Жаркая летняя ночь

Жарка летняя ночь. Солнце давно укатило на запад, радовать своим теплом далекие демократические земли, оставив вместо себя приемника - Луну. Та ласково светила мраморно-нежным светом на бескрайние русские поля, в которых с присвистом гулял вольный ветер.
Мишка крадучись вышел во двор, с опаской притворил за собой предательски скрипучую дверь в хату; осмотрелся. Скотный двор спал, и даже пес Барбос, мирно посапывал у себя в будке.
А далеко в поле дрожал слабый огонек дедовской самокрутки. Мальчик лихо, но все еще крадучись, перемахнул через приземистый заборчик, обогнул несколько стогов сена - обернулся. Хата со строгой бабкой, не разрешающей гулять по ночам с дедом, осталась позади.
Вдохнув полной грудью запах свежескошенного сена, которым в поле был пропитан буквально каждый дюйм и который почему-то здесь казался не таким вкусным, как дома, Мишка, радостно раскинув руки в стороны, помчался к хижине деда.
Хижина в лунном свете предстала словно многовековой мраморный дворец, на вершине которого старый маг курил свою самокрутку и любовался звездами. Мишка, добежав до дворца, зачарованно уставился на деда. Тот неспешно перевел на внука взгляд, в котором читалась присущая деду доброта и многолетняя мудрость.
- Деда, - все же в полголоса крикнул Мишка, - я пришел!
- Бабка точно спит? - с улыбкой пробурчал старик.
- Да! Она ничего не узнает!
- Ну, раз не узнает, тогда полезай ко мне.
Мишка с нетерпением сорвался с места, взобрался по лесенке на крышу и уселся подле деда.
- Красиво! - Тут же выпалил мальчик, едва взглянув на небо, которое рядом с дедушкой показалось ему каким-то особенным.
- Красиво, - кивнул в согласие дед, - но у любой красоты есть свое имя и своя история...
- Ты про звезды? Про их  названия-то я слышал, - все так же оживленно прокомментировал Мишка, - нам в школе рассказывали и по телевизору я видел.
- Вот как...
- Да! Только я помню именно самых крупных. Кажется, вон тех - он ткнул пальцем в небо. - А может быть тех... На картинках, небо выглядело иначе, тут слишком много звезд. Да и в городе я такого раньше не видел...
Старик добродушно усмехнулся и затянулся табачком.
- А как же вон те? Те, что помельче, но светят ни чуть не хуже?
- Нет, - пожал плечами мальчик, - именно этих не знаю, - и виновато потупил голову. Не ответь Мишка на подобный вопрос ребятам из школы, он вряд ли почувствовал бы то же, что и сейчас.
- А знаешь ли ты, почему звезды светят?
- Нам объясняли, но я... - и снова нелепое чувство вины.
- Потому что иначе они не умеют. В этом их природа, в этом их смысл жизни - светить.
- Эх, деда, жаль они не умеют разговаривать, тогда бы мы их спросили. А то что-то я тебе не верю, - лучшая защита, и от накатывающего чувства вины и от осознания собственного невежества - это нападение. - В школе нам говорили, что звезды такие маленькие, потому что далеко от нас, а вблизи - гиганты. Не думаю я, что цель жизни гигантов радовать своим светом такие далекие миры, как наш, например.
- Ты знаешь, что если они не будут светить - они погаснут и... умрут?
- Знаю.
- Значит если не светят, то и не живут.
Наступила долгая пауза. Мишка переваривал услышанное, а дед пускал кольца дыма в ночной воздух.
- Деда! - неожиданно начал Мишка, словно и не умолкал, - А что бы ты у них спросил, умей они говорить с нами?
Дед, как и всегда, прищурившись, перевел взгляд на внука, затем обратно на звездную карту.
- Я бы спросил у звезды - если я не буду на тебя смотреть, будешь ли ты светить?
- Конечно, будет! Иначе же умрет!
- Верно, Мишка, верно. Но если она ответила бы "нет", значит и не звезда она вовсе, да и никогда по-настоящему не светила. Светят в первую очередь для себя, а лишь потом для посторонних глаз.
- Деда, ты что-то совсем сложное загибать начал, - покривил лицом мальчик.
- Эх, Мишка-Мишка, любуйся на звезды, и ни о чем не думай... Лови момент, пока они делают это для тебя бесплатно.
Мишка пожал плечами, отчаявшись понять старика, и остаток ночи оба провели в безмолвной тишине, вернувшись домой лишь под утро, когда на полях повис густой туман, укутавший стога сена, а звезды заслонил предрассветный небосвод. От магии ночного дурмана не осталось и следа. Похолодало.
- Деда, - напоследок спросил Мишка, глядя вверх и не находя светил, - а они и сейчас светят?
- Даже сейчас.
Бабка, проснувшись с восходом солнца и застав двух своих любимых мужчин в кроватях, так ничего и не узнала об их ночной прогулке и приготовила на завтрак блины.

2014.


Рецензии