Отдельным счастьем в памяти хранится...

                Подарков не просят, не обещают...
                Подарки приносят и отдают...              Вероника Тушнова.




 За всякий цветок-лепесток,
 за милые пустячки,
 за ценности-драгоценности
 и слова-открытки в мой адрес
 благодарю
 родню, друзей, знакомых!
 За все, что помню и уже не помню...
 Благодарю!

 ***

 ПОДАРОК ПОДРУГИ.

 Отдельным счастьем в памяти хранится книга, которую я, тогда 25-летняя, получила на почте. Получила, раскрыла и дышала ею, гуляя холмистыми Мозырскими просторами сентября -
 
 "-Знаешь... когда очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце...
  -Значит, в тот день, когда ты видел сорок три заката, тебе было очень грустно?
 Но Маленький принц ничего не ответил...

  -Если я прикажу какому-нибудь генералу порхать бабочкой с цветка на цветок, или сочинить трагедию,
 или обернуться морской чайкой и генерал не выполнит приказа, кто будет в этом виноват - он или я?

 -Я знаю одну планету, там живёт такой господин с багровым лицом.Он за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка. Ни разу не поглядел на звезду. Он никогда никого не любил. И никогда ничего не делал. Он занят только одним: складывает цифры. И с утра до ночи твердит одно: "Я человек серьёзный! Я человек серьёзный!" - совсем как ты. И прямо раздувается от гордости. А на самом деле он не человек. Он гриб.»

 Я сама, наверное, немного гриб... хотя терпеть не могу складывать цифры... А вот автор Маленького Принца Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери, французский летчик и писатель, он не был грибом, а был, по-моему, настоящим дитём Божиим - искренним, мудрым, чистым, щедрым. И это не подлежит сомнению. «... Если не будете, как дети, не войдете...".

 В памяти отдельным счастьем тот день, тот закат, та книга, та осень...



 ***

 ОТ СЕСТРЫ.

 Сестра моя Надька имела тетрадьку. В тетрадьке - переписанные её красивейшим почерком стихи... Нина Грехова, Вероника Тушнова...

 Надька училась в девятом классе и была для меня авторитетом, по крайней мере в этом - я брала её заветную тетрадьку, читала, и всё, пришедшееся к душе, переписывала в свою тетрадь.

 В общем, моя любовь к поэзии - моей сестры Надьки подарок.


 ***

 ПОДАРОК ПРИЯТЕЛЯ.

 Однажды на мой день рождения пришел приятель, но не мой приятель, а мужа моего - Витя, между прочим, преподаватель ВУЗа. Он вошел и преподнес мне подарок - освежитель воздуха «Гвоздичный».

 Потом как водится - застолье и танцы. Витя пригласил меня на медленный и в процессе преподал комплимент – мол, сегодня я очень даже неплохо выгляжу, не то что в прошлый раз... И вообще, выглядеть так, как я в прошлый раз - недопустимо. И он напомнил мне, как я выглядела в прошлый раз. А я и правда, когда Володя неожиданно припер к нам Витю, выглядела недопустимо – у меня был ужасный насморк, страшно болела голова и одета я была по-домашнему небрежно... Впрочем, тогда я тут же удалилась, но внимательный Витя успел-таки оценить мой неподобающий внешний вид... В общем, комплимент застал меня врасплох, но вечера не испортил -  не так-то легко огорчить меня всякой ерундой.

 После танцев и торта с чаем, Витя надумал просветить нас демонстрацией своего подарка - он стал важно носиться по всей квартире и распылять освежитель по углам всех имеющихся у нас помещений. Я уже готова была пасть в обморок, но не успела - содержимое баллончика иссякло, преподаватель освежителя  удалился, а улыбка осталась... 

 


 ***

 ПОДАРОК ОТЦА.

 Тут уместно вспомнить про самый первый из запомнившихся подарков.
 Мне было лет пять, и у меня были любимые тарелка и кружка с картинками из «Красной Шапочки». Я любила эти сказочные вещи и немного гордилась ими. Мне нравилось освобождать Красную Шапочку от размазанной по тарелке манной каши и рассматривать открывающуюся живописную картину...

 Когда кружка внезапно разбилась и я безудержно расплакалась, причастный к происшествию папа твердо пообещал мне купить точно такую же сказочную кружку. Началось томительное ожидание...

 Шли дни, недели и даже месяцы, а папа всё не преподносил мне обещанной кружки, про которую он попросту забыл. А я, горемычная, замаялась ждать и однажды подошла к нему и спросила:

 - Папа, а когда ты мне кружку купишь?
 - Какую кружку?
 - А помнишь, ты разбил мою кружку! И обещал купить точно такую же...

 Папа посмотрел в мои требовательные глаза и, улыбаясь, четко произнес:
 - Обещал, обещаю и буду обещать...

 В свои почти шесть лет я тогда уловила юмор в его словах, и мне стало понятно, что этот юмор гораздо важнее кружки. Поэтому не без оснований считаю, что папа тогда подарил мне чувство юмора и ощущение того, что есть нематериальные ценности, которые, простите за тавтологию, ценнее материальных.

 ***

 МАМИН ПОДАРОК.

 Время тянется, а годы летят!

 Пришла с подарками родня
 провожать на пенсию меня.

 Конверты, пакеты, букеты – приятно, предсказуемо, весело!

 Да нет, не так уж весело, как раньше - какое веселье без бати? У нас ведь день рождения один на троих - отец, дочь (я) и внучка (моя племянница). Раньше то бывало папа звонит – поздравляю тебя с нашим днём рождения! И никаких особых мне забот – едем к родителям на всё готовое. А уж готовил батя наинавкуснейше!

 После папиной смерти мамочка заметно сдала, она жила теперь с нами, тихая, ставшая маленькой, и никуда уж не выходила. Где мне было ждать от нее хоть какого-нибудь сюрприза. Я просто заглянула утром в её комнату, а она неожиданно, трогательно, искренне протянула мне свою любимую, насыщенного вишневого цвета, вазу в форме тюльпана. Милая моя, заботливая моя, нежная, всегда спокойная и доброжелательная мамочка моя преподнесла мне такой драгоценный сюрприз! Я растрогалась... И сейчас, когда мамы уже нет, мне светло от того, что эта насыщенного вишневого цвета ваза в форме тюльпана не просто осталась у меня по наследству, но подарена мамой и хранит тепло маминых рук, и отражает любящий карий взгляд ...



 ***

 ОТ ВИТАЛИКА

 Ещё один неожиданный и очень памятный подарок - пятитомник Федора Ивановича Успенского «История Византийский Империи». Если бы мы плотно общались и были духовно или просто душевно близки с моим троюродным братом Виталиком, то и тогда я бы недоумевала, как он умудрился выбрать для меня книги, о которых я и не догадывалась мечтать... А когда получила их, то поняла – иногда мечты сбываются прежде чем до них додумаешься.

 Ни в школе, ни в институте меня не занимала история – сплошная какая-то корыстная и кровавая борьба за власть.

 Другое дело путешествия!
 Тур Хейердал с его островом Пасхи и хождением на папирусных лодках...
 Фритьоф Нансен с его знаменитым дрейфом по Северному Ледовитому океану на уникальном «Фраме» - потрясающе! Когда по возвращении из экспедиции Нансена спросили, произошло ли с ними нечто, к чему они не были готовы, он ответил, что они предусмотрели в шесть раз больше того, что с ними приключилось.
 Разумные, добрые, бесстрашные и бескорыстные люди исследуют мир на благо себе и всем – это мне понятно и интересно.
 Не то, что правители-властители-угнетатели...

 Однако в конце прошлого века история стала мне весьма и весьма интересна. Написанные в эмиграции русским историком А.В.Карташевым «Очерки по истории Русской Церкви» меня попросту пленили - и языком, и честным многосторонним исследованием сложных вопросов, таких как, например, раскол Русской Церкви. Я прямо влюбилась в историю России – в её сложность, боль и стремление к добру и справедливости от самых истоков возникновения и становления русской государственности.

 Я готова была делиться своей влюблённостью с любым и каждым – это же чудо,
 что мы имеем письменность благодаря миссионерскому подвигу одного человека – святого Кирилла,
 что святая княгиня Ольга будучи крещеной и просвещенной уступила власть малолетнему сыну-язычнику и, сохранив положение любящей матери, предотвратила враждебное и непримиримое противостояние язычников и христиан в борьбе за власть.

 И правда, скажите мне, как можно было спокойно отдать власть враждебной и отсталой языческой партии в то время, когда тебе уже понятно, что лучше христианского устройства для страны ничего придумать не возможно? А Ольга, не иначе как Святым Духом просвещенная, не стала ввязываться в распри с язычниками и не стала достигать благих целей насильственными средствами и, ещё раз повторю, сохранив положение любящей матери, предотвратила враждебное и непримиримое противостояние язычников и христиан в борьбе за власть.

 А уже внук её святой князь Владимир - не крестовыми походами, но делами добра крестил Русь. Имели место и жесткие перегибы на местах, но они не были многочисленными и были всё-таки исключениями из правил.

 Одно мне стало ясно - история России-Руси и история Русской Церкви взаимосвязаны, взаимозависимы, неразрывны и интересны. Были драмы и трагедии, были смуты и расколы, но они не могли изменить вектор духовного становления и возрастания значительной части народа. «Здесь Русский дух, здесь Русью пахнет» - это не простые слова и доныне.

 Но откуда взялся этот Русский дух?


 И я возвращаюсь к подарку - «Истории Византийской империи» Федора Ивановича Успенского (1845-1928). Первый том был опубликован в 1913 году, и в предисловии к нему автор пишет: «Я питаю заветную мысль дать соотечественникам цельную систему в такой области, которую считаю наиболее важной после отечественной истории ... и я, как культурный русский обыватель, укрепляю и утверждаю свое национальное самосознание и убеждаюсь в том, что корни его лежат в глубине Византийской истории.»

 Как же нам, русским, не хватает ныне осознания своего национального самосознания! Читаю далее, а на ТЦ идет «Право голоса». И звучит – «За что борется сейчас Украина – за победу западных ценностей над византийскими». И удивляюсь тому, что думаю о том же.

 Украина, Украина... Страдание и скорби безмерны даже для нас, наблюдающих уже несколько нескончаемых месяцев этот кровавый кошмар вхождения в Европу.


 И продолжаю чтение -
 «Противоположности между западной и восточной культурой выражены у писателя XIIв. Никиты Акомината: «Латиняне считают раем ту страну, в которой суждено нам жить. Завидуя нам, они всегда злоумышляют против нашего рода и строят нам ковы. По обстоятельствам прикидываясь друзьями, в душе ненавидят нас, как злейшие враги. Между ними и нами утвердилась величайшая пропасть различия, нас разделяет самая резкая противоположность убеждений. Чрезвычайно гордые и надменные, они пользуются для своих целей мягкостью нашего нрава, приниженностью и скромностью».

 Да, глубоки, оказывается, корни пренебрежения и зависти, уже скажем, Евросоюза в отношении России.

 «В последней четверти V столетия по Р. Хр. под напором германских варваров пала Западная Римская империя. Наследие всемирного римского обладания, звание императора и самая идея всемирной монархии, а также остатки античной образованности уцелели только на Востоке – в Византийской империи.

 Особенно тяжела была для Западной Европы утрата идеи всемирной монархии. «Один Бог на небе, один царь на земле; нельзя небо представить без Бога, ни земли без императора», – так говорит западный писатель V-го столетия.

 То, что императорское достоинство сохранилось в Византии, наполняло умы политических деятелей Западной Европы озлоблением, и возникла мысль о том, что нужно во что бы то ни стало отнять императорское достоинство у византийских царей."

 Хочется, ох, как хочется им властвовать над нами уже свыше тысячи лет!!! Во что бы то ни стало!

 При короле франков Карле Великом "...империя была восстановлена на Западе, но все живо ощущали, что это не совсем справедливое дело при существовании законного римского императора на Востоке; многие называли западных императоров самозванцами.

 Это продолжалось до тех пор, пока западные императоры не приобрели путем КУПЛИ согласие на присвоение ими себе этого титула со стороны императоров византийских. Это первое хищение, которое сделал запад Европы от Византии.

 Второе хищение – церковное. Римский первосвященник, вступив на путь честолюбивых притязаний на главенство, начинает свое соперничество с патриархом константинопольским. Враждующие стороны подвергают одна другую проклятиям и взаимным оскорблениям, и раздор заканчивается полным отделением Западной Церкви от Восточной.

 Особенно печальна история завоевания Константинополя крестоносцами в 1204 г., когда франки убивали восточных христиан и опустошали их страну с не меньшею жестокостью, чем это делали они по отношению к мусульманам. (И НЫНЧЕ В 21 ВЕКЕ ЗАПАД НЕ ЩАДИТ ВОСТОК!)

 Никто из западных христиан даже не хотел и думать, как все это жестоко и несправедливо. Лишь один русский путешественник, бывший в то время в Цареграде, сделал в Новгородской летописи правильную оценку этих кровавых событий, назвав подвиг крестоносцев преступным деянием.

 До конца XII столетия Византия стояла на недосягаемой для западных народов высоте в области богословия, философии и литературы. Это превосходство над собою Византии сознавали и некоторые из западноевропейцев. Германские императоры IX и X столетий стремятся вступить в брачное родство с византийскими императорами. Вместе с греческими царевнами приходили тогда в Германию и греческие ученые. Каким уважением пользовалось греческое образование на Западе, видно из следующего места письма Оттона III к Герберту: «Ради Бога, побывай у меня. Сердце мое болит, потому что я не могу еще отогнать от себя саксонскую грубость и привить себе греческое просвещение».

 Самый момент падения Византийской империи ознаменовался величайшей изменой латинского христианства общехристианскому делу. Византийские императоры посылали на Запад просьбы о помощи, но там начались споры о том, следует ли оказать эту помощь. Одни рассуждали, что нехорошо оставлять христианскую страну под властью мусульман, а другие возражали, что ведь греки не истинные христиане, и за этими спорами дали туркам разрушить империю, не послав помощи грекам.

 Византия была рассадником культуры, а вместе с тем и предметом разного рода хищений и мирных заимствований, тогда как западноевропейские народы платили ей лишь завистью, недоброжелательством и жестокостями. Не то нужно сказать об отношениях Византии к Восточной Европе и к славянам.

 Византия, нуждаясь в людях для заселения своих земель, приглашала к себе германцев и славян. Войска империи нередко были пополняемы славянами. Из среды их бывали и администраторы империи, полководцы и даже один патриарх. В обычаях и законах империи есть возможность проследить влияние славянских правовых воззрений. Наши предки часто являлись под стенами Византии с военными целями, русские купцы почти всегда проживали в Константинополе и здесь находили прибыльный сбыт своих товаров. Эти частые сношения славян с Византией сопровождались разнообразными благодетельными последствиями для славянских племен.

 Византия просветила их светом христианской веры, она же дала им и основные черты (весьма отличные от западных - об этом в моем дневнике) государственного устройства , под влиянием Византии развились литература славян и их искусства. Византия дала им веру, богослужебный язык и письменность – заслуги неоценимые. Так смотрели на дело и сами славяне. Болгарский князь так говорил грекам: «От вас (бо) на все страны добрый закон исходит».

 Что тут скажешь... Различия в мировосприятии и устройстве гражданского общества Востока и Запада Европы давно зафиксированы и ныне очевидны. И эти различия прослеживаются из глубины веков и, к сожалению, сохраняются и усугубляются год от года.

 История - не просто свод свершившихся фактов - это та корневая система, что питает настоящее, влияет на будущее, и чрезвычайно важно её знать! Надо помнить и ценить своё родство.

 21 июня 2014 года Виталик скоропостижно скончался. Ему было только 46... С шестого класса он мечтал стать врачом. И стал врачом - пронзительно чутким и внимательным. Насколько глубоко он понимал, что нужно каждому, удивительно. Книги, подаренные им в тот единственный раз, когда я пригласила Виталика на день рождения, тому подтверждение. Этот очень дорогой для меня подарок - уже моя история и моя молитвенная память о брате...




 Фото автора.

 P.s. Некоторые интересные сравнительные выкладки из первого тома "Истории Византийской Империи" опубликованы в моем литературном дневнике -http://www.proza.ru/diary/viktiana/2014-06-06.


Рецензии
А хорошо, Таня, Вы сказали о глубоких "корнях пренебрежения и зависти". Всё - так.
А о России праведной - так ведь и ходим под Богом!
О вазе от Вашей мамочки очень трогательно, до слез даже. Не может быть подарка лучше.
Еще - о брате. Сердце сжалось. Как же хорошо он понимал Вас и как любил! Троюродный, как самый родной. Светлая ему память.
Столько у меня впечатлений от сейчас у Вас прочитанного, Тань!
Храни Вас Бог!

Ольга Суздальская   04.11.2014 19:26     Заявить о нарушении
Оля, спасибо Вам за сопонимание - мы с Вами из одной истории и одной - единой в прошлом, настоящем и будущем страны. Как это драгоценно!
Молитвенного Покрова Пресвятой Богородицы Вам и близким.

Татьяна Вика   05.11.2014 06:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.