День Знаний или 1 сентября это праздник?

Странное чувство охватывает меня каждый год одновременно с приходом сентября, а точнее 1 сентября в День Знаний. Когда я прохожу мимо школы в соседнем дворе, со мной происходит что-то вроде дежа-вю... Стройные ряды учеников на небольшом пространстве школьного двора. Белые фартучки, белые воротнички, букеты цветов, улыбки родителей и растерянно-растроенные лица детей. Я вижу себя, старающуюся быть независимой, от учителей, от детей и вообще равнодушной, отстраненной. А чему радоваться?! Снова в школу?! А где лето, каникулы, песочный пляж на берегу речки, походы в лес и поедание ягод в огороде, варенье бабушки, ласковое лицо мамы? Снова вставание в 7 утра, таскание портфеля, отягощенного чужими знаниями и пакетов со сменной обувью, а два раза в неделю еще и физкультурой?! Господи, хоть бы снега в этом году не было, а то опять переть лыжи, втискиваться с ними в трамвай, а потом усталой и мокрой снова садиться в не менее переполненный трамвай и слушать ворчание пассажиров: «Лезут тут... Могла бы и пешком пройтись, не старая поди...».. Да, я молодая, но я ужасно устала после 6 уроков и двухчасового бегания на лыжах покруг школы. Устала я!!!! Вон стоит физрук, улыбается, он уже планирует как оторваться на нас бедных. А вон и географичка, сверлит глазами, математичка, физик... Историк улыбается и потирает руки. От предчувствия удовольствия? Радостные (а радостные ли?) учителя посматривают на своих будущих «жертв». Директор толкает речь (впрочем такую же как и в прошлом году) и все нестройными рядами идут в школу. Родители утирают слезы умиления глядя на первоклассников, которые еще не понимают, что их ждет,  но предчувствуя недоброе как-то растерянно улыбаются и махают мамам ручкой. Да-да,сделай маме ручкой, вечером тебе уже не будет так весело... Хорошо хоть дождя не было. Кому подарить этот несчастный букет? Бедная мама, каждый год она снабжает нас с сестрой букетами белых хризонтем или красных гвоздик на 1 сентября. А зачем? Чтобы в числе других цветочных веников они потом торчали в ведре в углу класса.... Отрываюсь от одноклассников и бегу к учительнице русского и литературы. Это единственная учительница, которую приятно снова увидеть. Слава Богу, она и дальше будет нас вести. По крайне мере один предмет не будет вызывать аллергии.
Возвращаюсь в класс. Занимаю свободное место. У меня нет друзей и мне все равно где сидеть. Я и сейчас не помню, кто был моим соседом по парте. Да и был ли кто...
День Знаний начался. Классная руководительница рассказывает про то же самое в очередной раз. Не надоело? Впереди 9 месяцев учебы, до мая далеко... Я знаю, что снова буду приходить ровно без пяти 9 и уходить, а точнее пулей вылетать из школы в 14.45, после шестого урока. У меня много увлечений, но все они за стенами школы, у меня есть друзья, но они тоже не здесь, не в этом классе. Я ухожу, улетаю, испаряюсь... Там за стенами школы другая жизнь, там меня любят и ценят, там людям со мной интересно. Почему и когда я начала ненавидеть школу? Кажется тогда, в 8 классе. Когда вдруг начались грязные отвратительные сплетни и разборки между девицами вздыхающими по тому самому парню. Да, тогда, когда у меня украли общественные деньги, и моей бедной маме (одиночке с двумя детьми) пришлось их возмещать. У меня их вытащили на перемене. Это был кто-то из класса. Только одноклассники знали, что я собираю деньги. Меня обокрали СВОИ. Мне было стыдно. За своих, за то, что они меня обокрали... Потом «предала» подруга, позднее еще пара «подруг». Заложили, сдали, подставили, а проще донесли... Как настоящие пионерки. Интересно, они об этом помнят? А я вот помню. Радость от появления в школе свелась до минимума, до уроков литературы и английского. Цель – диплом, где должно быть как можно больше пятерек. Средняя - минимум 4,5. Ну и постараться не показывать лицом, что меня что-то не устраивает. Вечно у меня все на лице написано... Вот географичка и злится, а сама «губит» предмет. Ведь это география! Что может быть интереснее? А она таблицы, графики, уголь, газ, нефть... А физика? До сих пор ничего не понимаю.. А ведь я не глупая, не идиотка. Значит это не моя вина, а учителя. Я теперь сама преподаю и абсолютно уверена, что если студент плохо понимает, это моя вина, я плохо объяснила. А своих студентов я не просто учу, я их люблю. Наверно, меня просто обошли любовью в школе и поэтому мне совсем не хотелось приходить на школьные встречи.
Прошло 26 лет. Век интернета, не спрячешься. Меня вдруг нашли одноклассники. Они оказывается встречаются, ходят в школу, празднуют дни рождения нашей классной руководительницы. Они ее помнят и ... типа любят. А я не люблю. Да и ничего хорошего про нее хоть убей не могу вспомнить. Почему? Да не любила она нас. Никого не любила. Она просто хотела быть так сказать подружалкой, а этого учителю нельзя делать. Никогда! Это табу. Ключ без права передачи. Ты можешь быть им мамой, любимой учительницей, сестрой на худой конец, но не подружкой...
Так за что же мои одноклассники вдруг полюбили ее? Или они только делают вид, что любят? А может со мной что-то не так? Может я не заметила ее любовь и доброту. Или просто наступил момент, когда стоит забыть «предательство» подруг и придирки учителей, придти на встречу, посмотреть, поговорить? Кое с кем мы начали переписываться в интернете, и иногда эти письма кажутся откровенными и даже теплыми, и люди кажутся почти близкими, родными. Один пишет прекрасные стихи, другая отличные рассказы, одна - мама троих детей, другой – кандидат наук, преподаватель в ВУЗе, как говорили во времена нашей молодости «одном из самых престижных вузов страны». Каждый чего-то достиг в своей жизни, чего то, что достойно уважения. Почему же мои детские обиды по-прежнему сидят где-то глубоко в сердце и не позволяют открыться навстречу моим бывшим одноклассникам? Ведь детские обиды не сравнить с тем, что мы переживаем в реальной жизни. Но, видимо, наши детские комплексы так глубоко прячутся в тайниках души, что выгрести их оттуда не так просто... Но может стоит? А может я снова ошибаюсь, и они, мои бывшие, только делают вид... Ведь мы выросли во времена «великой лжи» и взрослели, перепаханные бульдозером перестройки, а потом выживали во времена ельцинской рыночной экономики. Где уж тут быть искренним. Помните основной принцип рыночной экономики? «Выкрутиться, выжить, извернуться как уж на сковородке, прыгнуть в дамки пока не поймали, успеть, достать, схватить....». А потом кто не спрятался, я не виноват... Нет, не стоит... Не верю, а сентябрь тут не причем, просто совпадение...
Как-то моя подруга со смехом поздравила мою дочь с Днем Знаний! Дочь с изумлением ответила: «Да?! Ну спасибо, слава Богу, последний год!». Я снова вспомнила свои 1-ые сентября. Как мы похожи... А может школы во все времена одинаковые?


Рецензии
Уважаемая Елена Александровна!
Хотя Вы ругаете школу, а ведь Вам в ней повезло - у вас был прекрасный преподаватель литературы и еще английского. Другим везет меньше. Тут никаких исследований проводить не нужно: "мы все учились понемногу чему-нибудь и как0-нибудь". Моя жена преподавала в школе математику, я - труды, т.е. мы были знакомы с проблемой изнутри. Как-то стали вспоминать талантливых и увлеченных своей работой педагогов, с которыми встретились, начиная с первого класса и заканчивая нашим выходом на пенсию. Получился период с 1945 по 1995 год, 50 лет. Вдвоем мы насчитали, кажется, двенадцать человек. Вам повезло с преподавателями в университете,а теперь, как я понимаю, повезло Вашим студентам. Завидую им белой завистью. Думаю, среди ни тоже будут талантливые палеонтологи и замечательные педагоги.
С искренним уважением
Игорь Фишелев

Игорь Фишелев   28.01.2015 16:03     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.