Надо уметь прощать
У подъезда остановилась чёрная иномарка. Из неё вышел мужчина лет пятидесяти, седовласый, и, слегка прихрамывая, пошёл к двери подъезда. Что-то очень знакомое было в его облике, во взгляде. «Где же я его могла видеть его раньше?» – подумала Мария.
Её размышления прервал звонок у входной двери.
- Кто там? – спросила женщина, открывая дверь..
- Неужели не узнала, соседка? Разрешите представиться: майор российской армии Валерий Скорухин!
- Валерка! Ты, что ли, это! – она радостно обняла его и пригласила в комнату.
- Так ты всё же добился своего, стал военным! – говорила она, наливая чай.
- Как видишь.
– А почему такой седой?
- Да жизнь непростая была…
- А что с ногой?
- Это ещё в Чечне ранило осколком. Наш БТР напоролся на мину прямо на мосту. Ребята погибли, а я вот.... – произнёс он это как-то смущённо, словно перед кем-то извинялся за то что уцелел в отличие от ребят. После паузы он добавил, улыбнувшись:
- А я встретил твою сестру, она и сообщила место твоей «дислокации».
Конечно, годы сказались на облике этого человека, но улыбка была прежней. Сразу вспомнилось детство.
- А помнишь, как мы в поход ходили?
- Конечно! Ещё змею на дороге увидели. Ты так пищала, что я думал, оглохну!
- Я тогда первый раз змею увидела. Сначала думала, что это большой червяк!
Оба весело рассмеялись.
- Сколько же лет мы с тобой знакомы, соседка?
- Лет сто! – рассмеялась Мария.
- Лет с трёх, пожалуй – значит полвека почти…Как быстро время летит!
Пили чай, вспоминали прошлое.
…Жили в деревянном бараке, в конце улицы. Восемь семей. Быт – почти спартанский: без малейшего намёка на «удобства». А за домом – заливные луга в пойме небольшой реки. Пейзаж разнообразили привязанные неподалёку козы да овечки. В сарае голосили петухи. Обстановка деревенская, хоть и в городе. Весной, когда речушка начинала показывать свой нрав, превращаясь в огромное море, все жители барака молились богу чтобы их не затопило. Иногда это помогало, но чаще – нет. Приходилось добираться до суши на самодельном плоту, наспех сколоченном из досок-«горбылей».
В отличие от взрослых, мальчишки с нетерпением ждали времени, когда начнётся ледоход, чтобы покататься по разливу на этом плоту. Или на лодке. А «высшим шиком» было - прыгнуть с берега на проплывающую мимо льдину и, оттолкнувшись самодельным шестом, на глазах у ребятни проплыть до ближайшего «полуострова». Иногда эта затея проваливалась с треском – в прямом и переносном смысле. Герой-мореплаватель оказывался в воде и под смех зрителей отправлялся домой – переодеваться. А дома его ждала хорошая взбучка! Особенно доставалось Валерке Скорухину.
«Воспитательный процесс» его мамаша, тётка Соня, осуществляла всегда одним и тем же способом: брала в руки валенок (он для этого случая всегда стоял в углу при входе) и лупцевала парнишку почём зря! Он вопил, как раненый зайчонок, вырывался и со слезами бежал к соседям. Те знали буйный нрав Валеркиной матери и утешали его, как могли. Впрочем, Валерка уже привык к такому наказанию, поэтому через небольшое время мог уже заразительно смеяться, позабыв про обиду.
Отец Валерки, дядя Витя, работал шофёром и приезжал домой поздно вечером. Мать - продавцом в вино-водочном магазине. Она тоже возвращалась домой поздно, причём почти всегда «навеселе». Когда вся семья была в сборе, из-за стены квартиры, где жили эти соседи, неслись ругань, крики, детский плач.
Валерка часто ходил голодный. Мария помнит, что когда она в детстве не хотела кушать суп или кашу, то её мать звала Валерку. Он так быстро управлялся с содержимым тарелок, что и Маша невольно старалась есть быстрее.
А когда пошли в школу, Валерка стал настоящим изгоем, пускавшимся в рёв по любому поводу. Сверстники из-за этого его не любили и обижали, словно гадкого утёнка. Но он не жаловался и не ссорился ни с кем. Только однажды не выдержал и всерьёз сцепился с Мишкой Галкиным, ударив его первым, за то, что тот сказал при всех:
- Иди к своей мамаше – вон она носом лужу роет, алкашка!
Валерка бился яростно, не позволяя здоровому детине вырваться из его цепких ручонок. Дрался, пока «враг» не попросил пощады.
В этот вечер опять мать избила его: ведь в драке он не только испачкал одежду, но и порвал рубашку. Разбираться с обстоятельствами, при которых произошло это «преступление», мать не стала.
Тётя Соня была хоть и красивая, но злая женщина. Соседи её не любили и жалели дядю Витю. Если, например, мяч случайно залетал к ним в раскрытое окно, тётка Соня резала его ещё и ругалась, на чём свет стоит, не выбирая выражений! Валерку она била валенком, как, впрочем, и своего мужа. При этом истошно орала: «Спасите - убивают!». В милиции лежало заранее написанное тётей Соней заявление на предмет «жестокого обращения» с нею её мужа (не было только даты). Притом, что дядя Витя опасался лишнее слово сказать! Не ладила эта женщина и с соседями - часто возникали скандалы то с одним, то с другим. Иногда она «откровенничала»: «Если я один день с кем-нибудь не поругаюсь, я болею!» Валерка часто оказывался «предметом» беспричинной ярости пьяной мамаши. За вполне безобидные шалости ему доставалось от матери - по первое число!
Да ещё и от ребят! Его редко брали играть в футбол. А если и брали, то «на воротах постоять». В конце матча вратарю первому и доставалось от игроков проигравшей команды. Валерка ревел белугой, крича, что больше никогда не будет с ними играть. Но назавтра снова выходил на поле, поверив обещаниям, что сегодня его бить не будут. И всё повторялось сначала…
Зато среди малышни Валерка пользовался большим уважением. Наберёт, бывало, гурьбу мелюзги и играет с ними в войну. Мастерил себе муляжи автоматов, пистолетов, на рубашку цеплял самодельные погоны. Руководил «боевыми действиями», выстраивая малышей. Он никогда не обижал тех, кто младше. Разгульные выходки своей матери он тоже терпел безропотно.
Потом тётя Соня спуталась с парнем, который был намного её моложе, и «нагуляла» Валерке сестричку – Наташу! Молодой папаша от отцовства отказался, а тётя Соня подала на развод, и дядя Витя стал платить алименты на двоих детей – четверть от зарплаты! Квартира тоже осталась за матерью: бывшего мужа эта дама выставила за порог. Потом нашла другого мужчину, перебралась к нему в дом, а Валерку отправила к родителям Виктора.
Мальчик часто приходил к матери, чтобы поиграть с маленькой сестрёнкой. Порой мать оставляла его с Наташей на целый день, а сама уходила куда-то, возвращаясь под вечер, пьяная. С работы её уволили, а потом лишили родительских прав. Наташу отдали в дом малютки, а затем в детский дом. Валерка уговаривал деда и бабушку забрать девочку к себе, но они, зная, что это не их родная внучка, отказывались.
Мальчик навещал сестру, благо детдом был неподалёку: тайком приносил её сладости и игрушки. Где брал? Воровал в магазинах. Однажды за этим занятие его застал пожилой мужчина.
- Как тебе не совестно? – сказал он мальчику. Взял за руку и повёл к кассе. Валерки испугался, что этот человек вызовет милицию, но тот лишь расплатился за Валеркины покупки и, взяв мальчика за руку, вывел его на улицу. Посадив на скамейку, строго сказал:
- Рассказывай, как до такой жизни докатился.
- Дяденька, я больше не буду…- промямлил Валерка.
- Конечно, не будешь. Военные так не поступают. Ты же хочешь стать военным?
- Да. А как вы догадались?
- Видел вчера, как ты с малыми в войну играл. Меня зовут Иван Петрович. Я бывший военный. Хотя у военных бывших не бывает. Мы всегда готовы к защите своей Родины. Это почётный долг, и выполнять его должны люди с чистой совестью. Понял?
- Понял, - кивнул Валерка, впервые решившись посмотреть в глаза человеку, спасшему его от позора.
Потом рассказал ему о сестрёнке, которая жила в детском доме. Иван Петрович слушал очень серьёзно. Так они и подружились.
Этот человек помог Валерию раз и навсегда выбрать профессию. Он стал его наставником. Иван Петрович рассказывал об армейских буднях, о товарищах. Он учил Валерия жить по совести. В какой-то степени он заменил мальчику отца, судьба которого была такой «нескладной». После развода с первой своей женой отец сошёлся с какой-то женщиной, но вскоре заболел и умер.
Новый муж тётю Соню выгнал, и она вернулась в свой барак, но Валерку брать назад не захотела, сославшись на то, что и сама едва концы с концами сводит. Вскоре Валерка тоже попал в детский дом, но в другой. С сестрой он встретился только через несколько лет, когда окончил школу.
- Как сложилась моя судьба дальше? После школы год работал на заводе, потом пошёл в армию, был в "горячих точках", потом учился в военном училище в Москве, затем служил в разных уголках страны. Вот и вся моя биография – улыбается Валерий. – Живу сейчас в Карелии, работаю охранником в строительной фирме. Женат. Двое сыновей. Всё у меня хорошо.
- А сейчас куда направляешься? – спросила Мария.
- Мать решил навестить. Может, помощь нужна какая.
- Ты что?! Какая помощь после всего, что было? Она же украла твоё детство! Он бросила тебя на произвол судьбы! Предала! И отца свела в могилу раньше срока!
- Надо уметь прощать! – твёрдо сказал он. – Я и сестре так говорю. Наташа тоже в детдоме выросла. Пока она не хочет ехать к матери. Не может простить… А я простил. Она же моя мать. Она мне жизнь дала…Надо уметь прощать, - повторил он.
Свидетельство о публикации №214100500893