Борджиа. часть 1. глава 6

Глава 6
МОРАЛЬ И ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ


Сын мой, если бы ты знал, как мало надо ума,
чтобы управлять миром!

Папа Юлий III – португальскому монаху



Сын мой, не будем ставить пределов милосердию Божию!

Папа Лев XIII, в ответ на пожелание ста лет жизни



***

Терпкий соленый ветер летел с Тирренского моря, обдувал лицо. Чезаре жадно дышал. Он ни одной минуты не сожалел о том, что сделал. Джованни убили по его приказу. Его люди. Но это нужно было сделать. Настал такой момент, когда ему с Джованни стало тесно под одними небесами.

Ему слишком долго пришлось уступать старшему брату, он оттягивал, как мог это страшное событие. Но теперь – все. Его больше нет. И – что случилось, то случилось. Чезаре был доволен. Он должен был через это пройти и прошел. Отец, мать, сестра утешатся. По-другому не может быть. Рим забудет о гибели Джованни. «Время уносит все».* Пора возвращаться в Рим. Это было единственное, что по-настоящему волновало его теперь.

*Вергилий Марон Публий, римский поэт, родился в 70 году до н. э. неподалеку от города Мантуи, в бедной семье.

И, спустя какое-то время Чезаре оставил приморский шумный Неаполь, полагая, что Рим встретит его с распростертыми объятиями – как всегда. В короткий срок он добрался до столицы и предстал перед светлейшим взором папы.

н не думал, как встретит его отец, он был готов к любому варианту событий. Дух злодейства давно поселился в его сознании, глубоко пустил корни. Но, увидев отца, Цезарь почувствовал, что его мутит. Внутри – нечто спазма. Накатило внезапно, но он сдерживал себя, предвидя, что это ненадолго. Никто ничего не заметит.

Александр обнял возлюбленного сына, братоубийцу, и расцеловал в присутствии всех членов консистории. Цезарь был прощен. Папа, наконец, освободил его от всех церковных обетов. Отныне Цезарь был свободен. Ему предстояло самому выбрать для себя карьеру. Надо ли говорить, что это была не церковная карьера, не соответствующая его вкусам и мятежному мефистофельскому духу. Он сбросил, наконец, опротивевшую ему кардинальскую шапку. С радостью сменил этот знак отличия на меч, став гонфалоньером* папского престола.
 
**Гонфалоньер Церкви – должность в Папском государстве, соответствовавшая должности главнокомандующего войсками римского папы. Другое название должности – капитан-генерал Церкви.

К тому же Цезарь унаследовал титул, княжество и все привилегии старшего брата.  Словом, от этого жестокого и позорного убийства Цезарь немало выиграл. Кажется, он сделал бы это и во второй раз, представься ему такая возможность.
 
На радостях примирения с отцом прощенный и благословенный каин устроил охоту. Бесчисленную свиту, состоявшую из разного рода придворной мишуры и мусора: фаворитов, леди, шлюх, гордо именовавших себя куртизанками, дам веселых и сговорчивых, шутов, из числа которых выделялись дураки с титулами, сопровождали пятьсот всадников и шестьсот пехотинцев. Вот так эту армию предававшихся веселью идиотов эскортировала другая армия, с алебардами и пиками, охраняя бог знает от кого.

«Четыре дня, - писал Томази, - они провели в лесах Остии, свободно предаваясь порывам плоти; пиры сменялись пирами, и там царило такое распутство, какое в состоянии придумать лишь самое извращенное воображение. Вернувшись в Рим, они превратили его в притон, в святилище гнусностей. Невозможно перечислить все грабежи, убийства и преступления, которые совершались ежедневно при дворе папы. Человеческой жизни не хватило бы описать все подробности».

И в этом священном вертепе самым главным лицом был папа Александр. Фантазия святого отца была поистине неиссякаема. Человеку высоконравственному смотреть на эти бесчинства было бы дико, хотя… для церкви это была вещь обыкновенная. Я, разумеется, не берусь утверждать, что все люди духовного звания – негодяи и распутники. И среди этой касты попадаются люди во всех смыслах достойные, но… Не верьте тому, что вам говорят, пока не произнесут сакраментальное «но»! Достаточно обратиться к истории Церкви, чтобы все уже до конца было понятно. И все-таки достойные личности в этом царстве тьмы есть, и они сверкают, как бриллианты в куче золы.

Один из хронистов первых веков христианской эры размышляя о Риме и его порядках, писал: «Когда я вижу блеск Рима, то понимаю людей, стремящихся получить сан епископа в этом городе. Ибо он дает им почет, богатейшие дары, благосклонность женщин, великолепную одежду и стол, превосходящий по своей изысканности стол царей».

Обернитесь назад, и посмотрите, как вели себя и в чем упражнялись учредители и отцы религии, которая из идеи любви и спасения достаточно быстро трансформировалась в систему духовной и коммерческой эксплуатации. Добро пожаловать в мир политики. И да поможет нам всем Бог!

***



История христианской церкви – это история расколов и ересей, прелюбодейства и ханжества. Еще в давние времена святого Петра мы находим секту христиан николаитов, которые прославили себя падением и отхождением от Бога.

Под предлогом, что женщина не что иное, как исчадие ада и извергнута из геенны огненной в мир людей для искушения и развращения, николаиты проповедовали гомосексуализм со всеми его прелестями. Это считалось высшей этической нормой, целомудрием и добродетелью. Главой секты женоненавистников являлся Николай Антиохиец, который был одним из первых семи диаконов, выбранных апостолами для служения Иерусалимской церкви. «Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. Так и у тебя есть держащиеся учения николаитов, которое Я ненавижу».*


*Откровение 2:14

Во II веке при сирийце Аникете, 11-ом папе римском, возникла секта гностиков,** основателем которой был Маркион из семьи христианского епископа, богослов и ересиарх.***

Он отверг Ветхий Завет, утверждая, что эта книга хранит сведения о лютом, антигуманном Демиурге, а предсказанный ветхозаветными пророками мессия есть антихрист. В Риме, после того, как был предан местной общиной анафеме, Маркион основал свою общину, а учение Маркиона нашло последователей в восточных и западных провинциях империи. Помимо проповедей докетизма, дуализма и аскетизма маркиониты распространяли тезис призвания женщины быть общей собственностью. Это была другая крайность, причем принципы аскетизма уживались с концепцией распутства.

 
**Гностицизм – от греческого «познающий». Определение ряда позднеантичных религиозных течений, использовавших темы Ветхого Завета, восточной мифологии и раннехристианских учений.

***Ересь – от греческого «выбор, направление, мнение». Ересь – это сознательное отклонение от догматов веры, предложение другого подхода к религиозному учению.


В годы понтификата 14-го папы, Элевтерия, силу набрали валентиниане.* В основе идейной системы этой секты лежала концепция абсолютной полноты, из которой происходит и к которой возвращается все, способное к восприятию истины. Некоторые приверженцы Валентина, такие как Марк-волхв и его последователи, занимались черной магией и практиковали теургию.**

У валентиан было особое таинство для умирающих: их мазали елеем, поливали святой водой, произносили над ними молитвы и заклинания особого назначения, дабы искупить их духовную сущность из-под мрачной власти Демиурга. В своей концепции эротических наслаждений валентиане не вступали в конфронтацию ни с николаитами, ни с маркионитами, а изящно совмещали обе точки зрения, считая, что все виды разврата дозволены, коль скоро они существуют в мире эонов.


*Валентин – самый значительный гностический философ, один из гениальнейших мыслителей, родом из Египта, жил в первой половине II-го века.

** Теургия – искусство входить в общение с богами и духами с помощью особых ритуалов и заклинаний, с целью добиться от них совершения чего-либо сверхъестественного. Теургия восходит к древнейшим временам халдейских и персидских магов и египетских жрецов.


В правление 16-го папы Каликста I при лупанариях была поставлена церковь и посвящена пресвятой Деве Марии. Одно из двух: либо настолько сильно верили в искупительную силу молитвы, либо ханжество святых отцов уже тогда, в первую эпоху христианства, переходила всяческие границы.

Этот папа римский был в свое время рабом, приговоренным к каторге за растрату. Был помилован императором Коммодом. Вернувшись в Рим, Каликст принял посвящение в диаконы и достаточно скоро стал ассистентом первосвященника Зефирина, преемника Виктора I. В годы понтификата Каликста произошел первый раскол в Церкви, которая в те времена была полулегальной и в соответствии с римскими законами имела статус collegia funeraticia, то есть «община погребения умерших».

При преемнике Каликста I, Урбане I, коронованном в 222 году, церковь начала приносить неплохие доходы духовенству. Святые отцы были настолько расторопны, что в два счета могли убедить нового последователя Христа в том, что земные блага затрудняют обретение небесного блаженства. Клирики задавали такого страху, что поверивший им на слово экспонат отказывался в пользу церкви от всего, чем владел. Так что, махинаторы нашего времени – всего лишь подражатели мошенникам седых времен. Начиная с понтификата Урбана, у церкви появилась страсть к накопительству, от которой она не избавилась и по сей день.

Новациан I был избран епископом Рима в ходе оргии. Вследствие церковного раскола стал антипапой.

Григорий Александрийский не был чужд земных радостей и тленных услад. С наступлением ночи святой отец снимал сутану, дабы не замарать ее в тайных вертепах вверенной ему епархии, и веселился в обществе покладистых пташек. Скупец был страшный, и когда приходило время расплачиваться за приятную ночь, сей служитель божий стремительно исчезал из поля зрения продажных любовниц. Как раз с этими делишками Григория был связан скандал. Однажды, когда святой отец вышел к мессе, одна из ночных бабочек его узнала и без стеснения во всеуслышание потребовала деньги за доставленное ему удовольствие. И заплатить-таки священнику пришлось! И это был не единственный карамболь духовного пастыря. Однако это не помешало причислить Григория Александрийского к лику святых.

Марцеллин, 29-ый папа, в период гонений отрекся от веры. Но и он причислен к лику святых!
 
Первый христианский монах преподобный Павел Фивейский Отшельник имел инцестуальную связь с родной сестрой. Павел родился в Нижней Фиваиде примерно в 228 году, во времена владычества императора Александра Севера. Его родители были богаты, он получил прекрасное воспитание и хорошее гуманитарное образование, знал греческий и египетский языки. В возрасте пятнадцати лет Павел лишился родителей, у него осталась только сестра. Неизвестно, удалился бы юный наследник своих родителей в пустыню, если бы не был застигнут врасплох, когда прелюбодействовал с собственной сестрой. Конечно, не такое уж это крупное преступление в сравнении с тем, что творили Борджиа и вся курия.

При святом проповеднике папе Сильвестре I, духовенство вело настолько разгульный образ жизни, что пришлось спешно созвать поместный собор, состоявшийся в Неокессарии, где основными вопросами стали нормы брака, нравственности и церковного управления. Однако главным образом Неокессарийсткий собор был нужен, чтобы призвать к порядку и несколько отрезвить разгулявшихся церковников и их смелых любовниц. Один из епископов бахвалился, будто на его духовной ниве одиннадцать тысяч священников вносят каждый год плату за разрешение сожительствовать с женщинами.

Афанасий Великий, епископ Александрийский, непримиримый противник арианства, совершивший за время своего правления бессчетное количество убийств, запятнавший себя кровью, на Антиохийском соборе был отлучен от церкви, которую своими кровавыми делами обесчестил. Понтифик Либерий дважды предавал Афанасия анафеме. А потом этого же Афанасия причислили к лику святых.

37-ой папа – Дамасий. После смерти Либерия в среде духовенства снова начались драки. Одни были за возведение в священный сан Урсина, другие отстаивали кандидатуру Дамасия. Ссоры внутри церкви вскоре переросли в уличные беспорядки. Праведник Дамасий в стороне не остался. Вместе со своими приверженцами захватил одну из церквей в Риме и перебил поголовно всех, кто там находился. А были там и женщины, и дети, и старики. В этих уличных стычках новый понтифик потерял 160 своих сторонников, но игра стоила свеч. Верующие запомнили наставление и покорились. Дамасий, так же как и многие святые отцы, был уличен в прелюбодеяниях.

После Дамасия святой престол занял Сириций. Вот что святой Иероним Стридонский писал о его святейшестве, называя его «блудницей в багрянице»: «Раскройте Апокалипсис – и вы увидите, что апостол предсказал царство этой блудницы в багряной одежде, у которой на лбу печать святотатства. Поглядите на конец этого великолепного города, в нем воистину пребывала святая церковь, хранившая лавры апостолов и мучеников, где исповедовали Иисуса Христа и апостольское учение, но высокомерие, заносчивость его главы отвратили верных от истинного благочестия». Или вот это: «Когда я пришел в этот римский Вавилон, один из придворных старой блудницы в багрянице заставлял меня принять догмы ее, которые являются сплошными заблуждениями. И тогда я написал свой труд, посвятив его самому папе. Я оставил этот проклятый город и вернулся в Иерусалим, покинул эти гнусные места, кишащие кабанами Ромула, бежал от этих бесчестных людей; я предпочитаю им обитель Марии, пещеру младенца Иисуса…». *

* Письмо Иеронима к Марцелле.

В те отдаленные от нас времена первосвященники еще не были безраздельными хозяевами Рима. Хотели они того или нет, но им приходилось считаться с законами императоров. А законы порой бывали таковы, что заставляли их скрипеть зубами и потеть от бессильной ярости.

Император Грациан, отлично знавший цену благочестию и бескорыстию христианских клириков, в 370 году обнародовал указ, под страхом наказания запрещавший священникам входить в дома одиноких женщин. Этот же ордонанс запрещал им под угрозой конфискации принимать в подарок или в наследство деньги, имущество или владения членов общин. Каждое воскресенье этот акт оглашался в христианских церквах Рима. Надо ли говорить, какой шок испытывали исповедники. А вот как отреагировал на данный закон благочестивый старец Иероним: «Какой позор! Комедианты, фокусники, кучера имеют право наследовать беспрепятственно, а священникам и монахам в этом праве отказано». Что и следовало доказать. Император Грациан знал, что делал. Как хотите, но карман у этой породы людей – место самое ранимое.

Интересно, что говорил Иероним, человек большого интеллекта, по поводу целибата. В пример христианским священнослужителям он недвусмысленно ставит жрецов Египта. «Служители древней религии не имели никаких сношений с женщинами с тех пор, как они посвящали себя служению богу; чтобы побороть в себе вожделение, они воздерживались от мяса и вина, а жрецы Кибелы были все евнухами. …Священники и монахи, принявшие обет целомудрия, должны идти по стопам языческих жрецов, когда им кажется, что дух их бессилен бороться с желаниями плоти».

Почему-то никто из священнослужителей не спешил последовать мудрому совету старца. В отношении нравственности духовенство тех давних времен не отличалось от теперешнего.
 
Трудно себе вообразить, в какую сумасшедшую, неуправляемую ярость приходят современные слуги господни, когда речь заходит об оскоплении!

А вот, к примеру, писание Иеронима, адресованное одной девице, содержащее мудрые наставления. Он знал, о чем писал, этот святой праведник! «Дочь моя, если ты хочешь сохранить цветок своей девственности, избегай, как чумы, избегай этих лицемеров, которые домогаются духовного сана, чтобы иметь свободный доступ к женщинам. …Главное их занятие заключается в том, что они разузнают имена и дома красивых женщин и выведывают их склонности…».

Читаем далее: «Чтобы ты не вовлекла себя в обман, я раскрою перед тобой облик любого из этих священников, достигших большой сноровки в своем ремесле. Он встает тотчас после восхода солнца; порядок его посещений обдуман им заранее, он выбирает самые кратчайшие пути; он назойлив, этот старик, и пробирается прямо на женскую половину; если заметит подушку, богатое покрывало или что-нибудь из мебели по своему вкусу, он внимательно все оценит и начнет лицемерно вздыхать о своей бедности, и будет хныкать и скулить, пока ему не удастся что-либо вырвать. Алчность – основная черта его характера».

Иероним не слишком-то церемонился, давая рекомендации епископам. «…Епископы под предлогом благословения протягивают руку, а взамен получают деньги; они становятся рабами тех, кто платит им, оказывают самые низкие, грязные услуги, дабы впоследствии завладеть их наследством».

Взгляните-ка на блаженного Августина, епископа Гиппонского, философа, проповедника, христианского богослова и политика. Интересно посмотреть на эту личность с точки зрения светского человека, свободного от всяких церковных догм. Родился Августин Аврелий в Нумидии, в городке Тагасте. Мать его, Моника, впоследствии канонизированная, была христианкой, отец же, землевладелец, римский гражданин, до конца дней оставался убежденным язычником, поклонявшимся древним богам. На христианскую религию он смотрел как на плесень, расползавшуюся по империи, спасения от которой не было.  Юность и первая молодость Августина прошли бурно. Кроме азартных игр, гаерства и зрелищ он не признавал ничего. Сей Учитель Благодати крал у своего отца все, до чего только мог дотянуться, что наносило не слишком богатой семье ощутимый урон. В конечном итоге у матери терпение лопнуло, и она отправила его в Мадавру под предлогом продолжения учебы. В возрасте 16 лет он уже обучается риторике в Карфагене. Родители, наконец, вздохнули спокойно, но притоны Карфагена узнали юного «нумидийца». Когда Августину было 18 лет, его подруга-конкубина, а попросту сожительница, родила сына.

Затем Августин изучал философию, примкнул к секте манихеев, впоследствии назвав манихейское учение «шелухой», позже принял крещение, распродал имущество и основал монашескую общину. Считал, что люди предопределены ко злу и творят его даже тогда, когда стремятся делать добро. Главной же целью человека является спасение, искупление греховности через беспрекословное повиновение церкви. Когда Августина избрали епископом, он превратился в самого ретивого фанатика. Августин – олицетворение слепой веры. И ради этого можно, конечно, закрыть глаза на его распутства.

Поговорим немного о спасителе религии христиан, которого из чувства благодарности первосвященники канонизировали, об императоре Константине.* Не будь этого славного мужа, христианство исчезло бы при Валерии Диоклетиане.**

В напряженной борьбе за власть Константин вовремя понял, что эта, подвергавшаяся гонениям, но достаточно известная секта, может оказаться полезной для него. Эдиктом 319 года освободил церкви и клир от налогов и общественных повинностей, а в 321 году утвердил за церквями право приобретать недвижимое имущество и владеть им. Проведя полжизни в сражениях за власть, собственно, в самых беспринципных войнах, какие только возможны, Константин принял христианского бога, и дал церковникам, поставленным на место жесткой рукой Диоклетиана, «вольную».


*Флавий Валерий Аврелий Константин, Константин I, Константин Великий – с 323 года единственный полновластный правитель римский империи. Почитается рядом христианских церквей как святой в лике равноапостольных.

** Гай Аврелий Валерий Диоклетиан – римский император с 20 ноября 284 г. по 1 мая 305 г.  Установил твердое правление, объявил себя полновластным правителем, устранил фикцию, согласно которой император был лишь принцепсом, т.е. первым из сенаторов.
 

Служители культа гордятся императором Константином Великим. Но, если быть объективным, гордиться нечем. С точки зрения гуманности и общечеловеческих норм морали этот император ничем не отличался от предыдущих. Собственно, был чудовищем. Вот пример его подвигов. Во время войны с франками этот осатанелый император с небывалой лютостью расправлялся с пленными. Он вел за собой хищников, и когда ему хотелось зрелищ, отдавал им живых людей на растерзание. Свою собственную семью он тоже не особенно жаловал и проявлял к ее членам такую милосердную любовь, от которой кровь стынет в жилах.

Женившись на Минервине в 303 году, он бросил ее в 307 и женился на дочери императора Максимиана, Максиме Фаусте, как того требовала политика момента. Возможно, Минервине удалось сохранить себе жизнь. Фауста была причастна к свержению своего отца, и его последующему самоубийству. Такая же беспринципная, как ее супруг, Фауста задумала избавиться от Криспа, сына императора от первого брака, так как он был соперником в борьбе за власть ее сыновей. Недолго думая, она обвинила Криспа в насилии, и Константин казнил сына, наиболее вероятного претендента на престол. После смерти Крисп был предан проклятию памяти.

В 326 году Фауста сама была убита Константином. Причиной явилось прелюбодеяние с неким Курсором. Император казнил свою супругу, «столкнув ее в горячую воду в бане». Император Лициний, муж сестры Константина, Констанции, был побежден в битве при Никомедии, и, передав Константину свое царское облачение, отрекся от власти, после чего сдался на милость победителю. Как поступил Константин? Он сослал Лициния в Фессалоники, однако спустя некоторое время приказал задушить его. А затем убил и сына Лициния, собственного племянника, дабы в свое время тот не потребовал отчета о гибели своего отца. Что ни говорите, а так спокойнее.

Прошлое – это воспоминание, настоящее есть созерцание, суть будущего – ожидание и надежда. Так вот, чтобы настоящее не обернулось катастрофой, нужно уметь предвидеть врагов и вовремя устранять их. Такую любовь проявлял великий святой к своим ближним. Но это не помешало ему возглавить Первый Никейский собор, на котором установились основные догматы христианства, символ христианской веры!

«Наконец, ты почувствовал, Рим, что ты вождь всех наций и царь мира, когда объединил в своей курии благороднейших граждан всех провинций, чтобы сенат был обязан увеличением авторитета не столько своему имени, сколько действительности, так как отныне он объединяет элиту всего мира».*

* Латинские панегирики, X, (4), 35, 2; 321 год.

«Император больше не носил римскую тогу, а был одет в богато украшенную тунику. Он также не носил больше простой панцирь солдатских императоров, а надевал роскошные доспехи; когда отправлялся в поход, на нем был золотой панцирь и великолепный шлем. Начиная со своих виценналий, двадцатилетнего юбилея правления в 326 г. н. э., он к тому же начал носить диадему, которая в качестве знака власти эллинистических монархов для Рима всегда была символом абсолютной императорской власти». **


** http://www.world-history.ru Римская империя при Константине Великом


К концу жизни, 65-летний старик, истощенный духовно и физически бесконечными войнами, интригами, казнями, развратом, он старался подкрепить свои силы кровью младенцев, которых убивали именно для этой цели. Таков этот святой, слава и гордость церковников. Но, даже на имени Константина Великого они не преминули погреть руки. Речь о «даре Константина».

«Константиновым даром» именовалась грамота, якобы выданная императором Константином Великим папе Сильвестру, в которой император объявлял, что передает папе власть над всей западной частью Римской империи, сам же удаляется в Константинополь. Грамота эта в реальности была сфабрикована в папской курии около середины VIII века для обоснования возникшей светской власти пап и в особенности их притязаний на верховенство над мирскими властями на Западе. Первые сомнения насчет подлинности документа возникли еще в Средневековье. Окончательно доказал факт подлога итальянский гуманист Лоренцо делла Валла в сочинении «О даре Константина» (1440), опубликованном в 1517 году». *

* http://ru.wikipedia.org


В IV веке императоры Валент, Грациан, Валентиниан и Юлиан II Философ, известный в истории христианства как Юлиан Отступник, пытались помешать усилению церкви. Все они погибли при двусмысленных и до конца не выясненных обстоятельствах.
Что касается Юлиана, противника христианства, которое он всеми силами своей души презирал, и поборника реставрации древних традиций, императора, что настойчивее других пытался положить предел необузданности и агрессивному фанатизму церковников, то его погубило копье, которое, возможно, было отравлено. «…и, неизвестно откуда, внезапно ударило его кавалерийское копье, рассекло кожу на руке, пробило ребра и застряло в нижней части печени. Пытаясь вырвать его правой рукой, он почувствовал, что разрезал себе острым с обеих сторон лезвием жилы пальцев, и упал с лошади. Быстро бежали к нему видевшие это люди и отнесли его в лагерь, где ему была оказана медицинская помощь».**


** Историк Аммиан Марцеллин, (XXV. 3. 2 — 23).


Казалось бы, ничего необычного: император в пылу сражения получил удар копьем в бок. Однако странным можно назвать то, что при последующих допросах бывших с императором людей, один из телохранителей Юлиана клялся, что император был убит завистливым и ревнивым злым духом. А церковная хроника тех лет утверждает, будто разящее копье было пущено с неба самим Христом.

«Кто же был его убийцей? — стремится услышать иной. Имени его я не знаю, но что убил не враг, явствует из того, что ни один из врагов не получил отличия за нанесение ему раны. …И великая благодарность врагам, что не присвоили себе славы подвига, которого не совершили, но предоставили нам у себя самих искать убийцу. Те, кому жизнь его была невыгодной, - а такими были люди, живущие не по законам, - и прежде давно уже злоумышляли против него, а в ту пору, когда представилась возможность, сделали свое дело, так как их толкали к тому и прочая их неправда, коей не было дано воли в его царствование, и в особенности почитание богов, противоположное коему верование было предметом их домогательства». **

** Либаний, «Надгробная речь Юлиану»

Став императором, Юлиан II одним из первых издал указ, которым объявил о веротерпимости. Ордонанс этот разозлил многих. Осиное гнездо церкви загудело. Он отлично знал психологию христиан и, даруя веротерпимость, был уверен, что в их церкви моментально начнутся раздоры, столкновения и черная вражда. Разъединенная церковь не  представляла бы опасности. Наряду с указом, император обещал значительные выгоды тем из христиан, кто отрекся бы от своей веры. Отрекались. И немало. Блаженный Иероним Стридонский назвал такой образ действий императора «преследованием ласковым, которое скорее манило, чем принуждало к жертвоприношению».


Рецензии