Берег турецкий. Эфес. Последняя обитель Богоматери

Дорога до Эфеса оказалась значительно короче, нежели до Памуккале, и от этого, может, более приятной. Хотя прогулка по развалинам знаменитого греко – римского поселения была куда как длиннее, но об этом позже.
Конечно же, наш гид Хайдар – бей – очень колоритная фигура, который чуть ли не в каждую  фразу вставлял обращение «Дамы - господа», в первую очередь напомнил нам о существовании семи чудес света вообще и храма Артемиды в Эфесе в частности. Мало того, оказывается и другое чудо света – мавзолей Мавсола в Галикарнасе – находится не очень далеко, поскольку Галикарнас – нынешний Бодрум и известен, пожалуй, более, чем Кушадасы. Интересный факт – нынешней осенью именно в Бодруме задержалась яхта Абрамовича «Eclips», хотя до крымских берегов оставалось не так уж далеко. Видимо, возникли перебои с топливом.
Хайдар – бей философски заметил, что – увы! – от колоссов древнего мира не осталось потомкам почти ничего. Что же, колоссы и империи имеют свойства разрушаться и исчезать – с этим необходимо смириться априори. Вы уже догадались, что храм Артемиды мы не увидели. Каким-то утешением может служить тот факт, что Александр Филиппович Македонский со товарищи его также не успел увидеть, поскольку честолюбец Герострат умудрился жечь это замечательное творение как раз в день появления на свет будущего великого полководца.

Первая остановка и первый объект, ради которого мы отправились в Эфес, были вовсе не руины исторического города, а довольно скромное строение на горе, на высоте почти 400 метров над уровнем море, который считается  домиком Богоматери. Надо заметить, что после распятия Христа на Голгофе судьба его матери, очевидно, мало интересовала евангелистов: тот факт, что Иисус поручил любимому ученику Иоанну заботу о матери они посчитали необходимым и достаточным. Следы Богоматери пропадают; но вот в середине XIX века  в Германии  некой крестьянке по имени Анна Катерина Эммерик, (по современным версиям слепая монахиня; барельеф, размещенный внутри домика, дает представление о ней как сильно изможденной и бледной женщине),  прикованной  к постели неизлечимой болезнью,  было видение. Это видение было записано, и после смерти Эммерик  в 1842 году, опубликовано в виде книги. В книге, в частности, было написано, что Дева Мария поселилась вместе с Иоанном не в самом Эфесе, а километрах в 5-ти от него, на Соловьиной горе. Дальше за дело взялись археологи, нашедшие в 1891 году остатки византийской церкви  XIII века н.э., построенные на фундаменте I века н.э. Также были найдены закопченные мраморные плиты, использовавшиеся в качестве очага, угли и одно захоронение рядом с домиком – все I века нашей эры.
Вот к этому месту мы и стремились - подъём вверх на автобусе не утомителен, а великолепные средиземноморские сосны и вовсе создают сказочную обстановку. Но – в тот момент, когда Мария с Иоанном добрались до этого места, Богоматерь была уже достаточно немолодой женщиной. Считаем – что мы и сделали вместе с Хайдар-беем – в момент рождения Христа ей было 16 лет (отдельные источники говорят о 14, но мне больше нравится хоть и условное, но совершеннолетие), плюс    33 года до момента распятия и ёще четыре года, прибытия в Эфес. Итого -  53 года. Вряд ли дорога из Палестины была для нее легкой, а в Эфесе ей предстояло прожить еще целых восемь лет.
Тут хотелось бы  бросить упрек  художникам – Богоматерь при жизни Иисуса изображалась, наверно, миллионы раз, а вот Богоматерь скорбящая со своим приёмным сыном Иоанном – ни разу. По крайней мере, мне о такой работе неизвестно.
Вернемся к в домик – он состоит из двух небольших помещений без малейшего намека на бытовую обустроенность. Убранство самое скромное: небольшая скульптура Богоматери на католический манер, несколько икон от той и другой конфессий. На меди светильника мне удалось разглядеть двуглавого византийского орла. На отдельных камнях сохранилась копоть – возможно с тех времен. Намоленность, как, скажем в Киево – Печерской лавре, не ощущается – может потому, что я искал для себя в этом месте иных впечатлений. Впечатлений о жизни женщины, наделенной особенной судьбой и подверженной многим испытаниям – но, при этом, женщины земной. Но это в самом домике, вот у источников, места для свечей и стены желаний эмоциональная атмосфера градусом выше – никому не хочется упустить своё. Свечи лежал неподалеку – пару зажгли и поставили, пару взяли с собой. У источников наполнили заранее взятую посуду; все три родника поименованы по-женски: Вера, Надежда, Любовь. Для матери их Софии, видимо, подходящего родника пока не нашлось – но, я уверен, будет. Вода превосходная. 
У стены желаний определенная сутолока – каждому хочется разместить своё собственное на заветном месте, опять же по своему выбору. Мне ничего особенного желать было не нужно, поэтому я и оставил дежурную записку об улучшении благосостояния собственной семьи. Если это поймут как просьбу об НЕУХУДШЕНИИ, то и славно.
На пути вниз успел увидеть на возвышенности вдали монолитные бастионы Козьей крепости. Далее наш путь лежал к руинам древнеримского Эфеса.  Но это тема следующего поста. 


Рецензии