Русская История 20. Великий Раскол

(Предыдущая:http://www.proza.ru/2014/10/02/1342)


ПОПОВ Флегонт Петрович
г. Кишинёв, 1986 год




                НИКОН (1605-1681).


       Патриарх Московский и Всея Руси. По происхождению мордовский крестьянин Никита Манов. В 1635 году постригся в монахи. Был игуменом Кожкозерского монастыря. С 1648 года – митрополит Новгородский, переселился в Москву. Явившись к царю, по обычаю того времени, произвёл сильное впечатление на Алексея Михайловича. Вскоре сделался другом и советчиком царя, с этого момента начинается быстрое возвышение Никона – сначала архимандритом Ново-Спасского монастыря, а с 1652 года – патриарх.

       В 1653-56 годах, для укрепления церкви произвёл целый ряд церковных реформ: исправление богослужебных книг, унификация обрядов, введение проповедей и так далее, что вызвало большие волнения среди верующих людей.

       Честолюбивый, высокомерный и властный патриарх Никон жестоко расправился с противниками церковных нововведений, что вызвало раскол православной церкви (см. «Раскол»). Никон приобрёл огромную власть не только в делах церковных, но и в государственных делах, носил титул «великого государя», в отсутствие царя практически правил государством. Проводил идею главенства церковной власти над светской, чем вызвал недовольство царя Алексея Михайловича.

       Поссорившись  с царём, Никон сложил с себя в 1658 году патриаршество, а в 1666-67 годах Церковный собор снял с Никона патриарший сан и сослал в Ферапонтов монастырь.

       После смерти Алексея Михайловича был переведён в более тяжелое заключение – в Кирилло-Белозерский монастырь. К концу его жизни, в 1681 году восстановлен в патриаршем сане и возвращён из ссылки. По некоторым сведениям умер в дороге в Воскресенский монастырь.



                РАСКОЛ. СТАРООБРЯДЧЕСТВО.

       Широкое религиозно-общественное движение в России против официальной православной церкви. Раскол возник в XVII веке и получил широкое распространение в течение XVII и XVIII веков.

       Поводом к Расколу послужили исправления патриархом Никоном ошибок в богослужебных книгах и введение некоторых преобразований в церковном богослужении и церковной обрядности (замена земных поклонов поясными, двоеперстие – троеперстием и др.). Унификация церковного культа производилась по греческому образцу. Церковные реформы, начатые патриархом Никоном в 1653 году, встретили сильное недовольство со стороны широких народных масс и сопротивление части духовенства, фанатично отстаивавших русую «старую веру» и выступившего против греческой веры. Неуступчивость и суровость новаторов привели к отделению сторонников прежних порядков от господствующей церкви. Правительство сейчас же воздвигло на раскольников гонения, которые продолжались до начала XX века.

       Никон при поддержке правительства жестоко расправился с раскольниками. Крупнейшие идеологи раскола: протопоп Аввакум, дьякон Фёдор, Лазарь, Епифаний в 50-60-х годах были сосланы, а позже, 14 апреля 1682 года сожжены в Пустозерске. Но репрессии только увеличили число раскольников.

       Борьбу за «старую веру» вели и представители высшей знати (боярыня Морозова, княгиня Урусова, князь Хованский и другие), часть высшего духовенства также была против церковных новшеств. Под знаменем раскола во второй половине XVII века произошёл ряд выступлений против реформы.

       Пропаганда деятелями раскола (Аввакум и др.) идей о «конце мира», очищении от грехов, ухода от «мирской жизни» привели во второй половине XVII века к массовому бегству крестьян и посадских людей в леса Поволжья, Зауралья, Сибири, где были организованы многочисленные раскольничьи скиты. В конце XVII века получили широкое распространение изуверские формы коллективных и индивидуальных самоубийств (самосожжение, самоутопление, «запоживание» - голодная смерть и т.п.), чему способствовало усиление репрессий против раскольников.

       Гонения заставили раскольников обратить внимание на политику и сделали их злейшими противниками правительства. Реформы Петра I и его ломка старой жизни ещё более усилили недовольство раскольников, к которым стали присоединяться многие элементы, недовольные реформами Петра. Вся история раскола полна преследований как со стороны правительства, так и духовенства. В 1682 году вышел закон, наказывавший упорных раскольников, совратителей в раскол, сожжением и другими видами смертной казни.

       Пётр I несколько смягчил участь раскольников, но обложил их двойной податью. После Петра гонения усилились. В течение XVIII и XIX веков гонения то ослабевали, то усиливались, но никогда не прекращались, и только в 1906 году указ о веротерпимости дал раскольникам равноправие и свободу вероисповедания.

       Преследования правительства не уменьшили количества раскольников. Наоборот, они стали более фанатичными и способствовали большему распространению раскола, так как раскольники разбежались во все концы России, и пропаганда раскола широко разлилась. Раскольники бежали и за границу: в Пруссию, Австрию и даже в Китай и Канаду. Преследования имели и другие последствия: под их влиянием стали появляться секты, признававшие самосожжение, закапывание живьём в землю, замуровывание, замаривание голодом и др.

       Главными центрами раскола в XVIII- начале XX веков были скиты и общины по рекам Керженцу и Иргизу (Заволжье и Поволжье), в Стародубе (Украина), Пустозерске (Поморье), церковь Рогожского кладбища в Москве (с 1771 года).
Общее количество раскольников или старообрядцев в начале XX века доходило до 10 миллионов человек. Ещё в 1665 году старообрядцы разделились на поповцев и беспоповцев. Обе эти большие группы разделяются на множество сект, отличающихся между собой как религиозным учением, так и отношением к обществу и государству.



       Протопоп АВВАКУМ – Петрович. Расколоучитель XVII века. Родился в 1620 (1621-?), умер в 1682 году. Был протопопом в городе Юрьеве-Польском. Один из крупных деятелей старообрядчества, возглавлявших церковный раскол, писатель.

       За резкие выступления против церковных реформ Никона в 1653 году был сослан из Москвы в Сибирь. В 1662 году был возвращён в Москву, где продолжал выступать против реформ. В 1666 году Аввакум был предан церковному суду, лишён сана священника  и в 1667 году сослан в Пустозёрский острог, где 14 лет просидел в земляной тюрьме. В 1682 году за упорство вместе с ближайшими приверженцами был сожжён.

       Аввакум – автор многих богословских сочинений. Наиболее значительное его произведение – «Житие», написано между 1672-75 гг. В нём он нарушил традиционную «жития», написав свою личную биографию живым, близким к народной речи, языком. «Житие» Аввакума – ценный исторический и литературный памятник XVII века. Борясь за укрепление церкви и за старину, Аввакум в то же время создаёт яркие сатирические картины церковной жизни.



                СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ.

       Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь – один из крупнейших православных монастырей России, основанный в 1436 году святыми Савватием, Германом и Зосимой на юго-западном берегу Соловецкого острова в Белом море. С конца XVI века и до революции служил местом ссылки и заточения духовных лиц, еретиков и т.д.

       В XV-XVIII веках сыграл большую роль в хозяйственном освоении Беломорского края, был его экономическим и политическим центром. Соловецкий монастырь был одним из крупнейших землевладельцев России, но основным видом его хозяйственной деятельности были промыслы: солеварение (в XVII веке имел 64 варницы, ежегодно продавал около 140 тысяч пудов соли), рыбные, морские (зверобойные), слюдяной, железный, жемчужный, с большим числом монахов.
Соловецкий монастырь вёл также крупную торговлю, занимался ростовщичеством. После секуляризации монастырских земель в 1764 году хозяйство монастыря пришло в упадок.

       Вплоть до начала XIX века Соловецкий монастырь был важной оборонительной крепостью. В нём имелся свой гарнизон в тысячу человек. Во второй половине XVI – начале XVII веков не раз отражал нападения иностранных кораблей. В 1854 году подвергся нападению англичан.

       Соловецкий монастырь был также крупным религиозным центром дореволюционной России. В XVII веке выступил против церковных нововведений, был одним их центров раскола (см. «Соловецкое сидение»).

       Соловецкий монастырь – ценный памятник русского зодчества XVI-XVII веков: мощные стены и башни из глыб дикого камня (1584-1594 годы, мастер Трифон), трапезная с Успенской церковью (1552-1557 гг.), крепостного типа Преображенский собор (1558-1566 гг.), церковь Благовещения (1596-1601 гг.), водяная мельница (XVI-XVII веков) и другие. Имеются постройки XVII-XIX веков.



                «СОЛОВЕЦКОЕ СИДЕНИЕ».

       В борьбе за «старую веру», в 1668 году в Соловецком монастыре вспыхнуло возмущение монахов, переросшее далее в бунт и вооружённое восстание, известное в истории как «Соловецкое сидение», продолжавшееся семь лет – с 1668 по 1676 год.
 
       Поводом к бунту послужил отказ монахов и духовенства применять новые богослужебные книги и обряды. Правительство Алексея Михайловича послало стрельцов, которые были встречены пушечными выстрелами. Началась осада монастыря. Во главе «Соловецкого сидения» встал архимандрит Никанор, идеологом восстания был старец Геронтий. Главной движущей силой «Соловецкого сидения» явились не монахи, а зависимые от монастыря крестьяне и посадские люди, поддержанные окрестным населением, в связи с чем религиозные вопросы отошли на задний план.

       «Соловецкое сидение» усилилось с притоком в монастырь участников восстания Степана Разина. Фактически руководителями сидения стали выборные сотники И.Воронин (беглый боярский холоп) и крестьянин С.Васильев. Сопротивление восставших было сломлено в результате измены монаха-перебезчика, указавшего тайный ход в монастырь. 22 января 1676 года монастырь был взят. Осаждённые были частью казнены, частью разосланы по тюрьмам.



       (ПОЛОЦКИЙ Симеон – (до пострижения в монахи Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович: 1629-1680), русский церковный деятель, писатель, учёный, монах. Белорус по национальности. Родился в Полоцке. В 1656 году принял монашество. В 1664 году переселился в Москву, стал близок к царю Алексею Михайловичу.

       Вёл полемику с раскольниками, выступал сторонником светского образования, за «обмирщение» русской культуры. Был инициатором и автором проекта организации Славяно-греко-латинской академии. Симеон Полоцкий – зачинатель русской силлабической поэзии. В 1678-79 гг. объединил свои многочисленные стихи в сборник «Вертоград многоцветный» и «Рифмология». Автор так называемых школьных драм: «Комедия о Навходоносоре» и «Комедия притчи о блудном сыне», написанной силлабическим стихом).

(Продолжение:http://www.proza.ru/2014/10/14/846)


Рецензии
Мне нравится такое короткое и содержательное изложение - вроде концентрированного
конспекта - прочитал и вспомнил, и узнал основное, главное.
Мне кажется, такие рассказы очень полезны и нужны.
Про Патриарха Никона особенно интересно, образ его окутан мифами, но и правда -
такая необыкновенная судьба, такие взлеты и падения ...
Я была в сентябре 2010 в Ферапонтовом Белозерском монастыре, куда был сослан
Никон ... дивной красоты монастырь, и главная особенность - предельная, ну
просто изысканная простота ... белый, изящный, легкий, как лебедь - до сих
пор перед глазами.
А знаете, Виталий, в Арзамасе есть единственный в нашей стране музей всех
Патриархов, он был открыт недавно, года два назад. Арзамас тоже удивительный город.
Буду заходить у Вам в гости, буду учиться ...
СПАСИБО!!!
С уважением!

Галина Кузина   16.01.2015 17:34     Заявить о нарушении
Спасибо, уважаемая Галина!
Ваши добрые слова подтверждают то, что
подвижнический труд моего деда оказался
не напрасным, что он востребован в наше
смутное время и помогает людям разобраться
в исторических потёмках.
Всегда рад видеть Вас у себя в гостях.
С уважением,
Виталий

Виталий Голышев   17.01.2015 05:31   Заявить о нарушении