Поэзия-буфф. Выпуск 1. Проклятые поэты

Приветствую вас в рубрике «Поэзия-буфф», посвященной поэзии разных стран и их ярчайшим представителям. Начать бы я хотел с Франции – страны, давшей нам целую плеяду выдающихся мастеров, среди которых незаурядным и одновременно каким-то болезненным неясным светом, присущим скорее Луне, сияет звезда «прОклятых» поэтов. Луны, конечно же, ущербной, ведь это эпоха Декаданса во всём своём неприглядном величии. Эпоха абсента, который «Зелёной Музой» восседал на сознании; кабаре, развлекающих пресыщенные глаза, и многочисленных кафе-бистро, в которых протекала жизнь тогдашней богемы; когда «невроз и меланхолия утвердились медицинскими симптомами века».

По словам одного французского философа, «декаданс – это цивилизация, погрузившаяся в размышления». Это был кризис души, попытка переосмысления, и в конечном счёте осознание собственной тщетности. Декаданс смотрел в будущее глазами мунковского «Крика», он был во многом пророческим – перерождения души не произошло и сто лет спустя… «Смерть», «скука» и «тоска» - эти три понятия пронизывают всё творчество «проклятых» поэтов. Они заглянули в самую душу общественного строя и нашли там лишь упадок морали и жизненных сил, несмотря на его внешний лоск. Невидимый паук ткал в их воспалённом мозгу, часто тронутом распространёнными тогда морфием, опиумом и другими наркотическими средствами, витиеватые узоры из символов и знаков. Несказанно одарённые, поддерживаемые художниками-импрессионистами, они стали не рупором, но надрывистым смычком того времени, сколь пронзительным, столь и правдивым. И среди этих наследников Бодлера, а он является своеобразным крёстным отцом как декаданса, так и символизма, своё незыблемое место занимает, конечно же, Поль Верлен, с которого в следующий раз я и начну наше путешествие во Францию конца XIX века.

*В работе встречаются материалы из статьи М.Яснова "Жизнь ради мифа"
Иллюстрация Э.Мунк "Девушка и Смерть"


Рецензии