаду, подводку для глаз и тени. Если контактные линзы цветные – следует снять их и заменить прозрачными. Если волосы натурального цвета – распустить их, если крашенные – убрать от лица (например, завязать в хвост), а в идеале – ещё и закрыть белой однотонной косынкой. Освещение должно быть естественным. Лучше всего делать цветопробу днём, стоя возле окна лицом к свету, в пасмурный день, без какой-либо электрической подсветки.
Далее к лицу поочерёдно прикладываются разноцветные куски ткани. Их набрасывают на плечи и грудь. Вместо ткани можно использовать однотонную одежду или даже листы цветной бумаги. При этом необходимо смотреть на лицо – как оно меняется в присутствии каждого цвета. Если лицо выглядит более однотонным, более ровного тона, свежее, чище, отдохнувшим или даже «цветущим», то это – Ваш цвет. Если же, напротив, на лице появляются пятна, покраснения или желтизна, избыточная бледность, неуместные цветовые переливы, тени, лицо кажется тусклым, постаревшим и усталым, то это – не Ваш цвет.
Очень важно не перепутать объективное влияние цвета на внешний вид лица с Вашим субъективным отношением к тому или иному цвету и с теми стереотипами, которые Вы когда-либо слышали о тех или иных оттенках. Характеристики типа «нравится – не нравится», «модно – не модно», «представительно – легкомысленно» и т.п. следует сразу оставить. В методе цветопроб имеет значение только одно: как меняется тон лица. Вам может категорически не нравиться Ваш цвет, но от этого он не перестанет быть Вашим, если Ваше лицо на этом фоне выглядит свежее и буквально светится изнутри.

Важно также грамотно выбрать цвета для дефиниции каждого цветотипа.
Так, для Весны лучше всего взять яркий персиковый – насыщенный, но при этом достаточно светлый. Такой нежный оранжево-розовый оттенок, который буквально излучает радостный тёплый свет. Или такой же яркий и жизнерадостный янтарный. Важно, чтобы эти цвета были предельно чистыми, без тени сероватого припыления.
Для Лета идеально подойдёт светлый серо-голубой, но не плоский, не просто бледный голубой, а напротив – сложный, глубокий по своей сути многогранный цвет, в котором, несмотря на однотонность материала, видятся и загадочные дымчатые завитки, и прозрачная нежная синь.
Для Осени берём ржаво-бурый или кирпично-красный, в меру тёмные, также очень насыщенные, сложные и многогранные, ни в коем случае не плоские, но и не ярко-неоновые. Цвета Осени должны излучать спокойную, уверенную и умиротворяющую, «домашнюю» теплоту.
Наконец, Зима чётко идентифицируется по чёрному и белому – это единственный цветотип, которого не «убивает» такой монохром. Также можно использовать пронзительно-яркий и чистый тёмно-синий.
Необходимо последовательно приложить к себе такие четыре лоскута и сравнить эффект, который они окажут на тон лица. Какой окажется наилучшим – к тому цветотипу Вы относитесь.

Иногда цветопроба строится на использовании четырёх оттенков одного и того же цвета – четырёх красных, четырёх жёлтых и т.д. – каждый из которых относится к палитре своего цветотипа. Это красивый метод, но производить его в домашних условиях практически невозможно: мало у кого в гардеробе найдётся столько оттенков каждого цвета, а главное – крайне сложно, не имея специального навыка, правильно отнести тот или иной оттенок к нужному цветотипу.
Если всё-таки есть желание попробовать эту разновидность метода, советуем остановиться на четырёх оттенках зелёного. Для Весны следует взять яркий фисташковый или чуть желтоватый салатовый, цвет первой майской листвы. Для Лета – светлый, немного приглушённый бирюзовый, цвет морской волны, омывающей сероватый галечный пляж. Для Осени – глубокий травяной, тёмный цвет мха или сентябрьского луга, ещё не пожелтевшего, но уже приготовившегося увядать. Для Зимы – яркий, пронзительный неоново-зелёный.
Для полноты картины приведём ещё один вариант однокатной цветопробы – четыре оттенка розового. Весенний розовый – это тёплый и светлый, очень чистый коралловый. Летний – холодный розовато-сиреневый, «цвет увядшей розы», чертополоховый или глициновый. Осенний – тёплый и приглушённый тёмно-розовый, баклажанный. Зимний – яркая неоновая фуксия.

Определять подтипы легче всего «от обратного», то есть по тем цветам, которые хуже всего смотрятся. В таблице собраны такие негативные цветопробы для каждого подтипа. Необходимо уточнить, что определять подтип-месяц этим методом можно только после того, как основной цветотип-сезон уже однозначно выявлен и не подвергается сомнению.
Подтип -- Название -- Цвет для дефиниции «от обратного»
Яркая Весна -- Март -- серо-бежевый
Тёплая Весна -- Апрель -- ярко-голубой
Светлая Весна -- Май -- бордовый
Светлое Лето -- Июнь -- тёмно-сизый
Холодное Лето -- Июль -- бежевый
Мягкое Лето -- Август -- ярко-голубой
Мягкая Осень -- Сентябрь -- ярко-красный
Тёплая Осень -- Октябрь -- тёмно-сизый
Тёмная Осень -- Ноябрь -- бежевый
Тёмная Зима -- Декабрь -- ярко-голубой
Холодная Зима -- Январь -- красный
Яркая Зима -- Февраль -- тёмно-серый

Некоторые стилисты считают метод цветопроб единственно верным для определения цветотипа, и уж по крайней мере – подтипа. Мы бы предостерегли читателя от подобной бескомпромиссности. Прежде всего потому, что абсолютно точно определить, как именно влияет цвет одежды на тон лица, может только профессионал. На обычную женщину слишком сильно влияют субъективные симпатии и антипатии, а также въевшиеся стереотипы о своей внешности. И уж точно правильно взять цветопробу нисколько не проще, чем определить, тёплым или холодным является тон кожи и насколько контрастны глаза.
Мы считаем, что для грамотного определения цветотипа и подтипа в домашних условиях прежде всего стоит определиться по дихотомиям (Светлый-Тёмный, Тёплый-Холодный, Яркий-Мягкий). Потом уточнить получившийся тип по характеристикам внешности (цвет волос, глаз, кожи и т.д.). И, наконец, для окончательного подтверждения результата, аккуратно и внимательно провести цветопробу.

В заключение ещё раз напомним, что главная миссия цветотипирования – это гармонизация внешности. Не сражаться с природой, а понять и признать подаренную ею красоту – вот предназначение этого метода.


Рецензии