Лица

(Из автобиографической повести в миниатюрах «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не говорю»)

Я очень плохо помню людей, которые никак не затронули моего внутреннего существа. Знаю имена, но – это формальное знание, оно никак не греет, и нет их образов в памяти.

Знаю, но не помню Мещерякова. Совсем не помню Скороходову, хотя она в нашу группу приходила, и я с ней общалась. Тоже самое могу сказать и про Ильенкова с Леонтьевым, хотя они также курировали НИИД*.

Из четвёрки, которая поступила в МГУ, самые тёплые воспоминания – о Юре Лернере. Он играл со мной, сам превращаясь в ребёнка. Саша Суворов тоже любил играть со мной. Но в первую встречу он меня напугал...

...Мы с мамой пришли, в малышовую группу НИИД, чтобы познакомиться с учителями, и с местом, где мне предстояло учиться. Саша подошёл познакомиться, и сделал это так напористо, что я испуганно закрылась от него куклой, подсовывала ему руки куклы, убирая свои. И это самое первое яркое впечатление от встречи с ним.

Но позже, когда я уже была в этой группе,  и привыкла ко всем, мы с ним подружились.

А вот Сергей Сироткин и Наталья Корнеева так были заняты учёбой и собой, что я практически не помню общения с ними. Они очень серьёзно занимались. Наташа даже часто ругала меня за шалость, и желание поиграть с кем-то из них. Помню как усадив меня к себе на колени читала мне сказки.

Когда меня привели, в группе были ещё два ребенка, но настолько умственно отсталых, что я с ними играть не могла. И тянулась к старшим ребятам.

Через год появилась Наташа, которая была на два года моложе меня. И учителя сразу же сказали, что раз я старшая, то я должна заботиться о ней. С её появлением мне стало веселее.

Я совсем почти не помню ещё одного воспитанника моей группы – Вовочку. Его привезли в корзинке, но это я знаю со слов мамы... А для меня это был глупый мальчишка, который готов был часами стоять, качаясь и вертясь в разные стороны, и смотреть на свет через какой-нибудь стеклянный предмет. Он постоянно норовил испортить мои картинки, порвать мои книжки...

Мне запрещали ругать его. «Он маленький!». «Он слабый!». «Ты сильнее, ты не должна его обижать!».

Может тогда я по-настоящему возненавидела слабость в мужчинах... Я ещё не могла хорошо понимать, что такое «дурачок». Тем более это слово про него при мне не говорили.

Мне всегда было интереснее с более взрослыми. Хотя их энергии обычно на меня не хватало. Ну, разве что Юра... Он всегда был рад поиграть со мной. Даже в ущерб занятиям.


* Институт основан в 1929 г. С тех пор он несколько раз менял своё название: до 1934 г. назывался Экспериментальным дефектологическим институтом (ЭДИ), с 1934 по 1943 гг. – Научно-практическим институтом специальных школ и детских домов, с 1943 по 1992 гг. – Научно-исследовательским институтом дефектологии, с 1992 г. – Институтом коррекционной педагогики. Одним из основателей Института был Л.С. Выготский – основоположник российской школы специальной психологии и педагогики. В нем работали А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, Ж.И. Шиф, И.А. Соколянский, Ф.Ф. Рау и другие.

Ноябрь 2012 г.


Рецензии