Переход в Балтийск

В году восьмидесятом, уже прошлого века, для командования вооружённых сил решили устроить показ В и Вт (вооружения и военной техники) Военно-морского флота на Балтике. Что-то похожее на теперешнюю «Кумжу» для академиков. Почему-то эти ребята в штанах с «ушами»(галифе), украшенных лампасами, патологически любят морскую технику. Хлебом не корми, только дай в море выйти на торпедном катере, что б ветер в ушах свистел.

 Был даже курьёзный случай, когда катер с армейцами выскочил на мель, все посыпались на палубу! Встают, отряхиваются и удивляются, ну не хрена у вас на катере тормоза…

 А ещё интереснее, когда на этих ТКА (торпедном катере) доходит дело до оправления естественных надобностей… Хорошо – малой нужды, а с большой начинаются большие проблемы, Дело в том, что по проекту гальюны на ТКА «Шторм», не предусмотрены. И бытовые сценки с этой тематикой радовали глаз случайных свидетелей и только у знающих людей вызывали сочувствие и понимание.

Но вернусь к повествованию генеральной темы. Я имел удовольствие командовать «Топазом» проекта 1256. Корабля, по настоящему уникального, не имеющего аналогов в мире. Попал на него после «Алмаза» проекта 1253-А, о котором я писал в рассказе «Подозрения ЗКД». И это действительно было очень здорово. Только вначале я попал на «Топаз» помощником командира-командиром БЧ –1– 4 – РТС… И это с минёрским то образованием! Но это метаморфоза  случилось только благодаря стараниям моего первого командира Костюкова Вячеслава Михайловича! Настоящего моряка, отличного командира и человека. К сожалению его уже нет с нами. Но чувство благодарности к нему останется в моей душе, пока я буду жив.

Поменяв ВУС(военно-учётная специальность), я не изменил принципам и имея опыт сдачи на допуск к самостоятельному управлению предыдущего корабля, с энергией кинулся сдавать на допуск к новому проекту.

Вместо года, положенного помощнику для этой сдачи, умудрился сделать это за 4 месяца. И дело не в моей исключительной толковости, что очень сомнительно. Просто корабль был новым, интересным и полным ходом шли его государственные испытания. «Наука» косяками толкалась на борту, как в базе, так и в море. Да и командир принял не последнее участие в моей сдаче. Ему нужна была замена для продвижения по службе и я, по его и моему мнению, для этого подходил.

И вот у командования флотом возникло желание представить «Топаз», это чудо инженерной мысли на обозрение какой-то очередной комиссии Министерства обороны. Как говорят: «Команда дадена, время засекено»…  Только вот время для показа было выбрано не самое лучшее. Осень на Балтике – пора штормов, но приказ есть приказ. От Таллина до Балтийска можно было на «Топазе» долететь за 10 часов. Но топливные цистерны были бы сухими. Все 60 тонн топлива улетели бы в трубу. 36 узлов это не шутка. Вот для экономии и пошли 15-ти узловым ходом.

На подходе к острову Саарема нас и прихватило… Это на Севере ветром в 30 м/с мало кого можно удивить, а Балтика не часто радует такими сюрпризами, да ещё порывами до 35 м/с.

Конфигурация корпуса по проекту, в кормовой части была плоскодонной, специально продуманной для создания на скорости большой волны. Но на малых ходах в шторм, валяло нас весьма прилично.

Комдив забил на руководство и пребывал в нирване в каюте, а я зелёный от качки, на ГКП руководил переходом. Стихия навалилась серьёзно. Крен по кренометру, достигал 47 градусов, на каждый борт. Дивизионный связист с выпученными глазами прибежал на ГКП с криком, что мы сейчас перевернёмся…

Пообещав расстрелять его как паникёра и предателя, я объяснил, что угол заката (крен, после которого корабль просто переворачивается - делает оверкиль) на этом проекте составляет 90 градусов. И что у нас в запасе ещё по 43 градуса с каждого борта, что бы радоваться жизни. Мыслей о морской романтике почему-то не возникало… Ветер, свистел в вантах, в штыревых антеннах, вибрация корпуса от преодоления очередной волны сотрясала весь корабль. Поводов для особых восторгов не было.
 
А тут ещё вышестоящие начальники, прикинув, что-то к чему-то, сообразили, что поторопились щёлкнуть ягодицами перед командование флота с рапортом, о выполнении приказания и отправке корабля на показ… И желая обставить свои филейные части тела вешками, стали слать одну шифровку за другой…

Поясняю, что на кораблях 4 ранга, по штату нет шифр-поста, шифровальщика и замполита, который мог бы выполнять эти обязанности. Всё ложится на плечи командира. И не дай Бог накосячить с документами СУВ (скрытного управления войсками), сошлют туда, где вас будет только двое – ты и твой, как говорят китайцы – нефритовый стержень.

И вот путаясь в хитросплетении цифровых таблиц и вспоминая арифметические действия с простыми числами, приходилось, сначала разбираться, что бы это прочитать, а потом разбираться, что бы на это написать ответ... Мозги в голове от качки хлюпали, сосредоточиться получалось крайне сложно, но нужно!!!

Как ни крепили имущество по штормовому, всё равно море оказалось сильнее. Книги валялись по каютам и кубрику, хлопали какие-то двери, что-то, где-то падало, грохотало, переваливалось с борта на борт. Ужин, с лёгкой руки или желудка команды уже ушёл в жертву Посейдону или Нептуну. И макароны, были везде… Не укачался только командир отделения рулевых из Крыма, да подсадной (взятый с другого корабля) помощник, который и помогал, а у механиков старшина команды мотористов. Всех остальных практически победила качка, но долг обязывал, вот и приходилось… наперекор…

Болтало нас долго и на беду или нет, трудно сейчас сказать, но от удара волны сработала магнитная заслонка на клапане забора воды для охлаждения дизель-генератора. Дизель-генератор аварийно остановился, а корабль обесточился. Ход не потеряли, как шли, так и продолжали, только теперь не по гирокомпасу, который сразу кувырнулся, а по магнитному. Для ввода в строй гирокомпаса необходимо время, но комдив решил тут же подстраховаться и дал радио, что мы обесточились, но ход не потеряли… Ну, а начальство опять всё перепутало и поняло наоборот.
Дали нам указание  укрыться за островом и ждать помощи… Зачем и кому она была нужна?

Укрылись от ветра, стали на якорь, народ сразу ожил, начали осматриваться. Смыло спасательный плот ПСН-10. Только из-за комдива списать его на стихию не получилось. Мне было сказано, что мол у меня везде знакомые, всё решишь и так, без официоза. Решил… за месячную норму шила, а так 1200 рублей стоил вроде бы, если не путаю.

К нашему борту подошла «Смена - 6», это такой небольшой рыбацкий катер, не катер, короче судёнышко. Из Питера… промышлявшее ловом салаки и трески. Экипаж – 3 человека, здоровенные бородатые мужики в роканах (рыбацких оранжевых резиновых костюмах). Дизелёк на этой «Смене» от трактора, а каюты или подобия кубрика я так и не увидел, как ловят, как живут, да и как живы? Непонятно.

 Попросили, если можно, чая и хлеба. Да не вопрос. В море, да и не только, людям надо помогать, В благодарность за помощь, отвалили салаки и трески - полную шлюпку. Бойцы ещё угостили их 20 пачками сигарет «Прима», а я презентовал бутылку шила. На том и расстались, им ещё работать, а нам дожидаться какой-то помощи… Дальше то идти запретили.

Часов через 12 пришло гидрографическое судно, для буксировки нас домой… Скромно отказались и пошли своим ходом. По прибытии, «мягкую затычку» за подвиги, первым получил комдив, как старший на переходе, а я с экипажем – оргпериод с выводами… Зато салаки насолили и поели от пуза.


Рецензии