Форсирование Днепра
В начале сентября 92-я гвардейская стрелковая дивизия прибыла на Кременчугское направление. 27 сентября 1943 года командир 276 гвардейского стрелкового полка гвардии подполковник Симонов М.Е. отдал приказ форсировать Днепр с ходу, на подручных средствах. Первым на сооруженных плотах переправился на правый берег Днепра взвод младшего лейтенанта Кузнецова и под непрерывным огнем противника в течение четырех суток до подхода подкрепления удерживал захваченный плацдарм.
Сегодня просто невозможно представить, что пришлось испытать и пережить простому бойцу, когда он переплывал на какой-нибудь двери от сарая, водное пространство шириной не менее одного километра, а то и больше, нагруженный при этом личным оружием, боекомплектом и все это под огнем врага. А если этот боец до этого не видел не то, что реки но даже мелкого ручья, да и еще вдобавок не умел плавать? Именно в такой ситуации оказались тогда тысячи наших солдат и командиров во время форсирования Днепра. Для многих та переправа оказалось первой и последней в их такой короткой, но героической жизни, многие из них тогда нашли свою могилу в свинцовых осенних днепровских водах. Особенно страшно, когда в небе над тобой пикирует «Мессершмитт». Но преодолеваешь себя, превозмогаешь ужас, побеждаешь свой страх и идешь в атаку.
Это и есть мужество. В войне нет ничего романтического, война – это грязь, кровь и смерть. Вот и при форсировании Днепра вода в реке стала красной от крови. Это видели все, на чьих глазах гибли сотни товарищей, видели и запомнили все, кто остался жив.
Был уже поздний вечер, ночь практически. Было холодно. Груженые боеприпасами студебеккеры переправлялись по понтонному мосту. Ширина Днепра была больше километра, а правый берег не был таким равнинным как тот, с которого начали переправу. В момент переправы все водители осознавали, что их жизнь находится только в руках фортуны. В ночном небе время от времени загорались ракеты, выше и ниже их переправы разрывались снаряды, поднимая в воздух водяные столбы и раскачивая на волнах шаткий мост. За одну эту ночь каждый на этой переправе пережил десять жизней и десять смертей.
Отделению транспортной роты Андрея Дымшакова несказанно повезло. Все шесть студеров переправились, помогали друг другу выбираться из вязкого илистого дна и подниматься на овражистый берег. А по пути подцепили еще ЗИС-5, груженый бочками с бензином. Во время и без потерь доставили боеприпасы на огневую позицию минометчиков.
Минометчики этой батареи прославились тем, что били по врагу без промаха. Чего только не предпринимали фашисты, чтобы уничтожить наши минометы: бомбили с самолетов, пытались накрыть позиции смельчаков артиллерией, посылали автоматчиков. Но батарейцы все выдержали, выстояли! Залпы гвардейцев были меткими — через полчаса после обстрела противника в позициях была пробита широкая брешь, куда устремились наши танки и пехота.
Точные потери наших войск, понесенные непосредственно в ходе форсирования Днепра до сих пор неизвестны, имеются только довольно приблизительные данные, да и те только за всю операцию, а это свыше 1.2 млн. человек, из них свыше 400 тыс. потери были безвозвратными. Правда, и потери наших противников немцев тоже были велики и насчитывали приблизительные от 400 тыс. до 1 млн. человек.- Такие данные могли бы сегодня прочитать те, кто форсировал и бился за Днепр, будь бы они сегодня с нами.
В первой половине октября они вели тяжелые бои за удержание и расширение плацдармов, постепенно объединив их в общий плацдарм южнее Кременчуга, а 15 октября перешли с него в наступление. Ударом в общем направлении Пятихатка, Кривой Рог войска Степного фронта прорвали оборону противника на правом берегу Днепра и во взаимодействии с другими фронтами сокрушили его оборонительный рубеж «Восточный вал».
Свидетельство о публикации №214100601199
Виталий Хватов 04.01.2018 23:53 Заявить о нарушении
Удалось собрать всё в маленькую книжечку, выставляла её на областной конкурс, даже заработала приз и неплохую оценку.
Альбина Билык 05.01.2018 06:37 Заявить о нарушении