Гольфстрим - большой океанский конвейер

Архив

Гольфстрим: Глобальное потепление или Ледниковый период?


Последнее время много разговоров в научном мире — и как отголосков в прессе, интернете, кинематографе, — о роли Гольфстрима в климатическом дисбалансе планеты. Более того! С ним напрямую связывают грядущие апокалипсические бедствия, якобы подстерегающие человечество в самом ближайшем будущем.
Прошлогодним летом российская федеральная телекомпания РЕН ТВ выпустила в эфир, в программе «Военная тайна», передачу под названием: «Гольфстрим. Земле грозит новый ледниковый период». Руководитель программы, автор и ведущий Игорь Прокопенко, бодрым голосом и безапелляционным тоном поведал телезрителям о том, что всех нас ждет лет этак через 10-15. Попробую передать смысл телестрашилки.
 

Страшилки с долей правды: новый ледниковый период

Метеорологи предупреждают, говорил Прокопенко, что планета Земля уже вступила в так называемый Малый ледниковый период, за которым возможно последует и Большой; что после того, как замерзли вдруг никогда не замерзавшие Черное море, Дунай и венецианские каналы, в Европе началась настоящая паника.

Дальше шел иллюстрированный сценарий того, как будут, по мнению ученых, развиваться события на нашей планете в указанные выше сроки. Северные моря и Европа покроются ледяным панцирем, и начнется массовое вымирание. А спусковым курком является изменение курса Гольфстрима. Поскольку изменение уже произошло, «ученые всего мира бьют тревогу» в ожидании «глобальной катастрофы». По их подсчетам, лет через десять Гольфстрим исчезнет полностью.


Ход дальнейших событий будет якобы следующим.

Гольфстрим растопит льды Гренландии. Огромная масса воды хлынет на материки и смоет с лица земли, в первую очередь, всю Северную Америку». (Так уж и всю? Это с ее-то хребтами и высокогорными плато? Низины — еще понятно.) Дальше становится совсем страшно. Все это приведет в движение «земные плиты», тем же бодрым голосом вещает Прокопенко. На планете усилятся землетрясения и извержения вулканов. Две трети населения вымрет практически мгновенно. Весь Северный ледовитый океан и вся Европа станут одним сплошным ледником, что увеличит давление на земную кору — она-де прогнется под его тяжестью, а когда достигнет критического значения, литосферная плита, «следуя простым законам физики», с другого конца напротив поднимется. В итоге самый глубокий в мире океанский желоб треснет, как арбуз, по линии Аляска-Курилы-Японские острова. За этим последуют извержения подводных вулканов и мощнейшие цунами, которые уничтожат все, что еще оставалось целым и живым.

А документальный фильм, сделанный более основательно и выпущенный накануне ожидавшегося в 2012 году «конца света», поставил вопрос еще круче: «Апокалипсис. Новый ледниковый период».

Владимир Марамышкин, ведущий телеканала «Россия-2», перечисляя происходящие в наши дни аномалии и катаклизмы — от землетрясений до града, размером с апельсин, — для наглядности побывал вместе со съемочной группой в доброй дюжине горячих мест: «Климат на планете меняется с устрашающей скоростью, — констатирует он. — Зима 2010 года — это сигнал, который Земля посылает людям. Глобальное потепление заканчивается. Человечество ждет новый ледниковый период». Причем не в туманном будущем, а «в течение года. Более того — это может произойти в любой момент», — утверждает привлеченный в передачу климатолог Алексей Карнаухов, старший научный сотрудник Института биофизики клетки РАН.
 

Ледниковые периоды и ученые прошлого

Ведущий напомнил, что за минувшие 800 тысяч лет северное полушарие 8 раз покрывалось льдом. Последний ледниковый период был 22 тыс. лет назад. А в промежутках между ними случались так называемые «малые ледниковые периоды», менее суровые, менее масштабные и менее продолжительные. И связывают всех их с состоянием Гольфстрима — «главной батареей Земли», которая сейчас «стремительно остывает». Температура в течении, по некоторым данным, упала на целых 10 градусов по Цельсию.

Проводимую в фильме «Апокалипсис. Новый ледниковый период» идею комментируют в основном не ученые, а люди, выдающие себя за таковых. В частности, некто Николай Жарвин — «кандидат», «профессор» и «академик» (Общественной академии национальной безопасности) в одном флаконе, а на поверку — смотритель Музея землеведения МГУ, обещающий, что в самое ближайшее время в северном полушарии установится климат Антарктиды с температурой до минус 80 градусов по Цельсию. Впрочем, прогноз этот принадлежит не ему, а Мори, американскому океанографу, иностранному член-корреспонденту Петербургской АН, в XIX веке руководившему в США составлением карт ветров и течений Мирового океана.

Мэтью Фонтейн Мори (1806-1873) первым подметил, что именно Гольфстрим обогревает северо-западную Европу, смягчая ее климат, и высказал опасения, что, если он замедлится или остынет, северные страны ждут арктические зимы.


Гольфстрим, но не только

Данный постулат Мори более полутора веков оставался практически аксиомой для океанологов и географов мира, не оспаривался и не проверялся. И лишь недавно научные коллективы нескольких, в основном, американских университетов поставили его под сомнение, проведя ряд исследований и экспериментов, в результате которых пришли к заключению, что не все так однозначно. Что, не умаляя роли Гольфстрима, нельзя приписывать ему всю полноту власти, поскольку механизмы регулирования климата значительно сложнее и зависят от множества различных факторов, главенствующая роль среди которых безусловно принадлежит Солнцу.

Гольфстрим, как известно каждому со школьной скамьи — теплое течение в Атлантическом океане, берущее начало в Мексиканском заливе и заканчивающееся где-то у Ледовитого океана. (Отсюда и его название, состоящее из двух английских слов: gulf — залив, и stream — течение.) А если взглянуть более масштабно, то это самая мощная и протяженная на планете водная система, разогревающая и охлаждающая, в зависимости от широты. Этот терморегулятор планеты часто называют Большим океанским конвейером, глобальным ленточным конвейером или просто конвейером.

Но нас, в данном случае, интересует именно атлантическая часть конвейера, мощность которой можно сравнить с мощностью миллиона атомных реакторов. Ширина Гольфстрима местами доходит до 90 км. А ежесекундный расход воды составляет около 50 млн. кубических метров, что в 20 раз превышает тот же показатель всех рек планеты, вместе взятых.

В Мексиканском заливе гигантская подводная река делает петлю, образуя, так называемое, Loop Current — Кольцевое течение. А затем, выйдя в открытый океан, струится вдоль юго-восточного побережья США, неся в себе теплые воды из тропиков и субтропиков. Где-то у мыса Хаттерас, штат Северная Каролина, она поворачивает на северо-восток и устремляется к берегам Европы и Скандинавии, теряя по пути часть своего тепла. Но и того, что остается, вполне хватает для доброго дела. «Эта «тепловая добавка» на 8;-10; по Цельсию повышает среднюю температуру в Европе и США, и даже на 2; в Москве!», — говорит доктор геолого-минералогических наук Владимир Полеванов.

Развернувшись у Ледовитого океана и окончательно остыв, Гольфстрим превращается в холодное Лабрадорское течение, которое отправляется обратно, на юг, за новой порцией тепла. Траектория их совместного движения напоминает знак бесконечности (восьмерку). Поскольку Гольфстрим — «река» теплая, то она и более легкая, текущая почти по поверхности океана. А холодные, насыщенные морской солью воды Лабрадорского течения, как более плотные и тяжелые, опускаются почти до самого дна. Поэтому даже в месте пересечения «восьмерки» смешивания их встречных потоков не происходит.

В содружестве с западными ветрами (Волны Россби) Гольфстрим безотказно трудился, обогревая Европу, даря куда более мягкий климат, чем ей положено по географическому статусу — до тех пор, пока не начал вдруг изменять своим привычкам. Когда именно и почему это произошло, неизвестно. Ведь никому, наверное, и в голову не приходило проверять на прочность морские течения.
 

Авария в Мексиканском заливе

Согласно самой устойчивой ныне версии, сбой произошел после экологической катастрофы 2010 года в Мексиканском заливе. 20 апреля 2010 года в 80 километрах от побережья штата Луизиана произошел взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon компании Бритиш Петролиум (BP). В последующие 152 дня через повреждения труб скважины на глубине 1500 метров в залив вылилось около 5 миллионов баррелей нефти, нефтяное пятно достигло площади 75 тысяч квадратных километров.

В процессе изучения снимков Атлантического океана, переданных на Землю орбитальным спутником НАСА, аномалию Гольфстрима впервые в июле 2010 года заметил физик-теоретик Джанлуиджи Зангари, который работает в итальянском Национальном институте ядерной физики во Фраскати. Снимки запечатлели, как течение разбивается на два гигантских водоворота и теряет скорость. Зангари забил тревогу, объявив, что «Гольфстрим остановился». Поскольку снимки эти были сделаны сразу после катастрофы в заливе, то и возникло вполне резонное предположение, что именно она повлияла на морское течение, черпающее там тепло и силу своего потока.

«Нет исторического прецедента таким изменениям природных систем под воздействием вмешательства человека, — говорит Зангари. — Система Гольфстрима меняется непредсказуемым образом, что может привести к серьезным последствиям планетарного масштаба».

Однако первые публикации о том, что с Гольфстримом творится что-то неладное, что он может остановиться, появились значительно раньше разлива нефти. Еще в нояб­ре 2005 года в СМИ прошло научное сообщение, что Гольфстрим потерял 30 процентов своего объема и скорости, и компьютерные модели предсказывают, что в течение 5-20 лет он заглохнет полностью. Прошло 5 лет, и океанский «теплоцентраль» действительно забарахлил. Впрочем, хочется верить, что это результат аварии в заливе, и что все еще поправимо.

Чтобы не нейтрализовать, а всего лишь скрыть истинные масштабы бедствия, BP распылил тогда по заливу миллионы галлонов диспергаторов («смесителей»), в частности, сorexit. Это токсичные и запрещенные к применению во многих странах связывающие препараты. Они лишь притопили разлившуюся по поверхности нефть, спрятали от глаз обеспокоенного человечества, создав огромные ее резервуары — до 90 метров толщиной, дрейфующие между дном и поверхностью.
 

Зима после разлива нефти: прямой эксперимент

Из-за разлива нефти конвекционный теплообмен воды в Мексиканском Заливе был нарушен, петля мирового конвейера (LoopCurrent) вышла из строя. И что же было дальше? Может, Гольфстрим и вправду умер? С наступлением зимы на восточных берегах Канады наступило вдруг странное потепление: вместо обычных снега и холодов — плюсовая температура с дождями. Теплая зима в Канаде, непривычные холода, обледенения и снегопады на востоке США и на западе Европы на фоне заявления, сделанного итальянским ученым, привлекли внимание парламента Канады, принявшего решение прояснить ситуацию. Была сформирована группа научных работников и специалистов ведущих университетов страны под руководством известного океанолога Рональда Раббита. Разработав стратегию действий и сделав необходимые приготовления, группа отправилась на поиски пропавшего Гольфстрима.

С этой целью были использованы особые красители, безвредные для океанской флоры и фауны. Наполненные ими контейнеры были спущены — с разрешения американского правительства, разумеется — в Мексиканском заливе. На глубине 900 м контейнеры взорвали, распылив их содержимое. А затем отслеживали движение окрашенных вод со спутника. К великому изумлению исследователей, Гольфстрима действительно не оказалось на давно проторенном им пути, ведущем к Европе. А обнаружили его на 800 миль западнее, у берегов Канады. И дальше — у Гренландии.

Уход Гольфстрима из восточной части Северной Атлантики нарушил нормальное движение атмосферных потоков, разбалансировав климат не только в Европе, но и в Азии, считает российский ученый, геофизик и математик Сергей Лопатников. «Нефтяной вулкан», созданный ВР на дне Мексиканского залива, «убил кардиостимулятор мирового климата на планете», говорит он, приводя целый ряд всем хорошо известных примеров погодно-климатических сбоев.

Дестабилизированный катастрофой (или по каким-то иным, неведомым нам причинам) Гольфстрим, изменив свое направление, принялся подогревать Гренландию. Ее ледяной щит, второй по величине после Антарктического, толщина которого превышает 3 км, интенсивно тает, причем не сверху, а снизу, вливая в океан пресную, «легкую» воду. Гигантские глыбы льда, откалываясь и сдвинувшись с места, иной раз развивают скорость экспресса в своем стремлении превратиться в айсберги, дивной и опасной красоты.

В результате Лабрадорское течение, лишившись плотности и весомости, уже не хочет опускаться на дно. Более того, его активность заметно снизилась, а температура повысилась. Чем это чревато? А тем, что два встречных потока — Лабрадорское течение и Гольфстрим, могут столкнуться, смешаться и нивелироваться в океане, то есть, как течения перестать быть.

Если Гольфстрим не вернется в свое «русло», ледяной покров Гренландии растает полностью. Помимо всех прочих бед, связанных с затоплением материков, массированное вливание в океан пресной воды окончательно выведет из строя всю его «отопительную систему», что и обернется для планеты новым обледенением.
 

Глобальное потепление или Ледниковый период?

То, что нам пытались преподносить последний десяток лет, как глобальное потепление, теперь начали называть «глобальным разбалансом», выражающимся в участившихся катаклизмах и бедствиях по всем фронтам. Природа явно готовится к чему-то еще более масштабному. Многие ученые видят это «что-то» в Малом ледниковом периоде, причем, катастрофическом и внезапном.

Последний Малый ледниковый период на Земле случился в XIV-XIX веках, так что у человечества опыт имеется. То был период относительного глобального похолодания, наступившего, как полагают, из-за того, что в самом начале XIV века Гольфстрим замедлил свое течение. В летописях записано, что в 1310-х годах Западная Европа пережила настоящую экологическую катастрофу. Изменился климат и во всей Северной Америке. Вдоль ее восточных берегов наблюдалось резкое похолодание, а на центральные и западные земли обрушилась жестокая засуха с пожарами и пыльными бурями. Гренландия полностью накрылась гигантским ледником, соединившимся со льдами Ледовитого океана. Та же картина наблюдалась и в полярных районах.

Ждет ли нас повторение — покажет время. Будем надеяться, что Гольфстрим вернется на свое место, а планета сама о себе позаботится и не допустит еще одного массового вымирания, что у нее найдутся в запасе свои уникальные методы баланса. По крайней мере, поступают обнадеживающие сведения, что экосистема Мексиканского залива стремится сама себя вылечить, избавляясь от нефти на дне с помощью соответствующих бактерий.

К тому же Мать-Природа никогда не придерживалась человеческих прогнозов. Мы еще слишком несовершенны и слишком мало разбираемся в закономерностях мироздания, чтобы составлять за нее сценарии.


Рецензии