Приглашение в Alma Mater
грамоте учить,
Грамота ему в наук пошла.
Посадили его, Васильюшку,
пером писать
И письмо ему в наук пошло.
Былина "Василий Буслаев".
Велес учил праотцов наших...
Велесова Книга. Гл. I.
Исход из Семиречья.
Тихон Савельич, вернувшись с утренней прогулки с женой, сел за компьютер, чтобы проверить свою электронную почту. И к своему удивлению обнаружил довольно-таки странное сообщение, отправленное из его родного города. В нем сообщалось:
"Уважаемый Тихон Савельич! Педагогический коллектив школы приглашает Вас на встречу с бывшими учениками, окончившими нашу школу 50 лет назад. На встречу будут приглашены Ваши бывшие соученики, ныне проживающие в своем родном городе - Алла Балалайкина, Борис Курицын, Дмитрий Никифоров, Лариса Кузнецова, Николай Фадеев, Веня Харитонов и другие...
Вы - единственный из выпускников того далекого времени добившийся необычных успехов на научном поприще. Поэтому для нынешних учеников Ваш рассказ о себе стал бы прекрасным примером для выбора жизненного пути.
Если Вы согласны приехать, сообщите, пожалуйста, наиболее удобное для Вас время встречи.
С глубоким уважением: директор школы Антон Семенович Макарьев, завуч Анна Ивановна Скопина".
Тихон Савельич подозвал жену:
- Лена, посмотри-ка, что мне прислали!
Та, прочитав сообщение, спросила:
- И что ты думаешь делать?
- Право, даже не знаю. Настолько все неожиданно. А фамилия директора школы мне кажется знакомой - не сын ли это или внук кого-то из одноклассников?
- Судя по тому, как загорелись у тебя глаза, тебе захотелось вернуться в далекую юность, - погладила его по голове жена.
- Разве это не мечта каждого?
- Мечтатель ты мой седовласый, - улыбнулась пожилая женщина. - Когда поедешь-то? Ты извини, но я не смогу тебя сопровождать: ты - на пенсии, а мне нужно на дежурство. Я подготовлю тебе все необходимые лекарства и напишу, когда и что принимать. И смотри там...
- Ну, что ты, право!..
- Шучу, - Елена Николаевна отошла от мужа. - Скажешь, когда собирать тебя. Я провожу. Билет возьми туда и обратно - так удобнее.
- Да, конечно, - в рассеянности пробормотал муж, мысленно уже представляя встречу со своими бывшими одноклассниками.
По электронной почте с директором школы было оговорено время приезда и уже через пару недель Тихон Савельич садился в поезд, направляясь в давно оставленный им родной город.
Выйдя из вагона, он сразу увидел моложавого человека, державшего над собой плакатик с надписью от руки: "Школа № 117". Видимо, это был директор школы, а рядом с ним стояли две женщины, судя по всему, учительницы.
Подойдя к ним, прибывший с улыбкой спросил:
- Я так полагаю, что эта торжественная встреча приготовлена для меня?
- Вы - Тихон Савельич? - спросил мужчина.
- Собственной персоной, - ответил он. - А эти две милые дамы, как я понимаю, ваши коллеги?
- Завуч Анна Ивановна, - представил директор одну из них. - А это учитель биологии Валерия Никитишна.
- Искренне рад, - церемонно раскланялся Тихон Савельич. - Простите за любопытство, - он обратился к директору. - Ваша фамилия мне показалась знакомой.
- Я сын Инны Федоровны Стебликовой, - ответил тот. - Она училась в параллельном с вами классе.
- Как она?
- Жива, здорова, благодарю Вас. Призналась, что волнуется перед встречей одноклассников.
- Еще бы, - признался Тихон Савельич. - Поверите ли, от предстоящей встречи с однокашниками я волнуюсь, словно влюбленный перед первым свиданием. Да ведь каждый из нас испытывал такое, - он хитро посмотрел на женщин. - Нет так ли?
Те засмеялись. Доброжелательный контакт был установлен...
Уже усаживаясь в машину, директор, прежде чем тронуть, обратился к гостю:
- Мы вам забронировали номер в нашей гостинице. Отдохните, а завтра к 12 часам я заеду за вами - на это время назначена встреча выпускников.
- Прекрасно, - ответил Тихон Савельич. - Я немного отдохну с дороги и поброжу по родному району, вспомню былое...
Устроившись в одноместном номере, Тихон Савельич поел в буфете каких-то немудрящих бутербродов с кофе, посидел с полчаса в номере, а потом направился знакомиться с родным районом.
Он обратил внимание, что центральная улица ныне выложена каменными плитками, а не покоробленным асфальтом, как это было в далеком прошлом. Рядом со старыми пятиэтажками выросли новые красивые дома, скверы, вдоль дороги были ухожены. И все же, несмотря на все преобразования, родные места оставались узнаваемыми, отчего у него слегка защемило сердце.
Возле школы, куда Антон Семенович привез гостя, стояла достаточно большая группа пожилых людей и окружавшие их школьники, в руках некоторых из них были букеты цветов.
Выйдя из машины, Тихон Савельич направился к группе бывших однокашников.
- А что вас так мало? - спросил он. - Мы же выпускались тремя классами - "А", "Б" и "В". Должно быть почти сотня человек.
- А разбежались, как ты, - ответила одна из женщин. - Ты вон не был здесь лет сорок?
- Так, я представляю, что мне здесь предлагают игру "Угадай-ка". Но угадывать я не стану - все вы для меня не такие же древние старики, как я, а молодые, каких я вас помню. Правда, Лариса? - обратился он к одной из женщин. -Только тогда у тебя была коса с непременным белым бантом. А ты, Борька, был кудрявым, а не светился лысиной, как сейчас...
- Все ты помнишь, - улыбнулся тот, обнимая старого товарища.
- Как вы тут? - спросил было Тихон Савельич, но подошедший Антон Семенович вежливо пригласил всех в актовый зал, в который по случаю встречи переоборудовали зал спортивный.
Здесь уже собрались едва ли не все школьники старших классов, Освободив два передних ряда для своих бабушек и дедушек.
Когда все расселись, директор поднялся на трибуну и поднял руку, требуя тишины. Когда в зале установилось относительное затишье, он произнес:
- Сегодня у нас необычная встреча. К нам приехал бывший выпускник нашей школы, известный ученый и изобретатель, профессор Тихон Савельевич Мельников. Поприветствуем его и предоставим ему слово.
В зале раздались шумные аплодисменты.
Гость поднялся к трибуне и начал говорить:
- Трудно передать ощущение, когда вот так, ненароком, благодаря вашему директору и учителям, попадаешь в родную среду, с которой не виделся целую вечность. Все одноклассники, с которыми мне посчастливилось учиться, это большая семья, где все друг другу - родные, а наша Alma Mater - родной дом, который на всю жизнь остается в памяти. Все мы, выпускники, словно птенцы, высиженные в гнезде родной школы, и такое не забывается. Огромное человеческое спасибо за то, что организовали эту встречу.
Подняв руку, он потушил вспыхнувшие было аплодисменты и продолжил:
- Откровенно говоря, я не готовился к такой встрече и посему нахожусь в состоянии некоторой растерянности. Я предлагаю обойтись без традиционного вступления и сразу перевести нашу встречу в виде вопросов и ответов.
Заметив некоторую растерянность профессора, Антон Семенович, сидевший за столом президиума вместе с завучем, спросил:
- Тихон Савельич, после того, как мы много лет проработали в оборонном институте, а потом перешли на преподавание в университете, у вас сложилось определенное суждение о студентах - сообществу людей практически одной возрастной группы. А как вы находите современную молодежь, я имею в виду современных школьников на фоне их бабушек и дедушек, сидящих здесь же в зале?
- Не только бабушек и дедушек, но и прадедушек и прабабушек, - заметила одна из пожилых женщин, сидящих в первом ряду.
- Я еще в бытность учеником считал Ларису способной девочкой,- засмеялся Тихон Савельич, глядя на спросившую.
По залу пробежал легкий смешок, а профессор продолжил:
- Некогда известный французский художник Пабло Пикассо был приглашен прочитать лекцию в Оксфорде. И там ему задали аналогичный вопрос. Лучше, чем, он, пожалуй не ответишь. Так вот, он ответил примерно так: новое поколение безобразно, легкомысленно, не выдержанно, не чтит традиций своих предков, не признает чужого мнения, отличается невероятным и неоправданным самомнением... И закончил словами: больше всего на свете мне жаль, что я уже не принадлежу к этому поколению.
После секундной тишины зал грохнул хохотом. Контакт с аудиторией был налажен.
- Вы были отличником в школе? - выкрикнула какая-то девочка, когда шум поутих.
- Да полно вам, - усмехнулся Тихон Савельич. - Мне не дадут соврать мои однокашники. Пожалуй, хорошистом, но не отличником.
- А двойки получали? - выкрикнул какой-то паренек.
- Плохой был бы я ученик, если бы не получал их, - усмехнулся докладчик. - Вот за все время учебы учителя так и не удостоили меня колом. Но я не в обиде на них.
Зал снова вспыхнул хохотом. Видя, что разговор уходит куда-то в сторону, Анна Ивановна спросила:
- Тихон Савельич, пожалуйста, расскажите ребятам, как вы стали большим ученым?
- Вы задали очень непростой вопрос, - начал серьезно отвечать Тихон Савельич. - Я не стану вам пояснять, как вообще люди уходят в науку. Это вопрос сугубо индивидуальный характер. Если позволите, я лучше расскажу вам свою историю, а уж выводы вы делайте сами.
Тихон Савельич выдержал небольшую паузу, а потом продолжил:
- С детства во мне было какое-то упрямство. Возможно, мои бывшие одноклассники помнят, что на уроках математики я старался дать несколько вариантов решений задач. И причиной тому было то самое упрямство: почему я должен решать задачу только так, как меня заставляют делать. И знаете, я находил в этом удовлетворение - сделать не только так, как меня учат, но и найти нетрадиционный подход. Тогда это было наивно, но, как потом я понял, это воспитывало страсть к логическому мышлению, к анализу ситуации, а это очень пригодилось мне в дальнейшей системе.
- Я добавлю, - вмешался в беседу директор. - Тихон Савельич является автором более семидесяти изобретений и множества научных статей.
- Так вот, - продолжил докладчик, - я хочу вам сказать, что процесс познания - невероятно интересное занятие, которое я сравнил бы с большой и долгой любовью. Я не могу передать словами того восторга, когда, например, удается разрешить проблему, с которой не могли справиться другие. И это не апломб, не амбиции, это как победа в спортивном соревновании, когда ты смог сделать то, чего не смогли твои соперники. Многих современных исследователей ограничивает то, что они замыкаются исключительно в своей узкой сфере деятельности, игнорируя достижения в других областях. А истинные знания - это синтез многих наук, внешне не связанных друг с другом. И вот поэтому, уже занимаясь наукой, я искренне сожалел, что пренебрежительно относился в отдельным предметам в школе. А именно школа дает нам базис, фундамент знаний, которые развиваются и совершенствуются в последующей нашей работе.
И еще. Надо жестко поставить перед собой ясную и определенную цель и идти к ней, порой жертвуя частью жизненных удовольствий, не скисая при неудачах, а наоборот, стимулируя себя на поиск причин неудач.
Все это совершенно не означает, что нужно замкнуться в себе, как монах в келье, бесконечно корпеть над книгами и безвылазно торчать в лаборатории. Но надо твердо уяснить себе одно: жизнь замыкается не только в развлечениях, но и в труде.
Сейчас вы переживаете одно из счастливейших времен в жизни - пору школьного взросления. Дальнейший этап творческого развития - учеба в институте. А если у вас есть призвание быть исследователем, ученым, то надо приготовиться к тому, что учиться вы будете всю последующую жизнь.
- Какой смысл заниматься наукой, если уже все открыто? - раздался чей-то мальчишеский голос из зала.
- Могу я полюбопытствовать, кто это спросил: - обратился Тихон Савельич к залу.
После недолгой паузы в тишине, встал какой-то паренек, как оказалось, девятиклассник.
- Молодой человек, вам нетрудно будет подойти ко мне вместе со стулом? - обратился к нему профессор.
- А чё я такого сказал? - пробурчал тот, но, подталкиваемый одноклассниками, вышел к трибуне и остановился в растерянности.
Тихон Савельич вышел из-за трибуны, подошел к нему, поставил стул впереди всех, усадил парня и тихо спросил:
- Так удобно? Вы поможете мне?
Тот, удивленный таким оборотом событий, только кивнул головой.
Докладчик занял свое место за трибуной и, обращаясь преимущественно к пареньку, продолжил рассуждения:
- История современной цивилизации насчитывает не менее десяти тысяч лет. Целых десять тысяч лет! А основные закономерности в науке сделаны только в последние двести-двести пятьдесят лет. Сопоставьте эти цифры: десять тысяч лет и двести. И при этом считается, что все эти одномоментно возникшие законы носят истинный, неоспоримый характер. Это не кажется вам странным? Это напрямую противоречит процессу эволюционного развития - процессу затяжному и длительному. А нам внушают, что эти закономерности - продукт конечный, то есть дальнейшее их развитие невозможно априори. Задумайтесь, не противоречит это одно другому. И посему мы уже начали сталкиваться с несоответствиями так называемых "классических законов" с реальными процессами, наблюдаемыми при полетах космических зондов и комет. К примеру, догматическая наука говорит о том, что хвост комет образуется от воздействия солнечного ветра и всегда должен быть направлен в сторону от светила. Но нам известны случаи, когда кометы летят хвостом вперед или имеет раздвоенный хвост. Почему? Ответить на это с позиций современной науки невозможно. И так практически во всех отраслях знаний. Я попрошу моего помощника обратиться к залу назвать ту или иную отрасль знаний и я постараюсь показать, насколько еще все несовершенно в научной области и как многое нам предстоит узнать. Прошу вас, молодой человек, - обратился он к парню, которого посадил впереди слушателей, попросите своих товарищей назвать какую-либо науку.
Тот растерянно встал и посмотрел сначала на докладчика, а потом в зал.
- Смелей, - поддержал его Тихон Савельич.
В зале началось перешептывание. Наконец, кто-то выкрикнул:
- Ботаника!
- Если вы не возражаете, я расширю вопрос, включив сюда и зоологию.
Так вот, в настоящее время ежегодно, подчеркиваю - ежегодно открываются многие сотни неизвестных ранее растений, животных, насекомых, рыб. А обитателей Мирового океана мы знаем только процентов 40, не более. Но я вернусь к растениям. Вам Валерия Никитична, вероятно, рассказывала о том, что существуют плотоядные растения, растения-хищники. Но в последние годы обнаружилось, что растения - это не безобидные существа, не способные постоять за себя. К примеру, если в наших лесах на деревья нападают насекомые-вредители, то дерево, которое подверглось атаке, начинает вырабатывать токсичные для нападающих газы. Эти же газы переносятся по воздуху к другим деревьям и те начинают готовиться к отражению нападения, выделяя тот же ядовитый газ. Как растения распознают вредителя, каков механизм этого процесса и какой импульс заставляет деревья вырабатывать "боевые отравляющие газы", остается нераспознанным до сих пор. То же самое обнаружено в Африке, когда акации, подвергшиеся "нападению" антилоп и жирафов, немедленно начинают выделять ядовитые для этих животных вещества. Но и животные оказались далеко не глупыми созданиями. Они подходят к акациям с подветренной стороны и, отщипнув немного листвы, переходят к другому дереву. Вот вам обширное поле для исследований...
В зале поднялось несколько рук.
- Молодой человек, - обратился Тихон Савельич к ученику, посаженному впереди себя. - Командуйте.
Тот встал и выкрикнул:
- Верка Меньшова.
Выбранная им девушка поднялась и сказала:
- Учение Дарвина.
- Прекрасно! - начал отвечать Тихон Савельич. - Мне нравится, что вы вспомнили одну из самых глобальных и неразрешенных доселе проблем. Здесь, как говорится непаханное поля для исследователей
Первое, о чем нам до сих пор неизвестно - откуда и как возникла жизнь на планете Земля. По этому поводу выдвинуто множество гипотез, но ни одна из них не удовлетворяет мировое сообщество.
Второе: до сих пор ведутся споры о происхождении человека. Знаменитая теория Дарвина все чаще подвергается вполне обоснованной критике.
Для того, чтобы обосновать ее, полтора столетия трудятся тысячи специалистов, но до сих пор последовательность становления обезьяны в человека разумного выглядит в виде обрывков цепи, которую никак не удается собрать в единое целое. Мало того, многие находки археологов и палеонтологов приходится прятать от общественности, ибо они противоречат представлениям об эволюции приматов. Я имею в виду, например, обнаружение в Монголии скелета человека 15-метрового роста или 12-метрового скелета в Индии, возраст которых оценивается в сотни тысяч лет
Весьма любопытным представляется сопоставление эволюции приматов и гоминидов, как нам ее, эту эволюцию, преподносят. Приматологи, специалисты по обезьянам, ничего не говорят о преобразовании одного вида обезьян в другой. Каждый вид приматов возник сам по себе и в неизменном виде существует по сию пору. Каждый вид обезьян сохранил свою индивидуальность и не трансформировался в соответствии с так называемым законом эволюции.
Иное дело человек. По канонической науке каждая разновидность от человека прямоходящего до нас с вами, непрерывно шло перестроение организма этого, с позволения сказать, животного. И здесь вот что забавно: появлялся один вид, успешно развивался в течение сотен тысяч лет, и вдруг совершенно ниоткуда возникал новый, более совершенный вид, а тот, прежний, едва ли не мгновенно исчезал. И так многократно: расплодятся одни, но, словно чертик из табакерки, выскакивают малочисленные другие и вытесняют многочисленных аборигенов вплоть до полного их уничтожения.
Нелогичность такого утверждения мы можем проследить на примере последних ветвей эволюционного древа.
За многие сотни тысяч лет своего владычества на планете неандертальцы занимались исключительно охотой и собирательством. и был вооружен только дубиной и камнем.
Но вот откуда-то появился кроманьонец. По официальной версии, он пришел из Африки и было их примерно 20-40 тысяч. Обратим внимание, ни один естествоиспытатель не говорит о том, откуда взялся на африканском континенте этот человек и какого рожна он попер на север? Как и неандерталец, кроманьонец также был вооружен только дубиной и камнем и, соответственно, жил исключительно теми же охотой и собирательством. Иначе говоря, никакого прогресса не произошло! Нам говорят, что эти пришельцы из Африки довольно быстро уничтожили рассеянных по всему миру, в том числе и на островах, неандертальцев. Извините, в это я поверить не могу.
А затем, словно из небытия, 20-30 тысяч лет назад на земле появляется человек современного типа, мало чем отличающийся от кроманьонцев. И это новое племя сумело уничтожить предшественников. Прямо-таки череда мировых войн!
И вот после того, как был уничтожен последний представитель "старого поколения" он внезапно умнеет: изобретает лук, стрелы, одомашнивает многих животных - волка, лошадь, быков, коз... Но продолжает бегать по лесам и ковыряться в земле в поисках пищи, да и живет либо в пещерах, либо в примитивных жилищах, сооруженных из костей мамонта.
Итак, заметим: сотни тысяч лет человек пребывал в первобытном состоянии. Это касается и представителей последнего вида - людей неолита, нового каменного века.
И вдруг, словно в сказке, в одночасье, за каких-то тысячу - двух тысяч лет этот дикарь примерно 10 тысяч лет назад полностью меняет своей образ жизни. Он начинает строить города, такие, как Чатал-Гююк, Енох, Иерусалим, начинает возводить многоэтажные здания, обучается поливному земледелию, ткачеству, металлургии, кораблестроительству, ювелирному делу, познает математику, астрономию, изобретает письмо! Прямо как в сказке о золотой рыбке или о Емеле-дураке, вытащившем волшебную щуку. Я в такое превращение поверить не могу. Вот вам и новое поле для исследований.
- А мамонты? - донеслось из зала.
- Это еще одна загадка, которую предстоит разгадать вам, - ответил Тихон Савельич. - В чем она, эта загадка? Вот нам рассказывают, что эти звери долгое время заселяли территорию Европы и Сибири. Обратимся к отечественным мамонтам, жившим на севере Сибири. Художники, иллюстрирующие работы специалистов, с их слов рисуют этих огромных животных, бредущих по заснеженным полям.
Мамонты - животные травоядные. Давайте вспомним, кто сейчас живет в северной Сибири, особенно в районе тундры.
- Северные олени, - выкрикнул кто-то из зала.
- Совершенно верно. Но это по сравнению с мамонтом мелкие животные и они кое-как обходятся малокалорийным ягелем, который вырастает всего на несколько сантиметров в высоту. А сколько этого ягеля потребуется мамонту, если, для сравнения, африканский слон ежедневно съедает от ста до полутора сотен килограмм более калорийной травы. Да стада мамонтов, чтобы хоть как-то наесться, вспахали бы всю тундру не хуже снегоуборочных машин и съели бы весь ягель с корнями. А потом померли от голода.
Ребята в зале засмеялись и их долго не могли успокоить.
- А вообще загадок, связанных с мамонтами, немало. Одна из них - каким образом 10-12 тысяч лет назад одновременно и полностью погибли не только мамонты, но и саблезубые тигры, шерстистые носороги, пещерные медведи и другие животные, жившие в тех же краях, что и мамонт. Другая загадка - как мамонты перебрались на Американский материк.
Начнем с первой загадки. По версии одних исследователей, мамонты были съедены кроманьонцами и людьми неолита. Но ни на одной находке костей нет следов соскобов, указывающих на то, что мясо сдирали с костей кремневыми скребками. Обнаружение и анализ замороженных туш не выявило каких-либо штаммов бактерий, которые могли уничтожить животным за счет эпидемий. Мало того, во времена моей учебы в аспирантуре один из моих приятелей на лето уходил с геологической партией. Однажды они наткнулись на замороженную тушу, сварили и съели кусок мяса. И не отравились. Кстати, мясо оказалось очень жестким и безвкусным.
Существует версия о массовой их гибели в результате какой-то природной катастрофы. В частности, в районе, кажется, Индигирки обнаружено кладбище животных, перемешанных между собой и с переломанными костями. Существует мнение, что они попали в селевой поток и погибли. Возможно, но эта трагедия носила локальный характер, тогда как мамонты жили на обширной территории от Тихого до Атлантического океанов.
Другая загадка связана с появлением мамонтов в Северной Америке. Совершенно бездоказательно утверждается, что в Новый Свет мамонты пришли из Сибири. Также бездоказательно утверждается, что некогда они прошли по "Берингийскому мосту" - поднявшемуся дну Берингова пролива, а потом снова ушедшего под воду. Доказательства? А зачем? Главное брякнуть в колокол, а зачем, по какому поводу звон - пусть разбираются другие.
- А можно восстановить мамонта? - спросила какая-то старшеклассница.
- Эти попытки предпринимаются, но пока неудачно - не найдено ни одной целой молекулы ДНК или РНК, без которых воспроизведение их невозможно.
- Мы полетим на Марс? - спросил кто-то из зала.
- А зачем? - спросил Тихон Савельич. - Сейчас едва ли не во всех странах экономический кризис, а нам предлагают потратить огромные средства на совершенно бесполезный и крайне опасный полет. Вот мы слетали на Луну. И что? Риск был громадный и, слава богу, все обошлось без особых происшествий. Каков был результат полета? Ну, попрыгали на ее поверхности, натоптали, наследили, привезли с собой мешок камней и пыли. И все! Но образца лунной породы до этого доставлены на Землю советскими автоматическими зондами. Результаты анализа почвы и доставленный нами, и американцами, оказались совершенно идентичными. И уж если полет на Луну оказался совершенно бессмысленным, то уж на Марс - тем более...
- Астрономия, - выкрикнул очередной любопытный из зала.
Тихон Савельич улыбнулся и ответил:
- Астрономия и астрофизика, по моему глубокому убеждению, являются самыми надуманными и запутанными отраслями знаний, основанных преимущественно на абстрактных математических моделях. А математические методы позволяет получать все, что угодно испытателю. Недаром же Нобелевский комитет не признает математику за науку и не присуждает за нее премий.
Чтобы надолго не "растекаться мыслью по древу", я обращу ваше внимание только на двух частных случаях - образовании Земли и Луны.
Что касается нашей планеты, то по официальной версии она образовалась из газо-пылевого облака, исторгаемого желтой звездой - Солнцем. Но я не могу понять простой вещи: как расходящиеся веером от одного источника потоки по необъяснимой причине вдруг стали слипаться. Частицы в этом потоке движутся в вакууме, практически не встречая сопротивления и по мере удаления от звезды расходятся друг от друга все дальше и дальше. А по закону притяжения Ньютона, гравитационное притяжение между ними убывает пропорционально квадрату расстояния между ними. Мало того, если даже они и вылетели раскаленными, то в холодном космическом пространстве они быстро остынут и превратятся в камень. Но даже если они, летящие с огромными скоростями, по самой невероятной причине столкнутся, то отлетят друг от друга. Вы видели когда-нибудь, чтобы шары в бильярде слипались?
В зале раздался смех. А докладчик продолжил:
- С Луной дело обстоит несколько иначе, но столь же завуалировано. По одной из версий, некогда в Землю врезался то ли огромный астероид, то ли осколок разорванная гравитацией планета Фаэтон, миллионы лет назад вращающаяся между Марсом и Юпитером.
В результате такого удара был вырван клок Земли (сейчас на месте удара находится якобы ложе Тихого океана), а осколки вылетели в околоземное пространство. Полетав некоторое время обособленно друг от друга, они соединились в практически идеальный шар, которым и является Луна.
Мне не хотелось бы обижать авторов этой версии, но ее несуразность слишком очевидна. Если это так, как нам говорят, то возникает естественный вопрос: почему за миллионы лет своего существования не слипаются в единый монолит пояс астероидов между Марсом и Юпитеров, астероиды в поясе Койпера, облаке Оорта, осколки, образующиеся кольца Юпитера и Сатурна. Что им мешает?
- Простите, Тихон Савельич, - перебила докладчика завуч Анна Ивановна. - Вы рассказали, что мы слишком плохо изучили свою планету и космос, а существующие теории, мягко говоря, не совершенны. А у вас есть свое объяснение этим загадкам?
- Да, - коротко ответил Тихон Савельич. - Свое изложение версий по этому поводу я изложил на сайте "Пилигримы-солнечной-системы.рф" Рассказывать содержание этого сайта у нас не хватит ни сил, ни терпения слушателей, настолько он велик.
В зале поднялся лес рук, желающих задать свои вопросы. Но директор школы категорическим тоном остановил дискуссию:
- Все, все, все! Мы и без того замучили нашего гостя, дадим ему отдохнуть. Давайте поблагодарим его за беседу...
В зале раздались аплодисменты, загремели отодвигаемые стулья, поднялся галдёж...
Уставший Тихон Савельич спустился с трибуны и его тут же окружили бывшие одноклассники.
Антон Семенович обратился к ним:
- Я прошу извинить, что вмешиваюсь в вашу беседу. Пожалуйста, пройдите в помещение 5 "А" класса. Там для вас накрыт стол, там и поговорите вдоволь. А спортзал нужно привести в порядок - завтра у некоторых классов урок физкультуры.
Школьники с шумом и гамом начали разбирать стулья и разносить их по классам. Бабушки и дедушки пытались дать им какие-то наставления, да кто и слушал! Махнув на них рукой, пожилые люди потянулись в указанный им класс, чтобы продолжить общение друг с другом.
Еще не успев сесть за длинный стол с самоваром в центре, старички оживленно разговорились, где в общем хоре слышалось: "Ну, как ты?", "Где ты сейчас?", "Как здоровьишко?"... Разговоры эти касались сугубо личных и доверительных отношений, поэтому нам с вами, читатель, неэтично слушать их. Посему давайте оставим их одних с их проблемами и тихо выйдем на свежий воздух...
Свидетельство о публикации №214100601537