Сергей Николаевич Дурылин

НА СНИМКЕ: Сергей Николаевич Дурылин (1886-1954 гг.), доктор филологических наук, археолог, писатель, философ-богослов, литературовед, театровед, педагог, одна из трагических фигур русской культуры первой половины ХХ столетия.


Сергей Николаевич Дурылин был чрезвычайно интересным и разносторонним человеком. В 16 лет он начал свою литературную деятельность. В 25 – занимался частной педагогической практикой, причём среди его учеников были Игорь Ильинский и Борис Пастернак. В позднейшей автобиографии Пастернак пишет о С. Н. Дурылине: «Это он переманил меня из музыки в литературу…».

В свои молодые годы Дурылин общался с Л. Толстым, С. Булгаковым, П. Флоренским, В. Розановым и другими выдающимися людьми своего времени.

Осенью 1912 года стал секретарем Московского религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева (МРФО), остался им вплоть до его закрытия в июне 1918 г.

В этот период он проводит исследования и делает доклады о Лермонтове, о религиозных истоках русской поэзии, о Лескове. И при этом в 1914 г. заканчивает археологический институт.

В 1916 г. Дурылин издаёт книгу «Рихард Вагнер и Россия», а книгу «Церковь Невидимого Града. Сказание о граде-Китеже».

В 1920 г. был рукоположен в священники и служил в церквях и часовнях Москвы.

В 1922 г. началась первая волна массовых репрессий против священнослужителей. Она была связана с развернутой властями в 1922 г. кампанией по изъятию церковных ценностей. Эта насильственная акция осуществлялась под прикрытием демагогических лозунгов о необходимости конфискации церковного золота для спасения жертв страшного голода, обрушившегося на Россию.

Сначала произошли трагические события в Шуе, где войсками, присланными для разгона верующих, вставших на защиту от грабителей ценностей Воскресенского собора, погибли, были ранены и избиты десятки человек.

Затем волнения произошли в Москве, где тоже начались активные протесты верующих. В первый же день были произведены аресты 27 священников и прихожан. И здесь власти использовали войска: у церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе, у церкви Богоявления в Дорогомилове, у церкви Спаса Преображения в Богородском и возле других храмов.

Вспышки сопротивления изъятию церковных ценностей послужили для властей удобным поводом для фабрикации целой серии судебных процессов, таких как «Процесс 54-х», процесс по делу «московских церковников».

Среди священнослужителей, подвергшихся аресту, был и настоятель часовни Боголюбской иконы Божией Матери у Варварских ворот священник Сергий Дурылин.

Он был арестован и выслан на 2 года в Челябинск, где заведовал археологическим отделом Челябинского музея.

В 1924 г. Дурылин вернулся в Москву.

В Москве он работает внештатным сотрудником ГАХНа (Государственная академия художественных наук) по «социологическому отделению» и домашним учителем.

В 1927 г. Дурылина снова арестовывают по обвинению в том, что он поддерживал связь с «руководителем антисоветской группы» почитателей писателя В.В. Розанова Г.А. Леманом, пропагандировал «контрреволюционное учение Розанова».

По постановлению Особого совещания при Коллегии ОГПУ, С. Н. Дурылин был выслан в Сибирь сроком на три года и направлен на поселение в Томский округ.

Отбыв три года ссылки, Дурылин поселяется в маленьком городе  Киржаче Владимирской области (Москва была для него запретным городом). И только в 1933 г. он получает разрешение на жительство в Москве.

Вскоре последовал новый арест, и, как пишут, он был освобождён стараниями своей жены Ирины Алексеевны Комиссаровой, в брак с которой он вступил в том же году. (По статье «Из материалов архивно-следственного дела по обвинению С.Н. Дурылина», опубликованной в Вестнике ПСТУ II. История. История русской православной церкви. 2008. Вып. II:3(28). с.126-139. На сайте http://pstgu.ru/download/1228151293.durylin.pdf).

С 1934 г. Дурылин стал членом Союза советских писателей, со дня учреждения Союза.

С 1936 г. он поселяется в построеннном им самим доме в Болшево под Москвой (в настоящее время Болшево – входит в состав города Королёв). Там он и живёт до свой смерти в 1954 г.

С середины 30-х Дурылин — старший научный сотрудник Музея Малого театра.

С 1938 года Дурылин работает в Лермонтовской и Толстовской группах Института мировой литературы.

Он работает не только в области литературы, но и в области театроведения: Пушкин, Островский, Горький ...

В 1944-м году ему присваивают степень доктора филологических наук — без защиты диссертации. А через год Дурылин занимает кафедру истории русского и советского театра в ГИТИСе, становится профессором. Одновременно он работает старшим научным сотрудником в Институте истории искусств, по театральному сектору.

Его труды глубоки и обширны, охватывают многие области литературоведения и театроведения, но основная тема исследований Дурылина — развитие и утверждение реализма в русском искусстве.

Дурылин исследовал русскую классическую драматургию, сценическую историю пьес. Изучал проблемы актерского творчества. Он автор целой серии театральных портретов: М.Н. Ермоловой, В.И. Качалова, И.М. Москвина, П.М. Садовского, О.О. Садовской, М.С. Щепкина, Н.К. Яковлева, Л.М. Леонидова, К.С. Станиславского и других.

И в обобщающих трудах Института истории искусств, таких как исследования по истории русского театра (Малого, Художественного), Дурылин — самый активный участник

Дурылин печатался под разными псевдонимами: С. Северный, С. Раевский, Н. Кутанов, Д. Николаев и др.

Его талант был многогранен, он обладал широкими знаниями во многих областях, и все его знания историка литературы и искусства, археолога, этнографа, поэта нашли счастливое применение в занятиях театром.

Продолжение следует: http://proza.ru/2014/10/04/375


Рецензии